Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2015 • № 4 (8)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2015 • № 4 (8)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2015
Publishing house OSPU
2015
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2015. № 4 (8)
Волох О. В., доктор политических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Ополев П. В.
В поисках субъективной сложности:
от логоса к логеме .............................................17
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Пивоваров Д. В., доктор философских наук, профессор
(Екатеринбург)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Филатова А. Ф., доктор психологических наук, доцент
Чернявская Е. А., кандидат психологических наук
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Адрес редакции:
644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2015
© Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Омский государственный педагогический
университет», 2015
2
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Яковенко Л. Н.
Axios и практическая польза
в контексте философии образовании ..............21
ФИЛОЛОГИЯ
Акифи О. И.
Зарождение фантастики как жанра
в русской литературе на примере
творчества А. Ф. Вельтмана ...............................26
Астафьева И. А.
Педагогическая риторика: интерпретации
содержания дисциплины и практика
преподавания ....................................................29
Глотова Е. А., Кузьмина К. Н.
Образ матери в представлении
современной молодежи (по данным
свободного ассоциативного эксперимента) ....33
Дьякова Т. А.
Фразеологическая репрезентация родильной
обрядности (на материале украинских
восточнослобожанских говоров) ......................36
Надозирная Т. В.
Снаф как метафора реальности в романе
В. Пелевина «S.N.U.F.F.» ....................................40
ФИЛОСОФИЯ
жилин В. И.
Внутренние пределы эмпиризма .....................10
Ковалевский А. А.
Сомнение как форма предельного воплощения
свободы .............................................................. 14
Стр.2
ИСТОРИЯ
Пронина Н. К.
Никитина И. В.
Мобилизационные процессы в Балаклавском
районе в 1921 г. в архивных документах .........46
Чуркин М. К., Токмурзаев Б. С.
Переселенческий контингент в имперской
практике аграрного освоения территорий
Степного края в 1860–1880-х гг. .......................49
ПЕДАГОГИКА
Баженов А. А.
Подготовительные задания к рисунку
головы человека ................................................55
Баймуханов Г. С.
Последовательность работы над учебным
этюдом обнаженной модели ............................60
Головачева Н. П.
Некоторые методические аспекты
пленэрной живописи ........................................61
Ивахнова Л. А.
Арт-педагогика в подготовке учителей
изобразительного искусства .............................63
Ивахнова Л. А., Кучерова А. В.
Подготовка будущих учителей изобразительного
искусства в области дизайна ............................65
Ковтун В. В.
Методология проектной деятельности
в дизайн-образовании ......................................69
Костикова С. Г.
Совершенствование композиционной
грамоты на занятиях по живописи ...................71
Ланщикова Г. А.
Виды дизайнерской деятельности
в процессе разработки
проектной идеи .................................................74
Лыкова Е. С., Чебаева Е. Н.
Методика изображения автопортрета
в технике «гравюра по пластику» .....................76
Позднякова Т. Ю.
Решение практических задач по подготовке
студентами-дизайнерами макета к печати .....80
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
3
Особенности построения художественного
образа как основы композиционной
целостности изображения ................................84
Савлучинская Н. В.
Теоретические и практические аспекты
изучения пейзажа по дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным
программам на основе Федеральных
государственных требований ...........................88
Скрипникова Е. В.
Роль законов визуального восприятия при
композиционном построении натюрморта ....91
Соколова М. С.
Влияние специальных технологий на орнамент
в изделиях из металла ......................................94
Соколов М. В.
Активизация творческой деятельности.
Проблемы создания специальной среды ........99
Сухарев А. И.
Совершенствование методики обучения
академическому рисунку студентов факультетов
искусств педагогических вузов .......................103
Хворостов Д. А.
Традиции и инновации в современном
преподавании дизайна ...................................105
КУЛьТУРОЛОГИЯ
Бабикова Т. В.
«Поколенческие» рубежи
в искусстве Омска ............................................112
Саляева Т. В.
Формирование коммуникативных приемов
древней рекламы. Протореклама ..................115
СЛОВО МОЛОДЫМ
Саримсоков Ф. В.
Целевое обучение:
экономико-правовой аспект ...........................120
Стр.3
СТРАНИцЫ ПАМЯТИ
Батюшкина М. В.
Книга – жизнь: памяти профессора Валерия
Михайловича Бельдияна ................................126
Ивахнова Л. А.
Факультету искусств – 55 лет:
история и современность ...............................129
Сведения об авторах ......................................131
Информация для авторов ..............................133
4
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
Стр.4
CONtENtS
ISSN 2309-9380
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2015. № 4 (8)(8)8)
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Editorial Board
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Professor Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Zhilin V. i.
Internal limits of empiricism................................10
Kovalevsky A. A.
Doubtas a form of ultimate realization
of freedom...........................................................14
Opolev P. V.
In search of subjective complexity:
from lоgos to logem ............................................17
iakovenko l. N.
Axios and practical use in the context
of philosophy of education ..................................21
PHilOlOgy
Akifi O. i.
The origin of fantastique as a genre in the Russian
literature through the example of A. F. Veltman’s
creative works .....................................................26
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Krasnoyarova N. V., PhD in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Pivovarov D. V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Yekaterinburg)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Filatova A. F., Doctor of Psychological Sciences, Associate
Professor
Chernyavskaya E. A., PhD in Psychology
Churkin M. K., Doctor of Historical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk
Omsk, Publishing house OSPU, 2015
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional
Education «Omsk State Pedagogical University», 2015
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
5
Astafyeva i. A.
Pedagogical rhetoric: interpretations of subject
content and aspects of training practice .............29
glotova E. A., Kuzmina K. N.
The image of the mother in the view of today’s
youth (according to the data of the free associative
experiment) .........................................................33
Dyakova t. А.
Representation of the maternity ritualism
in phraseology (based on the materials
of the Ukrainian East Sloboda dialects) ...............36
Nadozirnaya t. V.
Snuff as a metaphor of reality in the novel
‘’S.N.U.F.F’’ by V. Pelevin......................................40
Стр.5
HiStORy
Nikitina i. V.
Mobilization processes are in the Balaklava’s
district in 1921 in the archival documents ..........46
Churkin M. K., tokmurzayev B. S.
Resettlement contingent in the imperial
practice of agrarian development of territories
in the Steppe region in the 1860–1880 ...............49
PEDAgOgiCS
Bazhenov A. A.
Preparatory tasks to the drawing
of the human head ..............................................55
Baimukhanov g. S.
The sequence of work on educational
sketches of nude models .....................................58
golovacheva N. P.
Some methodological aspects
of plein air painting .............................................61
ivakhnova l. A.
Artpedagogics in preparation
of fine arts teachers.............................................63
ivakhnova l. A., Kucherova A. V.
Preparation of future teachers of fine arts
in area of design ..................................................65
Kovtun V. V.
Methodology of project activities in design
education.............................................................69
Kostikova S. g.
Improving compositional literacy
at the lessons of painting ....................................71
lanshchikova g. А.
Types of design activities in the process
of the project design idea ....................................74
lykova E. S., Chebaeva E. N.
Methods of depicting self-portrait
in the technique of engraving on plastic .............76
Pozdnyakova t. yu.
The solution of practical tasks of preparing layouts
for printing by design students ............................80
Pronina N. K.
Features of the artistic image creation as a basis
of compositional integrity of the picture.............84
Savluchinskaya N. V.
Theoretical and practical aspects of the study
of landscape according to additional
preprofessional general education programs
based on federal state requirements ..................88
Skripnikova E. V.
Role of the laws of visual perception
in compositional arrangement of still lifes ..........91
Sokolova M. S.
Impact of special technologies on ornament
in metal products ................................................94
Sokolov M. V.
Activation of creative activities. Problems
of creating a special environment .......................99
Sukharev A. i.
Improvement of the methods of teaching
academic drawing to art schools students
in pedagogical higher education institutions ....103
Khvorostov D. A.
Traditions and innovations in the modern
teaching of design .............................................105
CUltUROlOgy
Babikova t. V.
«Generational» boundaries in Omsk art ...........112
Salyaeva t. V.
Formation of communicative techniques
of the ancient advertising. Proto-advertising ....115
lEt tHE yOUtH SAy
Sarimsokov F. V.
Unilateral termination of contract on targeted
training: economic and legal view .....................120
6
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
Стр.6
MEMORy PAgES
Batyushkina M. V.
Books is life: in Memory of Professor Valeryi
Mikhailovich Beldiyan .......................................126
ivakhnova l. A.
School of Arts Celebrates 55 years: History and
Modernity..........................................................129
information About the Authors .......................131
information For the Authors ............................133
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
7
Стр.7