Министерство просвещения Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Educa on of the Russian Federa on
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2020 • № 4 (29)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scien fi c Journal
2020 • № 4 (29)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2020
OSPU Publishing House
2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИК
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2020. № 4 (29)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор —
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Заместители главного редактора —
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор
(Москва)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
(Москва)
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Редакционная коллегия:
Учредитель —
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой
информации ПИ № ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 329.
Тел.: 8 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2020
2
ФИЛОСОФИЯ
Васильева О. Ю., Ляпина А. В. Традиции
охотничьей субкультуры народов Сибири
и Крайнего Севера в журнальной
очеркистике конца XIX века ................................ 9
Добронравов К. О. Естественное
и культурное в кино, снятом по мотивам
реальных событий ............................................. 13
Изотов М. О. О трансгуманизме
как мировоззрении ........................................... 16
Кириченко Е. В. Пространство музея в Китае:
клонирование или прорыв
в новое эстетическое пространство? ............... 20
Мартишина Н. И. Феномен «между»:
околонаучное знание как переходный
тип знания .......................................................... 23
Мисюров Н. Н. О «позитивности»
романтической философии откровения
как элемента высшего знания .......................... 27
Нефёдова Л. К. Репрезентация архетипа
ребенка в античном мифе ................................ 31
Николина О. И. Возможность подлинного
в игре постмодерна (на примере феномена
любви) ................................................................ 35
Попов Д. В. Развитие инструментов
биополитической регуляции населения
как основание кризиса биополитики ............... 39
Федяев Д. М., Шаров А. С. О некоторых
вариантах «применения» диалектики ............. 44
Шляпников В. В. Киберфилософия
как философия цифрового общества ............... 48
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Айданова Ю. Ф. Стратегия деконструкции
советского прототекста в прозе
В. Пелевина ........................................................ 53
Виданов Е. Ю., Муль И. Л. «Пандемическое»
содержание традиционных фольклорных
форм в условиях современной игровой
коммуникации ................................................... 56
Гуманитарные исследования • 2020 • № 4 (29)
Стр.3
Гриценко А. Речевая агрессия в ситуации
конфликта в условиях виртуальной
коммуникации (на примере комментариев
в сети «Инстаграм») .......................................... 59
Картавая Ю. К. Лексико-семантический
потенциал топонимии Южного берега
Крыма ................................................................. 62
Малышева Е. Г., Рогалева О. С.
Журналистское расследование
в региональных печатных СМИ:
структурно-содержательное
и стилистическое своеобразие
(на материале текстов Марата Исангазина) .... 67
Некрасова Е. Ю. Реализация
коммуникативных стратегий
педагогического дискурса в речевом
поведении преподавателя РКИ/РКН
при обучении студентов подготовительного
курса ................................................................... 71
Николенко О. Ю., Федяева Н. Д.,
Варова Н. Л. Историческая память и бытие
текста: дискурсивные практики
актуализации военных писем ........................... 74
Пометелина С. М. Лингвокогнитивный
анализ явлений семантической диффузии
в сложных конструкциях с союзом
(союзным словом) когда: общие
положения .......................................................... 79
Рогожникова Т. П., Хоменко М. В.
Антропонимическая система
Дозорной книги Тарского уезда
1701 года ............................................................ 83
Челак Е. А., Руссу К. Р. Моделирование
языкового сознания через ассоциативный
эксперимент (на примере словосочетаниястимула
«вороний день») ................................. 87
Щербакова Н. Н., Шевелева Т. Н.
Фразеологизм в газетном заголовке:
трансформация языкового
стереотипа .......................................................... 90
ПЕДАГОГИКА
Геращенко И. П., Макарова Н. С.,
Кротт И. И. Формат свободного
образования в практике российской
высшей школы: особенности
и перспективы реализации ............................... 97
Глушкова Т. С. Лингводидактический
потенциал концепта «город» в обучении
русскому языку как иностранному ................. 104
Колышкина И. М., Кремнева Н. П.,
Родионова А. В. Дистанционное обучение:
исторический и прагматический аспекты
(из опыта работы с иностранными
слушателями на предвузовском этапе
обучения) ......................................................... 108
Макарова Н. С., Черненко Е. В. Стратегия
практической подготовки студентов
в образовательном процессе
педагогического вуза ....................................... 112
Перцева У. С., Чернова А. А. Осмысление
проблемы деструктивной социализации
личности в интернет-среде ............................. 116
Пчелинцева И. Г., Сперанская Н. И.
Аспирантские экзамены в дистанционном
формате: вызовы COVID-пандемии ............... 120
Хилько Н. Ф., Озерова О. А. Образы
исторической памяти в представлениях
молодежи на примере празднования Дня
Победы ............................................................. 123
Цымбалюк В. А. Проблема оценки качества
образовательных инноваций в процессе их
институционализации ..................................... 126
Чуркина Н. И. Репрезентации школьного
детства в коллективной памяти
поколений ........................................................ 130
Шаров А. С. Профессиональное образование
как приобретение опыта ................................. 133
Шелонцев В. А., Герасимова И. В.
Использование задач для формирования
у студентов системных знаний
по общей химии............................................... 136
Шкурат Л. С. О формировании
лингвокультурологической компетенции
иностранных студентов при обучении
русскому произношению ................................ 140
Юсупов И. Р., Галимов Ф. Х.,
Иванов В. А. Формирование
профессионального мышления у студентов
медицинских вузов как структурного
компонента их субъектной позиции .............. 143
Сведения об авторах ...................................... 146
Информация для авторов .............................. 148
Гуманитарные исследования • 2020 • № 4 (29)
3
Стр.4
CONTENTS
ISSN 2309-9380
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientifi c Journal
2020. № 4 (29)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief —
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Deputies Chief Editor —
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences, Associate
Professor,
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Krasnoyarsk)
Editorial Staff:
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moscow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Moscow)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution
of Higher Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certifi cate ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016 issued by Federal Service for Supervision
of Communications, Information Technology and Mass Media
(Roskomnadzor)
Editorial offi ce address:
OSPU, r. 329, 14, Tukhachevskogo Embankment, Omsk,
Omsk Oblast 644099, Russia.
Tel.: 8 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2020
4
PHILOSOPHY
Vasilyeva O. Yu., Lyapina A. V. Tradi ons
of the Hun ng Subculture of the Peoples
of Siberia and the Far North in Journal Essays
of the Late 19th
Century ......................................... 9
Dobronravov К. О. Natural and Cultural
in Cinema Based on Real Events .......................... 13
Izotov M. O. On Transhumanism
As a Worldview .................................................... 16
Kirichenko E. V. Museum Space in China:
Cloning or Breakthrough into a New
Aesthe c Space? ................................................. 20
Mar shina N. I. The Phenomenon “Between”:
Para-Scien fi c Knowledge As a Transi onal Type
of Knowledge ....................................................... 23
Misyurov N. N. On the “Posi vity” of
the Roman c Philosophy of Revela on
As an Element of a Supreme Knowledge ............. 27
Nefedova L. K. Representa on of the Archetype
of the Child in Ancient Myth ............................... 31
Nikolina O. I. The Probability of Authen c
in the Game of Postmodern (the Case
of the Phenomenon of Love) ............................... 35
Popov D. V. Development of Tools
for Biopoli cal Regula on of the Popula on
As the Basis of the Biopoli cal Crisis ................... 39
Fedyaev D. M., Sharov A. S. On Some Variants
of “Applica on” of Dialec cs ............................... 44
Shlyapnikov V. V. Cyberphilosophy
As a Philosophy of a Digital Society ..................... 48
LINGUISTICS
Aydanova Yu. F. The Strategy of Deconstruc on
of the Soviet Prototext in V. Pelevin’s Prose ........ 53
Vidanov E. Yu., Mul I. L. “Pandemic” Content
of Tradi onal Folklore Forms in the Condi ons
of Modern Game Communica on ....................... 56
Gritsenco A. Speech Aggression in a Confl ict
Situa on in Virtual Communica on (on
the Example of Comments in the Network
“Instagram”) ........................................................ 59
Гуманитарные исследования • 2020 • № 4 (29)
Стр.5
Kartavaya Yu. K. Lexical-Seman c Poten al
of the Toponymy of the South Coast
of the Crimea ....................................................... 62
Malysheva E. G., Rogaleva O. S. Journalis c
Research in Regional Print Media:
Structural-Substan ve and Stylis c Idiocrasy
(on the Example of the Texts of Marat
Isangasin) ............................................................. 67
Nekrasova E. Yu. Implementa on of
Communica ve Strategies of Pedagogical
Discourse in Speech Behaviour of the Teacher
of RFL/RSL in Training Students
of the Preparatory Course ................................... 71
Nikolenko O. Yu., Fedyaeva N. D., Varova N. L.
Historical Memory and Being of the Text:
Discoursive Prac ces of Actualiza on of War
Le ers .................................................................. 74
Pometelina S. M. Linguo-Cogni ve Analysis
of the Phenomena of Seman c Diff usion in
Complex Construc ons with the Conjunc on
(Connec ve Word) When: General Remarks ....... 79
Rogozhnikova T. P., Khomenko M. V.
Anthroponymic System of the 1701 Census
Book of Tara Region ............................................. 83
Chelak E. A., Russu K. R. Modeling
of Language Consciousness Through
an Associa ve Experiment (the Case
of the Phrase-S mulus “Crows Day”) ................. 87
Shcherbakova N. N., Sheveleva T. N.
Phraseological Units in the Newspaper
Headline: Transforma on of Language
Stereotype ........................................................... 90
PEDAGOGICS
Gerashchenko I. P., Makarova N. S., Kro I. I.
Free Educa on Format in the Prac ce
of Russian Higher School: Features
and Prospects of Implementa on ....................... 97
Glushkova T. S. Linguodidac c Poten al
of the Concept of “City” in Teaching Russian
As a Foreign Language ....................................... 104
Kolyshkina I. M., Kremneva N. P.,
Rodionova A. V. Distance Learning: Historical
and Pragma c Aspects (from the Experience of
Working with Foreign Students
at the Pre-University Stage of Training) ............. 108
Makarova N. S., Chernenko E. V. The Strategy
for the Prac cal Training of Students
in Educa onal Process of a Pedagogical
University .......................................................... 112
Pertseva U. S., Chernova A. A. Refl ec ng
the Problem of Destruc ve Socializa on
of Personality in the Internet Environment ....... 116
Pchelintseva I. G., Speranskaya N. I.
Postgraduate Exams in the Remote Format:
Challenge of the COVID-Pandemic .................... 120
Khilko N. F., Ozerova O. A. Images of Historical
Memory in Percep on of the Youth
on the Example of the Celebra on
of Victory Day .................................................... 123
Tsymbalyuk V. A. The Problem of Assessing
the Quality of Educa onal Innova ons
in the Process of Their Ins tu onaliza on ........ 126
Churkina N. I. Representa ons of School
Childhood in the Collec ve Memory of
Genera ons ....................................................... 130
Sharov A. S. Voca onal Educa on As Gaining
Experience ......................................................... 133
Shelontsev V. A., Gerasimova I. V. Using
Tasks to Form Students' Systemic Knowledge
in General Chemistry ......................................... 136
Shkurat L. S. On the Forma on of Foreign
Students' Linguoculturological Competence in
Teaching Russian Pronuncia on ........................ 140
Yusupov I. R., Galimov F. Kh., Ivanov V. A.
Forma on of Professional Thinking Among
Medical Students As a Structural Component
of Their Subject Posi on ................................... 143
Informa on About the Authors ....................... 146
Informa on for the Authors ............................. 148
Гуманитарные исследования • 2020 • № 4 (29)
5
Стр.6