УДК 343.2/.7
ББК 67.408
Б53
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Воробьев А. И., кандидат технических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой
«Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного
университета (МАДИ);
Жанказиев С. В., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация
и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного университета
(МАДИ);
Иванов С. А., руководитель подразделения информационной безопасности компании
«Первый Бит»;
Коробеев А. И., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного
права и криминологии Дальневосточного федерального университета, заслуженный
деятель науки РФ;
Маликов С. В., кандидат юридических наук, доцент Московского государственного
юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА);
Чучаев А. И., доктор юридических наук, профессор Московского государственного
юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Б53
фия / под ред. А. И. Чучаева. — Москва : Проспект, 2021. — 520 с.
ISBN 978-5-392-32846-8
Беспилотники на дорогах России (уголовно-правовые проблемы) : монограВпервые
в российской уголовно-правовой литературе исследуются проблемы ответственности
за причинение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с
участием высокоавтоматизированного автотранспортного средства. Дана характеристика
беспилотника, показаны особенности механизма нарушения безопасности, при этом
особое внимание уделено роли информационных угроз в его аварийности (представлена
модель угроз безопасности информационной системы «высокоавтоматизированное транспортное
средство – дорожная инфраструктура»), рассмотрены общие и специальные вопросы
криминализации и пенализации нарушений правил безопасности функционирования
робомобилей, показан опыт решения аналогичных вопросов в зарубежных странах.
Законодательство приведено по состоянию на 1 августа 2020 г.
Для специалистов в области уголовного права, а также всех тех, кто интересуется проблемами
противодействия аварийности на дорогах средствами уголовного права.
УДК 343.2/.7
ББК 67.408
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного
проекта № 18-29-16162.
Научное издание
Чучаев Александр Иванович и др.
БЕСПИЛОТНИКИ НА ДОРОГАХ РОССИИ
(УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 32,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Подписано в печать 07.08.2020. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-32846-8
© Коллектив авторов, 2020
© ООО «Проспект», 2020
/16
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень сокращений и обозначений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава I
ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ
СРЕДСТВО (БЕСПИЛОТНИК)
§ 1. Понятие, уровни автономности и конструктивные
особенности автомобилей с высокой степенью
автоматизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
§ 2. Инфраструктура управления автомобилем.
Цифровая модель дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
§ 3. Человеко-машинный интерфейс для автомобилей
с высокой степенью автоматизации.
Необходимые компетенции водителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Глава II
МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 1. Понятие, элементы и общая характеристика
механизма транспортного преступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
§ 2. Информационная система «высокоавтоматизированное
транспортное средство — дорожная инфраструктура» . . . . . . . . . .67
§ 3. Модель угроз безопасности информационной
системы «высокоавтоматизированное транспортное
средство — дорожная инфраструктура» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Глава III
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ИХ ВИДЫ
В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
§ 1. Понятие и признаки транспортного преступления . . . . . . . . . . . 168
§ 2. Транспортные преступления: проблемы классификации.
Виды автотранспортных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
Стр.518
Содержание
519
§ 3. Автотранспортные преступления
и автотранспортные проступки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Глава IV
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРОИСШЕСТВИЙ
§ 1. Нарушение правил дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
§ 2. Нарушение правил дорожного движения
лицом, подвергнутым административному
наказанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
§ 3. Недоброкачественный ремонт транспортных
средств и выпуск их в эксплуатацию
с техническими неисправностями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
§ 4. Приведение в негодность транспортных средств
или путей сообщения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
§ 5. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации
транспортных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
§ 6. Нарушение правил, обеспечивающих
безопасную работу транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
§ 7. Информационная система беспилотника
и транспортное происшествие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Глава V
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ (ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ):
ХАРАКТЕРИСТИКА , ОСНОВАНИЯ,
КРИТЕРИИ
§ 1. Общие вопросы криминализации
(декриминализации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
§ 2. Юридико-криминологические основания
криминализации (декриминализации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
§ 3. Социально-экономические основания
криминализации (декриминализации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
§ 4. Социально-психологические основания
криминализации (декриминализации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
§ 5. Критерии криминализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
§ 6. Формирование уголовно-правовой
нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
§ 7. Построение статей уголовных законов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .347
Стр.519
520
Содержание
Глава VI
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ (ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ)
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1. Общие основания и предпосылки криминализации
(декриминализации) автотранспортных
преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
§ 2. Особенности криминализации дорожно-транспортных
происшествий с участием беспилотников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
Глава VII
ПЕНАЛИЗАЦИЯ (ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ)
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1. Общие вопросы пенализации (депенализации) . . . . . . . . . . . . . 408
§ 2. Построение санкций уголовно-правовых норм . . . . . . . . . . . . . . 416
§ 3. Теория пенализации и система уголовных наказаний . . . . . . . 424
§ 4. Пенализация (депенализация) автотранспортных
преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
§ 5. Пути и способы совершенствования пенализации
автотранспортных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
Глава VIII
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КРИМИНАЛИЗАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНИКОВ
§ 1. Подходы к правовой регламентации
функционирования беспилотников
в ряде зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480
§ 2. Подходы к правовой регламентации
функционирования беспилотников в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Используемые термины и определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
Стр.520