СОДЕРЖАНИЕ
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2021. № 4 (33)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор (Омск, Россия)
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор (Новосибирск,
Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва,
Россия)
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
ФИЛОСОФИЯ
Брандт Г. А. Культурные логики современности:
этическая доминанта...........................................9
Варова Н. Л. Концептуализация идеи человека
в познавательных стратегиях западной
и русской философии ........................................14
Горнова Г. В. Культурные смыслы цикла
«производство — потребление» ......................20
Грачев А. В., Савоськина А. С.
Эстетизированная идеология — конфликтный
узел культуры .....................................................25
Кордас О. М. Непонимание
в герменевтическом опыте ...............................30
Красноярова Н. Г. Философский статус
художественного авангарда .............................35
Надолинская И. В., Петкова С. М.,
Упорникова И. В. Эволюция форм бунта
в разных типах культур (антропологический
аспект) ................................................................ 41
Стегнюшин А. А. К эволюции идеи власти
в системе культуры ............................................47
Чеснокова Л. В. Уют как феномен приватного
пространства ......................................................52
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Айданова Ю. Ф. Аннотирование на английском
языке: от проблемы перевода к проблеме
обучения ............................................................... 61
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Гибкий П. В., Супрунчук Н. В. Сохранение
эквивалентности при передаче значения
категории пассивного залога с русского языка
на китайский (на материале сайтов Минского
тракторного завода и индустриального парка
«Великий камень») .............................................. 66
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
Глотова Е. А., Москвина В. А. Образ медведя
в фольклоре и лингвокультуре Омского
Прииртышья ......................................................... 70
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 329.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2021
2
Лопаткина С. В. Семантико-структурнофункциональный
анализ языка вражды
в современных массмедиа ................................. 76
Моргун В. Г. Языковая репрезентация образа
«дух ученого» в китайском и российском
медиадискурсах (на примере новостных
статей) ................................................................... 82
Стр.3
Рогожникова Т. П., Мелоян Т. Х. Феминитивы
как объект обсуждения в социальной сети
«ВКонтакте» (на материале групп vk.com/knife.
media и vk.com/sysblok) ....................................... 88
Шевелева Т. Н., Лаухина С. С. Структурные
и семантические особенности
окказионализмов на страницах газеты
«Известия» ............................................................ 93
ПЕДАГОГИКА
Аксютина З. А. Педагогический путь Магжана
Жумабаева .........................................................99
Бойко Е. А. Модель формирования готовности
будущих инженеров к инновационной
экономико-управленческой деятельности ....104
Болдырева О. Н., Тинг Хэ. Анализ проблем,
связанных с довузовским образованием
иностранных студентов в Китае ......................110
Дербуш М. В., Скарбич С. Н. Подготовка
учителей математики к реализации
смешанного обучения в общеобразовательной
организации .....................................................116
Диких Э. Р., Макарова Н. С. Методическое
сопровождение развития готовности
педагогов к формированию
функциональной грамотности
обучающихся ....................................................123
Князькина Н. Х. Психологическая пауза
в монологе .......................................................129
Лавриненко И. Ю. Опыт использования
Гугл-форм в образовательном процессе
(на материале обучения иностранному
языку)................................................................134
Николенко О. Ю. Элементы компетентностной
модели ученика в соотношении
с компонентами функциональной
грамотности: контент-анализ Федерального
государственного образовательного
стандарта ..........................................................138
Петрусевич А. А. Социально-активная позиция
студентов как характеристика ценностносмысловой
сферы личности ...........................145
Сабанцева Т. В. Рефлексия как метод
профессиональной самооценки в системе
хореографического образования ...................150
Федяева Л. В. Еще раз о воспитании
в обучении ........................................................156
3
Чухин С. Г., Чухина Е. В. Процессуальнотехнологический
уровень проектирования
концепции формирования российской
гражданской идентичности школьников .......161
Шелонцев В. А., Герасимова И. В. Реализация
познавательных функций научных теорий
в учебном процессе (на материале обучения
химии)...............................................................170
Шкурко О. В., Петренко Е. Е., Мельник Ю. А.
Формирование страноведческой компетенции
при обучении иностранных военных
специалистов ...................................................175
Ятаева Е. В., Кокшарова А. И. Дидактический
потенциал интернет-мемов как средства
развития грамматической компетенции
(на материале обучения студентов языковых
вузов) ................................................................182
Информация для авторов ..............................187
Стр.4
CONTENTS
ISSN 2309-9380
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientific Journal
2021. No. 4 (33)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies Chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Editorial Staff:
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
PHILOSOPHY
Brandt G. A. Cultural Logics of Contemporaneity:
Ethical Dominant ...................................................... 9
Varova N. L. Conceptualization of the Idea of
the Human in Cognitive Strategies of Western
and Russian Philosophy ......................................... 14
Gornova G. V. Cultural Meanings
of the Production-Consumption Cycle .................. 20
Grachev A. V., Savoskina A. S. Aesthetized
Ideology — the Conflict Node of Culture .............. 25
Kordas O. M. Incomprehension in Hermeneutic
Experience.............................................................. 30
Krasnoyarova N. G. Philosophical Status
of Artistic Avant-Garde .......................................... 35
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk, Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor (Novosibirsk,
Russia)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Nadolinskaya I. V., Petkova S. M., Upornikova I. V.
Evolution of Riot Forms in Different Types of
Cultures (Anthropological Aspect) ......................... 41
Stegniushin A. A. Towards Evolution of the Power
Idea in the System of Culture ................................ 47
Chesnokova L. V. Comfort As a Phenomenon
of Private Space ..................................................... 52
LINGUISTICS
Aydanova Yu. F. Abstracting in English: From
the Problem of Translation to the Problem
of Teaching ..........................................................61
Gibkij P. V., Suprunchuk N. V. Equivalence
Preservation in Conveying the Meaning
of the Passive Voice Category from Russian
to Chinese (A Case Study of Websites of Minsk
Tractor Plant and Great Stone Industrial Park) ....66
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certificate ПИ ФС77-66763 of August 8,
2016 issued by Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor)
Editorial office address:
OSPU, r. 329, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2021
4
Glotova E. A., Moskvina V. A. The Bear’s Image
in Folklore and Linguoculture of the Omsk Irtysh
Region .................................................................. 70
Lopatkina S. V. The Semantic-Structural-Functional
Analysis of the �Hate Speech� in Modern Mass
Media .................................................................. 76
Morgun V. G. Linguistic Representation of
the �Scientist’s Spirit� Image in Chinese and Russian
Media Discourses (Examplified by News Articles) ...82
Стр.5
Rogozhnikova T. P., Meloyan T. Kh. Feminitives
As an Object of Discussion in Social Network
VKontakte (A Case Study of Groups
vk.com/knife.media and vk.com/sysblok) ...........88
Sheveleva T. N., Laukhina S. S. Structural
and Semantic Features of Occasionalisms
on the Pages of the Izvestia Newspaper ..............93
PEDAGOGICS
Aksyutina Z. A. Magzhan Zhumabaev’s
Pedagogical Path .................................................... 99
Boiko E. A. Model of Future Engineers’ Readiness
for Innovative Economic and Management
Activities ............................................................... 104
Boldyreva O. N., Ting He. Analysis of Problems
Related to Pre-University Education of Foreign
Students in China ................................................. 110
Derbush M. V., Skarbich S. N. Тraining Mathematics
Teachers for the Implementation of Blended
Learning in General Education Organization ....... 116
Dikikh E. R., Makarova N. S. Methodological
Support for the Development of Teachers’
Readiness for the Formation of Students’
Functional Literacy ............................................... 123
Knjazkina N. H. Psychological Pause
in Monologue ....................................................... 129
Lavrinenko I. Yu. Experience of Using Google Forms
in the Educational Process (Based on Teaching
Foreign Language) ................................................ 134
Nikolenko O. Yu. Elements of Schoolchildren’s
Competence Model in Relation to the Components
of Functional Literacy: Content Analysis
of the Federal State Educational Standard .......... 138
Petrusevich A. A. Students’ Socially Active Position
As a Characteristic of Value-Semantic Sphere
of the Personality ................................................. 145
Sabantseva T. V. Reflection As a Method
of Professional Self-Assessment in the System
of Choreographic Education ................................ 150
Fedyaeva L. V. Upbringing in Teaching Revisited ...156
Chukhin S. G., Chukhina E. V. Procedural and
Technological Level of Designing the Concept
of Schoolchildren’s Russian Civic Identity
Formation ............................................................. 161
5
Shelontsev V. A., Gerasimova I. V. Realization
of Cognitive Functions of Scientific Theories in
Educational Process (Based on Teaching
Chemistry) ............................................................ 170
Shkurko O. V., Petrenko E. E., Melnik Yu. A.
Formation of Country-Specific Competence
in Training of Foreign Military Specialists ............ 175
Yataeva E. V., Koksharova A. I. Didactic Potential
of Internet Memes As a Means of Developing
Grammatical Competence (Based on Teaching
Students of Language Universities) ..................... 182
Information for the Authors .............................187
Стр.6