Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Science and Higher Education
of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2020 • № 1 (26)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2020 • № 1 (26)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2020
OSPU Publishing House
2020
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
пЕДАГОГИчЕСкОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОМСкОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ISSN 2309-9380
ВЕСТНИк
Научный журнал
2020. № 1 (26)
Издается с 2013 года
Выходит 4 раза в год
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редакционная коллегия:
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
ФИЛОСОФИЯ
Давыдов А. И. Миф как культурная
установка .............................................................. 9
Зенец Н. Г., Чалдышкина М. В., Кордас О. М.
Провокативность как способ существования
культуры в ситуации постмодерна ...................11
Кассал Б. Ю. Охота на мамонта как легенда
культуры .............................................................14
Мисюров Н. Н. Функции искусства
в эпистеме античной философии:
проблема потребления культуры .....................18
Пастухова Е. В. Деньги как нарратив эпохи .....23
Руди А. Ш. Направленность культурноисторического
развития ....................................26
Сухоруких А. В. Аксиологический феномен
«мир детства» в вопросе преемственности
поколений и образовательных инноваций .....31
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Федорова Н. В. Трансформация нормы
и ненормального в период становления
культуры .............................................................35
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, доцент (Москва)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
(Москва)
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук,
профессор (Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-66763
от 8 августа 2016 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, наб. Тухачевского, 14
Тел.: (3812) 23-55-12
https://omgpu.ru/nauchnyj-zhurnal
E-mail: nis@omgpu.ru
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2020
2
Батюшкина М. В. К вопросу об использовании
антонимов в законодательных текстах
(на материале российских законов) .................. 55
Буренкова С. В. Неологизмы немецкого языка:
тематика, лингвистические особенности,
перевод ................................................................. 59
Васильева Д. С. Особенности представления
ценностно-оценочных значений
в развлекательном формате ток-шоу ................ 63
Гриценко А. Русское коммуникативное
поведение в условиях виртуального
общения ................................................................ 67
Гуманитарные исследования • 2020 • № 1 (26)
Чалдышкина М. В. Проблема боли
в паллиативной медицине и смысл
страдания: философский контекст ...................39
Чуркин М. К. «Постой, паровоз!..»:
железнодорожное дело в общественнополитическом
дискурсе России XIX века .........42
Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Дуальность
человека и примат его духовной сущности
над биологической ............................................48
Стр.3
Малецкая М. С., Грищева Е. С. Прагматика
заголовков в новостных телевизионных
программах (на примере каналов
НТВ и ТВЦ) ..........................................................71
Рогожникова Т. П., Хоменко М. В. Жанр
прижизненного чуда в русской агиографии:
коммуникативно-прагматический аспект ......... 74
Руссу К. Р. Валентность семантического класса
‘совершить физическое насилие над кем-либо’
(на материале «Словаря русского языка
XVIII века: Восточная Сибирь. Забайкалье»
А. П. Майорова) .................................................78
ПЕДАГОГИКА
Айбазова М. Ю., Кантлокова Ф. Р. К вопросу
о формировании ценностного отношения
общества к инклюзивному образованию ........83
Ахмедьянова А. Х. Формирование гармонично
развитой личности средствами
национального вида спорта .............................87
Богданов И. И. Балльно-рейтинговая система:
плюсы и минусы (из опыта преподавания
некоторых предметов по направлению
«Биоэкология» в Омском государственном
педагогическом университете) .........................90
Богданова А. Н., Аршба Т. В. Подготовка
бакалавров физико-математического
образования по информацинным технологиям
в условиях выравнивающе-развивающего
обучения .............................................................93
Дворцова А. Н., Акиншева И. П.
Социокультурная компетенция как средство
реализации принципа культуросообразности
в процессе обучения китайскому языку ..........97
Деревянченко Е. А., Устинова Т. В.
Формирование критической осознанности
в межкультурной коммуникации при
подготовке учителя иностранного языка .......100
Майер Р. В. Оценка сложности различных
дидактических моделей атома .......................104
Маланичева А. В. О подготовке школьников
к государственной итоговой аттестации по
обществознанию .............................................108
Малах О. Н., Глинка Д. Д., Дударев А. Н.
К вопросу о формировании культуры
здорового образа жизни у учащихсяспортсменов
.................................................. 110
Никитина С. В. Ценностно-смысловые вопросы
воспитания в святоотеческом наследии ........113
Гуманитарные исследования • 2020 • № 1 (26)
3
Сведения об авторах ......................................134
Информация для авторов ..............................136
Поздина И. В. Современные подходы
к изучению малых жанров Н. С. Лескова
в практике вузовского преподавания ............117
Полупаненко Е. Г. Становление школьного
химического образования в дореволюционной
России ...............................................................120
Пузиков В. Г. Инвестиционный потенциал
системы образования и качество подготовки
специалистов ...................................................126
Сабанцева Т. В. Медико-биологический
компонент как фактор общепрофессиональной
подготовки в системе хореографического
образования .....................................................130
Стр.4
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2020. № 1 (26)
Published since 2013
Appears four times a year
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Berend N., Prof. (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Krasnoyarsk)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moscow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Moscow)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Editorial Staff
Сertificate of registration ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment, 644099, Omsk
Tel.: (3812) 23-55-12
https://omgpu.ru/nauchnyj-zhurnal
E-mail: nis@omgpu.ru
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”, 2020
4
PHilOSOPHy
Davydov A. i. Myth as a Cultural Setting ................. 9
Zenets n. G., Chaldyshkina M. V., Kordas O. M.
Provocativeness as a Mode of Existence of Culture
in Situation of Postmodernity ................................ 11
Kassal B. yu. Mammoth Hunt as a Legend
of Culture ............................................................... 14
Misyurov n. n. Functions of Art
in the Episteme of Ancient Philosophy:
the Problem of Consumption of Сulture ............... 18
Pastukhova E. V. Money as a Narrative
of an Era ................................................................. 23
Rudi A. Sh. Orientation of Cultural and Historical
Development ......................................................... 26
Sukhorukikh А. V. Axiological Phenomenon
�World of Childhood� in the Issue of Continuity
of Generations and Educational Innovations ........ 31
Fedorova n. V. Transformation of the Norm and
the Abnormal during Culture Formation ............... 35
Chaldyshkina M. V. Problem of Pain
in Palliative Care and the Sense of Suffering:
Philosophical Context ............................................ 39
Churkin M. K. �Wait a Minute, the Engine!..�:
Railways in the Socio-Political Discourse
of Russia of the 19th
Century.................................. 42
Shustova O. B., Sidorov G. n. Duality of the Man
and the Primacy of his Spiritual Essence over
Biological ................................................................ 48
linGUiStiCS
Batyushkina M. V. On the Use of Antonyms
in Legislative Texts (on the Example of Russian
Laws) ................................................................... 55
Burenkova S. V. German Neologisms: Topics,
Linguistic Features, Translation ...........................59
Vasileva D. S. Features of Presenting ValueEvaluative
Meanings in the Entertainment
Format of Talk Shows ..........................................63
Гуманитарные исследования • 2020 • № 1 (26)
Стр.5
Gritsenko A. Russian Communicative Behaviour
in Conditions of Virtual Communication .............67
Maletskaya M. S., Grishcheva E. S. Pragmatics
of Headlines on Television News Programs
(Based on NTV and TVC Channels) ......................71
Rogozhnikova t. P., Khomenko M. V. Genre
of a Lifetime Miracle in Russian Hagiography:
a Communicative-Pragmatic Aspect ....................74
Russu K. R. Valency of the Semantic Class ‘to
Commit Physical Violence Against Someone’
(Based on the �Dictionary of the Russian
Language of the 18th
nikitina S. V. Value-Semantic Issues of Education
in Patristic Heritage .............................................. 113
Pozdina i. V. Modern Approaches to the Study
of Small Genres of N. S. Leskov in the Practice of
University Teaching .............................................. 117
Polupanenko E. G. Formation of School Chemical
Education in Pre-Revolutionary Russia ................ 120
Puzikov V. G. Investment Potential of Educational
System and Quality of Training Specialists .......... 126
Century: Eastern Siberia.
Transbaikalia� by A. P. Mayorov) .........................78
PEDAGOGiCS
Aybazova M. yu., Kantlokova F. R. Revisiting
the Formation of a Values-Based Attitude
of Society to Inclusive Education ........................... 83
Akhmedyanova A. Kh. Formation
of a Harmonious Personality by Means
of a National Sport ................................................. 87
Bogdanov i. i. Point-Rating System: the Pros and
Cons (from the Experience of Teaching Some
Subjects in the Specialty of �Bioecology� in Omsk
State Pedagogical University) ................................ 90
Bogdanova A. n., Arshba t. V. Preparation
of Bachelors of Physico-Mathematical Education
in Information Technologies in Conditions
of Leveling and Developing Training ...................... 93
Dvortsova A. n., Akinsheva i. P. Sociocultural
Competence as a Means of Implementing
the Cultural Congruence Principle
in Teaching Chinese................................................ 97
Derevianchenko E. A., Ustinova t. V. Training
of Critical Intercultural Awareness in Foreign
Language Teachers’ Education ............................. 100
Mayer R. V. Complexity Assessment of Various
Didactic Models of Atom ..................................... 104
Malanicheva A. V. On Preparation
of Schoolchildren for State Final Attestation
in Social Studies ................................................... 108
Malakh O. n., Glinka D. D., Dudarev A. n.
Revisiting the Formation of a Healthy Lifestyle
Culture of Students-Athlets ................................. 110
Гуманитарные исследования • 2020 • № 1 (26)
5
Sabantseva t. V. Medical and Biological Component
as a Factor of General Professional Training
in the Choreographic Education System .............. 130
information About the Authors ........................134
information for the Authors .............................136
Стр.6