УДК 741:742.1(075)
ББК 85.154я73
К46
Рецензенты:
И. В. Солодухин, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры
академической живописи и рисунка ОмГПУ;
Л. М. Олещенко, канд. ист. наук, доцент,
науч. сотрудник Омского музея К. Белова
Кичигина, А. Г.
К46
Академический рисунок. Начальные сведения : учеб. пособие /
А. Г. Кичигина, Е. В. Гончарова ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск :
Изд-во ОмГТУ, 2019.
ISBN 978-5-8149-2792-7
В учебном пособии излагаются основные теоретические и методические
сведения о рисунке с натуры – базовые положения академического
рисунка, сведения о графических материалах и их возможностях, основные
принципы построения объемной формы, основы работы над рисунком
пространства в перспективе.
Предназначено для студентов направления 54.03.01 «Дизайн» (профиль
«Дизайн среды»), может быть использовано при обучении студентов
профилей «Дизайн костюма» и «Графический дизайн», а также направлений,
имеющих в учебном плане дисциплину «Рисунок».
УДК 741:742.1(075)
ББК 85.154я73
Рекомендовано редакционно-издательским советом
Омского государственного технического университета
ISBN 978-5-8149-2792-7
© ОмГТУ, 2019
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом,
учебным планом специальности и рабочей программой по дисциплине
«Академический рисунок».
«Академический рисунок» является одной из важнейших специальных
дисциплин в системе подготовки специалиста, работающего в области средового
дизайна. Освоение основ академического рисунка дает необходимые для
профессиональной деятельности знания о способах и методах графического построения
предметно-пространственных форм на плоскости, развивает композиционное
и пространственное мышление, формирует навыки анализа визуальной
информации и синтезирования знаний в области создания графических образов,
реализуемых в дизайн-проектировании. В результате овладения навыками академического
рисунка будущие специалисты получают знания основ творческой
и дизайнерской деятельности, приобретают необходимые навыки для создания
эскизов, зарисовок и скетчей, разработки композиционных решений дизайнобъектов.
Учебное
пособие состоит из предисловия, трех глав, разбитых на темы, заключения,
заданий для самостоятельной работы, списка рекомендуемой литературы,
словаря терминов и определений. Каждая тема пособия включает в себя
теоретический материал, иллюстрации и контрольные вопросы для закрепления
знаний. Список рекомендуемой литературы содержит литературные источники,
изучение которых может оказать действенную помощь в более широком
изучении дисциплины.
В первой главе изложены основные понятия, принципы и законы формирования
изображения на плоскости методами академического рисунка: законы линейно-воздушной
перспективы, закономерности построения простых и сложных
объемных форм с учетом законов перспективы, теория теней, основные положения
воздушной перспективы и способы передачи объема и пространства с помощью
светотени.
4
Стр.4
Во второй главе уделяется внимание графическим материалам и основным
приемам работы с ними в рамках академического рисунка: особенности выбора
бумаги для рисования, принципы выбора графического материала в соответствии
с поставленными задачами (учебными или творческими). Это связано
с тем, что часто неумелое, а иногда и пренебрежительное отношение к этой
стороне дела существенно тормозит выполнение учебного задания, а порой не
позволяет довести его до конца.
В третьей главе рассматриваются принципы передачи формы различного
рода объектов: основы перспективного построения геометрических форм,
принцип конструктивного построения простых и сложных бытовых предметов,
отдельных случаев конструктивного построения объектов, обычно вызывающих
затруднения у студентов: предметов сложной формы, выступающих деталей
в различных ракурсах, а также способы передачи формы объектов и глубины
пространства с помощью тона.
А. Г. Кичигиной написаны предисловие, введение, главы 1 и 2, темы 2–4
в главе 3, заключение, словарь терминов и определений, задания для самостоятельной
работы; Е. В. Гончаровой – темы 1 и 5 в главе 3.
5
Стр.5