СОДЕРЖАНИЕ
issn 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2022. № 3 (36)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Боженкова Н. А., доктор филологических наук, профессор (Москва,
Россия)
Боргоякова Т. Г., доктор филологических наук, профессор (Абакан,
Россия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Карпова Л. Л., доктор филологических наук, доцент (Ижевск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
ФИЛОСОФИЯ
Безвиконная Е. В. Ценностное измерение
семейных правоотношений �������������������������������� 9
Белоусова Н. А. Личностная модель
религиозности как духовная основа
мировоззрения человека ���������������������������������� 15
Горнова Г. В. Концептуальные схемы
трактовки ценностного выбора ������������������������ 19
Львов А. А. Дегуманизация истории
как антителеологический проект ��������������������� 25
Нефёдова Л. к. Религия и искусство:
феномены и дефиниции ����������������������������������� 0
Николаева А. Б. Персона ученого сквозь его
концепции: обманная реальность мирного
времени в философских исследованиях Поля
Вирильо �������������������������������������������������������������� 6
Ополев П. В. Сложность в ракурсе
эпистемологии конструктивизма ��������������������� 41
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск, Россия)
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Петров А. В. Сила и слабость телеологии
как эпистемологической стратегии ������������������ 48
Федорова Н. В. Протест как форма
созидания новой нормы ����������������������������������� 56
Федяев Д. М., Федяева Н. Д. О машинном
аспекте мироотношения: становление
и трансформация ����������������������������������������������� 60
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва, Россия)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 328.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2022
2
ЯЗЫкОЗНАНИЕ
Астафьева И. А. Прецедентное имя
в газетном дискурсе ������������������������������������������ 71
Белая Е. Н. Национально-культурная
специфика французских и русских
фразеологических единиц
с компонентом «mouche/муха» ����������������������� 76
Васильева О. Ю., Вольных Д. О.
Антропоцентрическое описание
ономастической лексики в динамическом
аспекте (на материале летописных фондов
XIV–XVII веков) ��������������������������������������������������� 80
Стр.3
Галич Г. Г. Сопоставительный анализ
категории значимости в английском,
немецком и русском языках ����������������������������� 86
Гибкий П. В. Эффект настоящего времени
в китайском языке ��������������������������������������������� 92
Гуц Е. Н., Иванова Е. Д. Семантическое
моделирование способов вербализации
эмоций (на примере эмоций боязнь и испуг) ���� 97
Дмитриева О. А., Ху Юйпинь.
Семантическое развитие понятия
«токсичность» �������������������������������������������������� 10
Марченко Д. А., Рогожникова Т. П.
Концептуализация благополучия в советской
песенной поэзии 1930-х годов ����������������������� 109
Николенко О. Ю. Диалог поколений:
трансляция языка и культуры в мемуарной
коммуникативной практике ��������������������������� 114
Ромашова И. П. Стратегия моделирования
«дискурса реагирования» в корпоративных
текстах �������������������������������������������������������������� 119
Сидорова О. Ю. Семантические особенности
каузативного эмотива «интересовать»
(градуальный аспект) �������������������������������������� 125
Шипилов М. Ю. Ненормативное написание
лексической единицы как маркер ее
семантической специализации
(на материале эрративов жоский и жоско
в неофициальной интернет-коммуникации) ���� 1 0
ПЕДАГОГИкА
Авдонина Н. С., Зайцева Л. В. Анализ
медиаграмотности у студентов направления
«Журналистика» ���������������������������������������������� 141
Берёзкина О. И., Диких Э. Р., Зарипова Е. И.,
Макарова Н. С. Дни единых действий в системе
профориентационной работы в классах
психолого-педагогической направленности ���� 147
Горнова А. Е., Дука Н. А., Федяева Л. В.
Сотрудничество Омского государственного
педагогического университета
и образовательных организаций Омска в период
прохождения педагогических практик ������������� 15
Данилкова М. П. Формирование
общекультурных компетенций в технических
университетах: продолжение дискуссий ������� 158
князева И. Г., Пузина Н. В., Хоботова С. Н.,
катунина Н. В. Совершенствование системы
управления образовательными программами
высшего образования на основе данных ������ 16
козлов С. В. Формирование оптимальных
стратегий обучения в системе повышения
квалификации учителей ���������������������������������� 170
конопкина Е. С., Шкурат Л. С. Трудности
иностранцев в интонировании высказывания
на русском языке и возможные пути их
преодоления (начальный этап обучения) ����� 177
короткова Н. Л. Роль коммуникации
в профессиональной подготовке будущего
ветеринарного врача ��������������������������������������� 182
Медведев Л. Г. Изобразительное
искусство в современном отечественном
образовании ���������������������������������������������������� 188
Орехова Ю. М., Цыбякова Е. С. Оценка
уровня сформированности критического
мышления курсантов на занятиях по
иностранному языку���������������������������������������� 191
Ранцев Г. М. Механизмы формирования
и оптимизации двигательно-познавательной
деятельности в режиме дошкольников ��������� 197
Рябцева Л. А. Предпосылки становления
профессионально-коммуникативной
компетентности курсантов — будущих
сотрудников органов внутренних дел������������ 205
Силантьева Е. В. Методологическая программа
ретроспективного исследования генезиса
школьной культуры (1985–2001) �������������������� 212
Смирнова С. В. Учебное проектирование
как средство реализации концепции
многомерности образования ������������������������� 219
Тимченко Н. С., кочетова Ю. Ю., Тупикина В. А.
Симуляционное обучение в современном
фармацевтическом образовании: анализ
мнений студентов �������������������������������������������� 225
Фёдоров В. А. Эффективность командных
методов обучения ������������������������������������������� 2 0
Чердынцева Е. В., Якубенко О. В.,
Фролова П. И. Исследование
образовательных результатов обучающихся
в условиях дистанционного обучения ����������� 2 5
Информация для авторов ������������������������������ 240
Стр.4
CONTENTS
issn 2309-9380
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientifi c Journal
2022. No. 3 (36)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Bozhenkova N. A., Doctor of Philological Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Borgoiakova T. G., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Karpova L. L., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Izhevsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Editorial Staff:
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certifi cate ПИ ФС77-66763 of August 8,
2016 issued by Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor)
Editorial offi ce address:
OSPU, r. 328, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast,
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2022
4
Gibkij P. V. Present Tense Eff ect in the Chinese
Language ������������������������������������������������������������� 92
PHILOSOPHY
Bezvikonnaya E. V. Value Dimension of Family
Legal Relati ons ������������������������������������������������������� 9
Belousova N. A. Personal Model of Religiosity
as the Spiritual Basis of a Person’s Worldview ���� 15
Gornova G. V. Conceptual Schemes of
Interpretati on of Value Choice ���������������������������� 19
Lvov A. A. Dehumanizati on of History as
an Anti teleological Project ���������������������������������� 25
Nefedova L. K. Religion and Art: Phenomena
and Defi niti ons ���������������������������������������������������� 0
Nikolaeva A. B. The Scienti st’s Persona Through
His Concepts: The Fake Reality of Peaceti me in
the Philosophical Investi gati ons of Paul Virilio ���� 6
Opolev P. V. Complexity in the Perspecti ve of
the Epistemology of Constructi vism �������������������� 41
Petrov A. V. Strength and Weakness of Teleology
as an Epistemological Strategy ���������������������������� 48
Fedorova N. V. Protest as a Form of Creati ng
a new norm �������������������������������������������������������� 56
Fedyaev D. M., Fedyaeva N. D. On the Machine
Aspect of the World Relati on: Formati on and
Transformati on ���������������������������������������������������� 60
LINGUISTICS
Astafeva I. A. Precedent name in newspaper
Discourse ������������������������������������������������������������� 71
Belaya E. N. nati onal and Cultural Specifi cs
of French and Russian Fixed Expressions with
the “Mouche/Fly” Component ���������������������������� 76
Vasilyeva O. Yu., Volnykh D. O. Anthropocentric
Descripti on of Onomasti c Vocabulary
in a Dynamic Aspect (Based on the Chronicle
Funds of the 14–17th
Centuries) �������������������������� 80
Galich G. G. Comparati ve Analyses of
the Signifi cance Category in English, German
and Russian ��������������������������������������������������������� 86
Стр.5
Guts E. N., Ivanova E. D. Semantic Modeling
of Ways to Verbalize Emotions (The Case
of Emotions Fear and Fright) ������������������������������� 97
Dmitrieva O. A., Hu Yuping� Semantic
Development of the Concept of “Toxicity” �������� 10
Marchenko D. A., Rogojnikova T. P.
Conceptualization of Prosperity in Soviet Song
Poetry of the 1930s ������������������������������������������� 109
Nikolenko O. Yu. Dialogue of Generations:
Translation of Language and Culture in Memoir
Communicative Practice ������������������������������������ 114
Romashova I. P. Strategy of Modeling
the “Response Discourse” in Corporate Texts ��� 119
Sidorova O. Yu. Semantic Features of
the Causative Emotive “to Interest” (Gradual
Aspect) �������������������������������������������������������������� 125
Shipilov M. Yu. Misspelling of a Lexical Unit as
a Marker of Its Semantic Specialization (Based on
Erratives Zhosky and Zhosko in Informal Online
Communication) ������������������������������������������������ 1 0
PEDAGOGICS
Avdonina N. S., Zaitseva L. V. Analysis of Media
Literacy Among Journalism Students ���������������� 141
Beryozkina O. I., Dikikh E. R., Zaripova E. I.,
Makarova N. S. Days of Unified Actions in
the System of Career Guidance in Psychological
and Pedagogical Classes ������������������������������������ 147
Gornova A. E., Duka N. A., Fedyaeva L. V.
Cooperation of Omsk State Pedagogical University
and Educational Organizations of Omsk During
the Period of Pedagogical Practice �������������������� 15
Danilkova M. P. Formation of Universal Cultural
Competencies in Technical Universities:
Continuation of Discussions ������������������������������ 158
Knyazeva I. G., Puzina N. V., Khobotova S. N.,
Katunina N. V. Managerial Improvement
of Educational Programs of Higher Education
Based on Data ��������������������������������������������������� 16
Kozlov S. V. Formation of Optimal Learning
Strategies in the Teacher Training System ��������� 170
Konopkina E. S., Shkurat L. S. Difficulties of
Foreigners in Intonation of Statements in Russian
and Possible Ways to Overcome Them (the Initial
Stage of Training) ����������������������������������������������� 177
Korotkova N. L. The Role of Communication in
Professional Training of Future Veterinarians ��� 182
Medvedev L. G. Art in Modern Russian
Education ����������������������������������������������������������� 188
Orekhova Yu. M., Tsybyakova E. S. Assessment
of the Cadets’ Critical Thinking Formation
at Foreign Language Classes ������������������������������ 191
Rantsev G. M. Mechanisms of Formation and
Optimization of Motor and Cognitive Activity
in the Mode of Preschoolers ����������������������������� 197
Ryabtseva L. A. Prerequisites for the Formation
of Professional and Communicative Competence
of Cadets — Future Internal Affairs Officers ������ 205
Silantieva E. V. Methodological Program for
a Retrospective Study of the Genesis of School
Culture (1985–2001) ����������������������������������������� 212
Smirnova S. V. Educational Design as a Means
of Implementing the Concept of Multidimensional
Education ����������������������������������������������������������� 219
Timchenko N. S., Kochetova Yu. Yu., Tupikina V. A.
Simulation Training in Modern Pharmaceutical
Education: An Analysis of Students’ Opinions ��� 225
Fyodorov V. A. Effectiveness of Team Training
Methods ������������������������������������������������������������ 2 0
Cherdyntseva E. V., Jakubenko O. V., Frolova P. I.
Study of Educational Results of Students in
Distance Learning ���������������������������������������������� 2 5
Information for the Authors ����������������������������� 240
5
Стр.6