issn 2309-9380
ВЕСТНИК
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2022. № 2 (35)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Боженкова Н. А., доктор филологических наук, профессор (Москва,
Россия)
Боргоякова Т. Г., доктор филологических наук, профессор (Абакан,
Россия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Карпова Л. Л., доктор филологических наук, доцент (Ижевск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
Гагарин А. С., Новопашин С. А.
Концепция постчеловека: проблема субъектности
и экзистенциальные основания бытия
человека ��������������������������������������������������������������� 9
Ефименко В. П. История экспертизы
художественных ценностей в России ��������������� 15
Мисюров Н. Н. «Случай» с Одиссеем как
иллюстрация к «качественной» метафизике
Аристотеля (причина как цель и благо) ����������� 22
Пантафлюк К. А� Человек в альтернативе
предельных смыслов: поиск истины ���������������� 0
Пластун В. Ю. Потребление: онтологическая
сущность или культурно-историческое
явление ��������������������������������������������������������������� 6
Политов А. В. О соотношении понятий
хронотопа и хронотопологии: от отдельной
категории к теории пространственновременной
организации сущего и человека ��� 41
Репкин А. И., Митягин С. А. Онтологические
аспекты экономической терминологии ����������� 47
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск, Россия)
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Ситдикова А. Г. Специфика отношения
«автор — читатель» в творчестве Мигеля
де Унамуно ��������������������������������������������������������� 5
Яковлева Е. Л. Рекурсивность
автобиографического художественного
повествования ��������������������������������������������������� 57
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва, Россия)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 328.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2022
2
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Али Мадаени Аввал, Мохсен Абуи Мехризи.
Послелог ﺍﺭ как один из частотных способов
выражения грамматического значения
падежа и управления в персидском языке:
сопоставительный комментарий ��������������������� 65
Виданов Е. Ю., Литвиненко Ю. Ю. Антиномии
санкционного дискурса (на примере
высказываний об антироссийских санкциях) �� 71
Дьякова Т. А. Литературный интертекст как
элемент идиолекта Михаила Матусовского ���� 76
Елисеева Е. П., Ходюк А. А. Взаимодействие
терминологии и профессионального
просторечия (к вопросу о проблемах
специальной коммуникации) ��������������������������� 8
Стр.3
Костина В. А. Анализ дискурса о новом
социальном типе: кто пришел на смену
дилетанту ����������������������������������������������������������� 87
Кутьева М. В. Медведь: амбивалентность
архетипа в русской лингвокультуре ����������������� 9
Ласица М. В., Соколова Т. В. Переводческие
трансформации текста в художественном
мире перевода (на примере англоязычной
поэзии) ������������������������������������������������������������� 100
Максимюк Е. В. Особенности референции
внутри смежных ассоциативных полей ��������� 105
Малышева Е. Г., Рогалева О. С. Колонка
редактора «Петербургского театрального
журнала» (1992–1996): жанровые
и коммуникативно-прагматические
особенности ����������������������������������������������������� 11
Миллер В. А. Эмоционально-оценочная
лексика в актуальном лексиконе молодежи:
экспериментальное исследование ���������������� 119
Пекарская И. В., Шпомер Е. А. Языковая
организация обвинительных речей
(на материале речей А� Ф� Кони «По делу
об утоплении крестьянки Емельяновой
ее мужем» и «По делу об убийстве статского
советника Рыжова») ���������������������������������������� 126
Терских М. В., Плюснина Н. В. Нативная
реклама в социальной сети TikTok: жанровые
и языковые особенности �������������������������������� 1 6
ПЕДАГОГИКА
Бесценная В. В. Организационные приемы
индивидуализации обучения курсантов
в группе с разным временем прибытия
(на примере русского языка
как иностранного) �������������������������������������������� 145
Карпов В. В. Проблема профессионального
становления будущих бакалавров
техносферной безопасности ��������������������������� 151
Лебедева К. С. Организационнодеятельностная
игра «Защити идею!»
как форма развития образовательной
самостоятельности студентов вуза ����������������� 158
Майер Р. В. Компьютерное моделирование
решения задачи одним или несколькими
учащимися�������������������������������������������������������� 16
Мерзлякова Д. Р. Повышение качества
образования на муниципальном уровне
для подготовки к новому технологическому
укладу ��������������������������������������������������������������� 168
Навойчик Е. Ю. Теоретические
основания рефлексивной парадигмы как
методологического способа решения проблем
общего образования ��������������������������������������� 17
Намсинк Е. В., Алексеев С. Г. Поддержка
профессионального развития молодых
воспитателей в условиях сетевого
взаимодействия образовательных
организаций ����������������������������������������������������� 180
Немеровский В. М., Рубенкова Л. А. Игра
как средство оптимизации двигательной
и познавательной деятельности в режиме
дошкольников �������������������������������������������������� 186
Никитина Л. Б., Гейко Е. В. Обучение
лингвистическому анализу текста в системе
подготовки учителя-словесника ��������������������� 195
Савельева О. Е. Исследование политики
американских школ в области пропаганды
антирасизма ����������������������������������������������������� 201
Секрет К. А., Сабельникова А. А.
Формирование и развитие поликультурной
компетентности как цель обучения
иностранным языкам в образовательном
процессе вуза ��������������������������������������������������� 205
Смагина И. Л. Технология формирования
индивидуального стиля учения студентов
в образовательном процессе вуза ����������������� 210
Соломатин Д. В. О применении в обучении
математике технологических систем
дополненной и виртуальной реальности ������ 214
Урусмамбетова Л. А. Школьное историческое
образование Кабардино-Балкарской
Республики: состояние, проблемы, задачи ��� 219
Чердынцева Е. В., Якубенко О. В.
Особенности развития деятельностного
компонента цифровой компетентности
педагогов Омска и Омской области ��������������� 224
Чуркина Н. И. Ритуал «прием в пионеры»
в репрезентациях школьников эпохи позднего
социализма ������������������������������������������������������ 229
Информация для авторов ������������������������������ 2 6
Стр.4
issn 2309-9380
CONTENTS
PHILOSOPHY
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientifi c Journal
2022. No. 2 (35)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies Chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Bozhenkova N. A., Doctor of Philological Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Borgoiakova T. G., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Karpova L. L., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Izhevsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Editorial Staff:
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certifi cate ПИ ФС77-66763 of August 8,
2016 issued by Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor)
Editorial offi ce address:
OSPU, r. 328, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast,
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2022
4
Gagarin A. S., Novopashin S. A. The Posthuman
Concept: The Problem of Subjecti vity and
Existenti al Foundati ons of Human Being ��������������� 9
Efi menko V. P. Experti se History of Arti sti c
Values in Russia ��������������������������������������������������� 15
Misyurov N. N. “Case” with Odyssey as
the Illustrati on to Aristotle�s “Quality”
Metaphysics (Cause as a Goal and Goodness) ���� 22
Pantafl yuk K. A. Human in the Alternati ve
of Ulti mate Meanings: The Search for Truth ������� 0
Plastun V. Yu. Consumpti on: Ontological Essence
or a Cultural and Historical Phenomenon ����������� 6
Politov A. V. On Correlati on of Chronotope and
Chronotopology Concepts: From a Separate
Category to the Theory of the Spacio-Temporal
Organizati on of Being and Human ����������������������� 41
Repkin A. I., Mityagin S. A. Ontological Aspects of
Economic Terminology ���������������������������������������� 47
Sitdikova A. G. Specifi cs of the “Author — Reader”
Relati onship in M� de Unamuno�s Works ������������ 5
Yakovleva E. L. Recursiveness of Autobiographical
Ficti on Narrati ve �������������������������������������������������� 57
LINGUISTICS
Ali Madayeni Avval, Mohsen Abuei Mehrizi.
The Postpositi on ﺍﺭ as One of the Frequent Ways
of Expressing Grammati cal Meaning of the Case
and Case Government in Persian: A Comparati ve
Commentary �������������������������������������������������������� 65
Vidanov E. Yu., Litvinenko Yu. Yu. Anti nomies of
Sancti ons discourse (The Case of Rhetoric About
Anti -Russian Sancti ons) ��������������������������������������� 71
diakova T. A. Literary Intertext as an Element of
Mikhail Matusovsky�s Idiolect ����������������������������� 76
Eliseeva E. P., Khodyuk A. A. Interacti on of
Terminology and Professional Vernacular
(Revisiti ng Problems of Special
Communicati on) �������������������������������������������������� 8
Kosti na V. A. Analysis of the discourse on a New
Social Type: Who Replaced the dilett ante ���������� 87
Стр.5
Kutieva M. V. Bear: Archetype Ambivalence in
Russian Linguoculture ����������������������������������������� 9
Lasitsa M. V., Sokolova T. V. Translation
Transformations of the Text in the Artistic World
of Interpretation (The Case of English Poetry) �� 100
Maksimyuk E. V. Peculiarities of Reference
Within Adjacent Associative Fields �������������������� 105
Malysheva E. G., Rogaleva O. S. Editor�s Note
of the “Petersburg Theater Journal” (1992–1996):
Genre and Communicative-Pragmatic
Features ������������������������������������������������������������� 11
Miller V. A. Emotional-Evaluative Vocabulary in
the Current Lexicon of Youth: An Experimental
Study ����������������������������������������������������������������� 119
Pekarskaya I. V., Shpomer E. A. Linguistic
Organization of the Accusatory Speeches (Based
on the Speeches by A� F� Koni �In the case of
the drowning of a Peasant Woman Yemelyanova
by Her Husband� and �In the case of the murder
of State Advisor Ryzhov�) ���������������������������������� 126
Terskikh M. V., Plyusnina N. V. Native
Advertising on the Social Network TikTok:
Genre and Language Features ��������������������������� 1 6
PEdAGOGICS
Bescennaya V. V. Organizational Methods of
Individualization of Cadets� Training in a Group
with different Arrival Times (The Case of Russian
as a Foreign Language) �������������������������������������� 145
Кarpov V. V. The Problem of Professional
Formation of Future Bachelors of Technosphere
Safety ����������������������������������������������������������������� 151
Lebedeva K. S. Organizational and Activity
Game “Protect the Idea!” as a Form of
development of Educational Independence of
University Students ������������������������������������������� 158
Mayer R. V. Computer Simulation of
the Problem Solution by One or Several
Schoolchildren ��������������������������������������������������� 16
Merzlyakova d. R. Improving the Education
Quality at the Municipal Level to Prepare for
a New Technological Paradigm �������������������������� 168
Navoychik E. Yu. Theoretical Foundations of
the Reflexive Paradigm as a Methodological Way
to Solve the Problems of General Education ����� 17
Namsink E. V., Alekseev S. G. Support of Young
Preschool Teachers� Professional development
in the Context of Network Interaction of
Educational Organizations ��������������������������������� 180
Nemerovsky V. M., Rubenkova L. A. The Game
as a Method of Optimizing Motor and Cognitive
Activity in the Routine of Preschoolers ������������� 186
Nikitina L. B., Geiko E. V. Teaching Linguistic
Text Analysis in the Language Teacher�s Training
System ��������������������������������������������������������������� 195
Savelyeva O. E. Study of American School Policy
in Promoting Anti-racism ����������������������������������� 201
Sekret K. A., Sabelnikova A. A. Formation and
development of Multicultural Competence As
a Principle of Foreign Language Teaching in
the Educational Process of Higher Educational
Institution ���������������������������������������������������������� 205
Smagina I. L. Technology of Students’ Individual
Learning Style Formation in the Educational
Process of the University ����������������������������������� 210
Solomatin d. V. On the Use of Augmented and
Virtual Reality in Teaching Mathematics ����������� 214
Urusmambetova L. A. School Historical
Education in Kabardino-Balkar Republic: State,
Problems and Tasks ������������������������������������������� 219
Cherdyntseva E. V., Yakubenko O. V.
development Features of the Activity
Component of the Teachers� digital
Competence in Omsk and the Omsk Region ����� 224
Churkina N. I. The Ritual of “Admission
to Pioneers” in the Representations
of Schoolchildren of the Late Socialist Era��������� 229
Information for the Authors ����������������������������� 2 6
5
Стр.6