Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Майков В. Н.: Биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID7839
АннотацияОб авторе (Майков Валериан Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Майков В. Н.: Биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 2000 .— 5 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7839 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01130034.htm Майков, Валериан Николаевич - даровитый мыслитель, сын живописца Николая Аполлоновича Майкова, брат Аполлона и Леонида Майковых, родился 28 августа 1823 г. Гончаров, один из друзей дома, преподавал Майкову русскую словесность. <...> Получив прекрасное домашнее воспитание, Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, и в 19 лет был уже кандидатом. <...> В первой же литературной работе - оставшейся в рукописи статье "Об отношении производительности к распределению богатства" (1842) - Майков критически отнесся к школе Адама Смита и проводил идею об участии рабочих в прибылях производства. <...> Возвратясь в Петербург, он участвовал в составлении небольшого, но весьма замечательного "Карманного Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (2 вып., 1845 - 46). <...> Написанный с глубоким воодушевлением, Словарь Кириллова мог бы сыграть роль русского "Dictionnaire philosophique" (Вольтера), каким он и должен был быть по плану Майкова, если бы подозрительность того времени не остановила его завершения и распространения. <...> Вскоре после 2-го выпуска Словарь был изъят из обращения, а когда в 1849 г. возникло дело так называемых "Петрашевцев", ведший следствие известный Липранди находил, что Словарь "исполнен таких дерзостей, какие едва ли бывали даже в рукописях, пускаемых в общее обращение". <...> Затем он становится во главе основанного в 1845 г. Ф.К. Дершау "Финского Вестника", где поместил начало оставшегося неоконченным трактата "Общественные науки в России". <...> Здесь ярко отразились наиболее выдающиеся стороны духовной личности Майкова, его огромная начитанность в сфере общественно-политических наук, замечательная способность легко и свободно ориентироваться в самых отвлеченных понятиях; здесь же с наибольшей обоснованностью и последовательностью проведен главный тезис всей литературной деятельности Майкова - проповедь необходимости <...>
Майков_В._Н._Биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01130034.htm Майков, Валериан Николаевич - даровитый мыслитель, сын живописца Николая Аполлоновича Майкова, брат Аполлона и Леонида Майковых, родился 28 августа 1823 г. Гончаров, один из друзей дома, преподавал Майкову русскую словесность. Получив прекрасное домашнее воспитание,Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, и в 19 лет был уже кандидатом. Из профессоров особенное влияние оказал на него читавший политическую экономию В.С. Порошин. В первой же литературной работе - оставшейся в рукописи статье "Об отношении производительности к распределению богатства" (1842) - Майков критически отнесся к школе Адама Смита и проводил идею об участии рабочих в прибылях производства. Определившись на службу в департамент сельского хозяйства, Майков занялся естественными науками и перевел "Письма о химии" Либиха (не изданы). Слабость здоровья вскоре заставила его выйти в отставку и провести более полугода в Германии, Франции и Италии. Возвратясь в Петербург, он участвовал в составлении небольшого, но весьма замечательного "Карманного Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (2 вып., 1845 - 46). Официально во главе дела состоял артиллерист Н.С. Кириллов, но в действительности душой предприятия были Майков и Петрашевский. Написанный с глубоким воодушевлением, Словарь Кириллова мог бы сыграть роль русского "Dictionnaire philosophique" (Вольтера), каким он и должен был быть по плану Майкова, если бы подозрительность того времени не остановила его завершения и распространения. Вскоре после 2-го выпуска Словарь был изъят из обращения, а когда в 1849 г. возникло дело так называемых "Петрашевцев", ведший следствие известный Липранди находил, что Словарь "исполнен таких дерзостей, какие едва ли бывали даже в рукописях, пускаемых в общее обращение". Этот отзыв Липранди - одно из многочисленных преувеличений чрезмерно усердного следователя. Бесспорно, однако, что Словарь Кириллова принадлежит к числу наиболее ярких проявлений общественного движения, шедшего к нам из Франции 40-х годов. Майков принимал участие только в составлении 1-го, более умеренного выпуска Словаря Кириллова. Затем он становится во главе основанного в 1845 г. Ф.К. Дершау "Финского Вестника", где поместил начало оставшегося неоконченным трактата "Общественные науки в России". Здесь ярко отразились наиболее выдающиеся стороны духовной личности Майкова, его огромная начитанность в сфере общественно-политических наук, замечательная способность легко и свободно ориентироваться в самых отвлеченных понятиях; здесь же с наибольшей обоснованностью и последовательностью проведен главный тезис всей литературной деятельности Майкова - проповедь необходимости органической связи науки и искусства с живой действительностью. Основное стремление статьи - поставить во главе нравственно-политических наук "философию общества", в отличие от прежнего "антропологического" направления, когда все было основано на стремлении к обеспечению блага отдельной личности. С точки зрения "философии общества" или, по другому выражению автора, с точки зрения "социалиста" он нападает на английскую политико-экономическую школу Адама Смита, которая "очищает свою науку от всяких примесей нравственных и политических" и рассматривает "богатство как факт отдельный, ни от чего не зависящий, ни с чем не соединенный органически". Этот взгляд, "ложный в науке, делается гибельным для практики". Политическая экономия Англии "утратила характер науки, основанной на идее благосостояния, и послужила основанием монополии аристократии богатства". С той же точки зрения автор нападает на науку немецкую, хотя она является полной противоположностью науки английской. "Как Англия выражает односторонность экономическую, так Германия, напротив того, представляет крайность нравственную. Наука изолирована у немцев в той же мере, как промышленность - у англичан". Германия кажется Майкову современной Индией: "та же мысль, отрешившаяся от жизни, погруженная в созерцание самой себя, без всякого отношения к жизни". Только во Франции новейшего времени наука "не увеличена ни бездушным анализом англичан, ни бесплотным синтезом немцев", только во Франции наука полна "органического характера". В той царственной роли, которую отводит Майков "философии общества", нельзя не видеть, между прочим, прямого отражения философии Огюста Конта. В кружке Белинского она была известна по статьям о ней в "Revue des deux Mondes", Майков же цитирует самый "Cours de pilosophie positive". Знакомство со статьями Валериана Майкова показывает вообще, как рано он приобщился тех западноевропейских умственных течений, которые стали у нас всеобщими значительно позже. В философии он один из первых восстал у нас против немецкой метафизики; в политической экономии он, со своей проповедью "дольщины" рабочих в предприятиях, является как бы катедер-социалистом 70-х годов; взгляды его на искусство, став предметом разбора в 1891-1892 годах, поразили многих критиков сходством со взглядами Гюйо, писавшего сорок лет после Майкова. Что касается взглядов Майкова на национальность, то они по своей широте, по полному отсутствию в них чего бы ни было похожего на национальное самохвальство, и теперь еще недоступны весьма многим. В свое время даже Белинский протестовал против них, находя, что молодой писатель слишком уже "всечеловек". Статья "Общественные науки в России", напечатанная в мало распространенном "Финском
Стр.1