Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01130034.htm
Майков, Валериан Николаевич - даровитый мыслитель, сын живописца Николая Аполлоновича
Майкова, брат Аполлона и Леонида Майковых, родился 28 августа 1823 г. Гончаров, один из друзей
дома, преподавал Майкову русскую словесность. Получив прекрасное домашнее воспитание,Майков
поступил на юридический факультет Петербургского университета, и в 19 лет был уже кандидатом. Из
профессоров особенное влияние оказал на него читавший политическую экономию В.С. Порошин. В
первой же литературной работе - оставшейся в рукописи статье "Об отношении производительности к
распределению богатства" (1842) - Майков критически отнесся к школе Адама Смита и проводил идею
об участии рабочих в прибылях производства. Определившись на службу в департамент сельского
хозяйства, Майков занялся естественными науками и перевел "Письма о химии" Либиха (не изданы).
Слабость здоровья вскоре заставила его выйти в отставку и провести более полугода в Германии,
Франции и Италии. Возвратясь в Петербург, он участвовал в составлении небольшого, но весьма
замечательного "Карманного Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (2 вып.,
1845 - 46). Официально во главе дела состоял артиллерист Н.С. Кириллов, но в действительности душой
предприятия были Майков и Петрашевский. Написанный с глубоким воодушевлением, Словарь
Кириллова мог бы сыграть роль русского "Dictionnaire philosophique" (Вольтера), каким он и должен был
быть по плану Майкова, если бы подозрительность того времени не остановила его завершения и
распространения. Вскоре после 2-го выпуска Словарь был изъят из обращения, а когда в 1849 г. возникло
дело так называемых "Петрашевцев", ведший следствие известный Липранди находил, что Словарь
"исполнен таких дерзостей, какие едва ли бывали даже в рукописях, пускаемых в общее обращение".
Этот отзыв Липранди - одно из многочисленных преувеличений чрезмерно усердного следователя.
Бесспорно, однако, что Словарь Кириллова принадлежит к числу наиболее ярких проявлений
общественного движения, шедшего к нам из Франции 40-х годов. Майков принимал участие только в
составлении 1-го, более умеренного выпуска Словаря Кириллова. Затем он становится во главе
основанного в 1845 г. Ф.К. Дершау "Финского Вестника", где поместил начало оставшегося
неоконченным трактата "Общественные науки в России". Здесь ярко отразились наиболее выдающиеся
стороны духовной личности Майкова, его огромная начитанность в сфере общественно-политических
наук, замечательная способность легко и свободно ориентироваться в самых отвлеченных понятиях;
здесь же с наибольшей обоснованностью и последовательностью проведен главный тезис всей
литературной деятельности Майкова - проповедь необходимости органической связи науки и искусства с
живой действительностью. Основное стремление статьи - поставить во главе нравственно-политических
наук "философию общества", в отличие от прежнего "антропологического" направления, когда все было
основано на стремлении к обеспечению блага отдельной личности. С точки зрения "философии
общества" или, по другому выражению автора, с точки зрения "социалиста" он нападает на английскую
политико-экономическую школу Адама Смита, которая "очищает свою науку от всяких примесей
нравственных и политических" и рассматривает "богатство как факт отдельный, ни от чего не зависящий,
ни с чем не соединенный органически". Этот взгляд, "ложный в науке, делается гибельным для
практики". Политическая экономия Англии "утратила характер науки, основанной на идее
благосостояния, и послужила основанием монополии аристократии богатства". С той же точки зрения
автор нападает на науку немецкую, хотя она является полной противоположностью науки английской.
"Как Англия выражает односторонность экономическую, так Германия, напротив того, представляет
крайность нравственную. Наука изолирована у немцев в той же мере, как промышленность - у англичан".
Германия кажется Майкову современной Индией: "та же мысль, отрешившаяся от жизни, погруженная в
созерцание самой себя, без всякого отношения к жизни". Только во Франции новейшего времени наука
"не увеличена ни бездушным анализом англичан, ни бесплотным синтезом немцев", только во Франции
наука полна "органического характера". В той царственной роли, которую отводит Майков "философии
общества", нельзя не видеть, между прочим, прямого отражения философии Огюста Конта. В кружке
Белинского она была известна по статьям о ней в "Revue des deux Mondes", Майков же цитирует самый
"Cours de pilosophie positive". Знакомство со статьями Валериана Майкова показывает вообще, как рано
он приобщился тех западноевропейских умственных течений, которые стали у нас всеобщими
значительно позже. В философии он один из первых восстал у нас против немецкой метафизики; в
политической экономии он, со своей проповедью "дольщины" рабочих в предприятиях, является как бы
катедер-социалистом 70-х годов; взгляды его на искусство, став предметом разбора в 1891-1892 годах,
поразили многих критиков сходством со взглядами Гюйо, писавшего сорок лет после Майкова. Что
касается взглядов Майкова на национальность, то они по своей широте, по полному отсутствию в них
чего бы ни было похожего на национальное самохвальство, и теперь еще недоступны весьма многим. В
свое время даже Белинский протестовал против них, находя, что молодой писатель слишком уже
"всечеловек". Статья "Общественные науки в России", напечатанная в мало распространенном "Финском
Стр.1