Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Первые шаги в науке : сборник материалов XVIII Городской научно-практической конференции научного общества учащихся детских школ искусств (17 марта 2021 года).Выпуск 17 (290,00 руб.)

0   0
АвторыДымова Ирина Георгиевна, Тельнова Надежда Анатольевна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц208
ID775102
АннотацияВ семнадцатый выпуск сборника материалов XVIII Городской научно-практической конференции научного общества учащихся детских школ искусств (17 марта 2021 года) вошли статьи учащихся ДШИ и ДХШИ г. Челябинска, выполненные под научным руководством преподавателей школ города и консультантов ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского. Рассматривается широкий круг тем, охватывающий вопросы отечественной и зарубежной музыки, культуры Бурятии, синтеза искусств, истории музыкальных инструментов и др.
Кому рекомендованоИздание предназначено для преподавателей и учащихся ДШИ, ДХШИ и студентов средних специальных музыкальных учебных заведений.
ISBN978-5-94934-093-6
Первые шаги в науке : сборник материалов XVIII Городской научно-практической конференции научного общества учащихся детских школ искусств (17 марта 2021 года).Выпуск 17 / И.Г. Дымова, Н.А. Тельнова .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2021 .— 208 с. : ил. — ISBN 978-5-94934-093-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/775102 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Первые_шаги_в_науке__сборник_материалов_XVIII_Городской_научно-практической__конференции_научного__общества__учащихся_детских__школ__искусств_(17__марта__2021__года).Выпуск_17_(1).pdf
ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ Культура современности ставит перед молодым поколением сложные задачи осмысления процессов, происходящих в искусстве сегодняшнего дня. Если опорой для понимания сложнейших внутренних связей явлений культуры в результате осмысления остаются ощущения, впечатления и представления, то само мышление неизбежно конкретизируется словами, осуществляется через понятия и суждения. Собственно, последнее подтверждает опыт многих деятелей искусства ХХ–XXI веков, которые стремились объяснить, расшифровать художественные программы своих опусов как в части содержания, так и в части технологии (В. Кандинский, К. Малевич, А. Белый, В. Брюсов, А. Шёнберг, П. Хиндемит, О. Мессиан, Л. Нано, К. Штокхаузен, А. Шнитке, Э. Денисов, В. Мартынов и многие другие). Для овладения огромным арсеналом составляющих культуры необходимо сформированное интеллектуальное начало. Вот почему развитие самостоятельного, творческого мышления – одна из важнейших задач постоянно меняющегося современного мира и, в частности, современной педагогики, акцентирующей необходимость формирования критического осмысления огромного информационного потока. Однако недостаточно осознавать значимость мыслительной сферы для обучения. Необходимо заботливое, систематическое культивирование творческого мышления в учебном процессе, формирование у учащихся особого к нему отношения – как одному из приоритетных показателей личностного развития. На это ориентированы ежегодно проводимые в Челябинске городские («Первые шаги в науке»), областные («Юный исследователь»), региональные («Интеллектуалы XXI века») интеллектуальные состязания, вводящие учащихся в мир научных поисков. В данном, семнадцатом выпуске представлены материалы XVIII Городской конференции научного общества учащихся детских школ искусств «Первые шаги в науке», прошедшей 17 марта 2021 года на базе Южно-Уральского института искусств имени П.И. Чайковского. Сборник содержит тексты шестнадцати докладов, охватывающих широкий круг проблем. Музыка 3
Стр.3
выполняет интегрирующую функцию в тематике всех сообщений. От неё расходятся направляющие в разные сферы культуры, искусства, науки: историю, философию и теологию («Музыкальная лаборатория: связь химии и музыки», «Дыханием небес наполнена земля», «Образно-символическая интепретация огня в иконописи», «Александр Невский как историческая личность и герой национальной культуры», «Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого», «Эволюция вальса: ценностный феномен вальса в русской культуре», «Развитие хорового искусства и его влияние на личность с древних времён до наших дней») вопросы синтеза искусств («В.В. Кандинский. Музыка в живописи», «Эстетика “Мира искусства” и ”Петрушка” И.Ф. Стравинского», «Можно ли нарисовать сонату? Синтез искусств в творчестве Чюрлёниса»). Ярко представлены и образы детские, фольклорные образы в музыке: «Бурятская бытовая сказка и её претворение в опере Б. Ямпилова “Чудесный клад”», «Большой секрет “маленькой звёздочки”», «Кто ты, кукла в красном сарафане? Русский национальный женский костюм», «Музыкальные образы игровой куклы в фортепианном творчестве композиторов ХIХ–ХХ веков», «Пернатая история: образ птицы в искусстве с древности до наших дней». В процессе работы от смыслового импульса до рождения замысла юные исследователи вместе со своими научными руководителями (преподавателями ДШИ) и научными консультантами (доцентами ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского) подключали внутренние ресурсы – фантазию, воображение, ассоциативное мышление. Каждый учащийся настойчиво искал «свою тему», которая в ходе исследования начинала приобретать личностное звучание, и в дальнейшем могла бы стать фундаментом будущих серьёзных научных открытий. Думается, что материалы публикаций найдут широкое применение в учебном процессе, принесут методическую пользу преподавателям и учащимся детских школ искусств, студентам средних и высших музыкальных профессиональных учебных заведений. И. Г. Дымова, кандидат педагогических наук, доцент 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ От редакторасоставителя Осипова А. Кокорина П. ……………………………………………. 3 В.В. Кандинский. Музыка в живописи…. 5 Бурятская бытовая сказка и её претворение в опере Б. Ямпилова «Чудесный клад»………………………… 14 Гелозутдинов А. Большой секрет «маленькой звёздочки».. 27 Москалев С., Фёдорова Е. Каяшова Н. Хабина М. Митрофанова В., Романова А. Крылова Е. Гриднев Л. Балок Я. Музыкальные образы игровой куклы в фортепианном творчестве композиторов ХIХ–ХХ веков……………………………. 42 Кто ты, кукла в красном сарафане? Русский национальный женский костюм 60 Пернатая история: образ птицы в искусстве с древности до наших дней…. 71 Музыкальная лаборатория: связь химии и музыки…………………………………. 81 Можно ли нарисовать сонату? Синтез искусств в творчестве Чюрлёниса……… 92 Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого………………………. 102 Влияние игры на блокфлейте на здоровье и развитие ребёнка (здоровьесберегающий проект)………… 112 Боголюбская Е. Дыханием небес наполнена земля……… 125 206
Стр.206
Попова А. Шумакова Н. Каледина А. Галимова Д. Спицына В. Развитие хорового искусства и его влияние на личность с древних времён до наших дней……………………………. 142 Образно-символическая интерпретация огня в иконописи………………………… 156 Эволюция вальса: ценностный феномен вальса в русской культуре………………. 168 Александр Невский как историческая личность и герой национальной культуры………………………………….. 180 Эстетика «Мира искусства» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского………... 194 207
Стр.207
Научное издание ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ XVIII ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (17 марта 2021 года) ВЫПУСК 17 Компьютерный набор: И.Г. Дымова Общая редакция: Л.А. Сундарева Верстка: Т.А. Крахмалова Гарнитура Times New Roman. Формат 84х108/16. Бумага офисная 80г/м2 Заказ № 46. Тираж 56 экз. Подписано в печать 01.09 2021 г. Уч.- изд. л. 10,0. Усл. п. л. 13,0 Цена свободная Отпечатано в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского»: 454091 Челябинск, ул. Плеханова, 41 Редакционно-издательский отдел: 454080, г. Челябинск, пр. Победы, 167, к. 301, 409 208
Стр.208

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.