Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2015 • № 3 (7)
Newsletter
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific journal
2015 • № 3 (7)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2015
Publishing house OSPU
2015
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2015. № 3 (7)
Волох О. В., доктор политических наук, профессор,
председатель редакционного совета
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Чекалёва Н. В., доктор педагогических наук, профессор
Шаров А. С., доктор психологических наук, профессор
Редакционный совет
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Антилогова Л. Н., доктор психологических наук, профессор
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Красноярова Н. В., кандидат философских наук, доцент
Кротт И. И., кандидат исторических наук, доцент
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Пивоваров Д. В., доктор философских наук, профессор
(Екатеринбург)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Филатова А. Ф., доктор психологических наук, доцент
Чернявская Е. А., кандидат психологических наук
Чуркин М. К., доктор исторических наук, профессор
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Шипилина Л. А., доктор педагогических наук, профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Адрес редакции:
644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14
Омск, Издательство ОмГПУ, 2015
© Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Омский
государственный педагогический университет», 2015
2
Рагулина М. И., доктор педагогических наук, профессор
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
ФИЛОСОФИЯ
Артюхович Ю. В.
Моральная поливалентность и дискретность
личности в информационном социуме .............10
Винарский М. В.
Почему невозможен «научный
креационизм»? .....................................................13
Грицков Ю. В., Львов Д. В.
Архетипы внутригруппового единства ...............17
Ишкуватова Л. М., Ткаченко А. В.
Категории «ли» и «фа» в правовом поле
традиционного Китая ...........................................20
Тобоев А. И.
Понятие экологического сознания .....................23
ФИЛОЛОГИЯ
Абдрахманова О. Р.
Иноязычные вкрапления в учебном
переводе ...............................................................28
Баймуратова У. С., Наумова А. С.
Авторские новообразования в переводе
романа-фэнтези Карен Мари Монинг
«Тайна рукописи» .................................................31
Батюшкина М. В.
Прописные буквы в названиях органов власти:
соотношение лингвистической теории
и правотворческой практики ..............................34
Дубинина Л. А.
Поэтика новеллы В. Брюсова «Сестры.
(Из судебных загадок)» ........................................37
Дьякова Т. А.
Фразеологическая репрезентация
некоторых свадебных обрядов
(на материале украинских
восточнослобожанских говоров) ........................41
Езан И. Е.
Реализация фактора адресата
во внешнеполитических
и внутриполитических речах Р. Херцога .............45
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
Стр.2
Кругляк Е. Е.
Особенности лексики французского языка
Канады ...................................................................50
Надозирная Т. В.
Пелевин vs Набоков: «S.N.U.F.F.» как ремейк
«Лолиты» ...............................................................53
Николайчук Д. Г.
Диалог мужского и женского взгляда на мир
в альманахе Н. М. Карамзина «Аониды» ...........56
Таратина Е. Г., Авдеева А. И.
Женские антропонимы в дореволюционной
Чувашии .................................................................59
Хадыева З. М., Зубовский М. С.
Военная терминология в арабском языке .........61
Чик Д. Ч.
Стереотип еврея в украинском
и английском историческом романе
первой половины XIX века ...................................63
Юдина Т. А.
Семантический компонент «город»
в структуре концепта «Оренбург»
(на материале прозаических произведений
XIX–XX веков) .........................................................67
ИСТОРИЯ
Королёва Г. И.
Трансформация концептуальных основ
исторической науки в современной Украине .....72
Потапов А. К.
Политическая ситуация в республиках
Прибалтики в годы перестройки
(на материалах отечественной
историографии) ....................................................78
Чернышева Е. В.
Положение в земстве вольнонаемных
служащих: дискуссия начала ХХ века .................81
Чуркин М. К.
«Путешественники поневоле»: крестьянские
миграции в Сибирь в переселенческом
дискурсе второй половины XIX –
начала XX века ......................................................84
Чуркина Н. И.
Каналы коммуникации государства
и общества в образовательном пространстве
Западной Сибири (конец ХIХ –
начало ХХ века) .....................................................89
ПЕДАГОГИКА
Болатбаева А. Т.
К вопросу о межкультурной коммуникации
и полилингвизме в современном
образовании .........................................................94
Дроботенко Ю. Б.
Образовательная модель «школа – вуз –
предприятие» как залог качества
образования .........................................................97
Дука Н. А.
Отражение праксеологических норм
в профессиональном стандарте педагога .......100
Дука Т. О.
Современные вызовы университетскому
образованию в России и Германии ..................102
Литвинова ж. Б.
Педагогические условия реализации
личностно-центрированного подхода
в системе частного образования ......................107
Макарова Н. С.
Исследования сетевого взаимодействия
в педагогическом образовании: результаты
и перспективные направления поиска ............110
Небренчин А. В.
Формирование учебной субъектности
в младшем школьном возрасте
как предмет психологического
сопровождения ..................................................114
Парфенова Т. А.
Влияние уровня проявления тревожности
младших подростков на успешность
в учебной деятельности ....................................117
Пархоменко К. А.
Геометральный метод в обучении рисунку
как метод формирования мышления,
конструктивного видения и овладения
формой ................................................................120
Чекалева Н. В.
Организационные модели сетевого
взаимодействия в педагогическом
образовании региона ........................................123
Шипилина В. В.
Психологическое исследование
жизненных смыслов студентов
в аспекте профессиональной
подготовки ..........................................................126
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
3
Стр.3
Щербаков С. В.
Реализация компетентностного подхода
в обучении студентов по направлению
«Специальное (дефектологическое)
образование» .....................................................129
Щукин Д. В.
Образовательный франчайзинг как форма
продвижения вузовских инноваций на рынке
образовательных услуг ......................................132
Делимся методическим опытом
Глазырина Е. С.
Аутентичность языкового материала
как фактор повышения мотивации студентов
при обучении иностранному языку
для специальных целей .....................................135
Зарипова Е. И., Федяева Л. В.
Место общественной педагогической
практики в подготовке бакалавров
образования .......................................................138
Костова М. И.
Применение тематического
и семантического принципа в обучении
болгарскому языку как иностранному
для медицинских целей ....................................141
Лосева С. Н.
Учебный курс «Психология музыкальной
одаренности» .....................................................143
Мацько Д. С.
Типичные ошибки в организации
магистерских исследований
по иностранной филологии ...............................146
КУЛьТУРОЛОГИЯ
Фадеева О. А.
Некоторые аспекты бренд-коммуникации
государства в современном коммуникативном
пространстве (на примере США) ......................152
СЛОВО МОЛОДЫМ
Дроздова К. А.
Машинный перевод: история,
классификация, методы .....................................156
Сведения об авторах ........................................159
Информация для авторов ...............................161
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
Стр.4
CONtENtS
ISSN 2309-9380
newsletter of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific journal
2015. № 3 (7)
Volokh O. V., Doctor of Political Sciences, Professor,
Editorial Board Chairman
Editorial Board
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Chekaleva N. V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Sharov A. S., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Antilogova L. N., Doctor of Phychological Sciences, Professor
Berend N., Professor Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Artyukhovich yu. V.
Moral multivalency and discreteness of
personality in the information society ...................10
Vinarskiy M. V.
Why the “scientific creationism”
is impossible? .........................................................13
Gritskov yu. V., lvov D. V.
Archetypes of in-group unity .................................17
ishkuvatova l. M., tkachenko A. V.
“Li” and “fa” categories in traditional China
legal boundaries .....................................................20
toboev A. i.
The concept of ecological consciousness ..............23
PHilOlOGy
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Krasnoyarova N. V., PhD in Philosophy, Associate Professor
Krott I. I., PhD in History, Associate Professor
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Pivovarov D. V., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Yekaterinburg)
Ragulina M. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Filatova A. F., Doctor of Psychological Sciences, Associate
Professor
Chernyavskaya E. A., PhD in Psychology
Churkin M. K., Doctor of Historical Sciences, Professor
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Shipilina L. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Editorial office address:
OSPU, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo,
644099, Omsk
Omsk, Publishing house OSPU, 2015
© Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional
Education «Omsk State Pedagogical University», 2015
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
5
Abdrakhmanova O. R.
Foreign language inclusions in translation
and interpretation training ....................................28
Baymuratova U. S., Naumova A. S.
Author innovations in the translation
of the novel-fantasy “Darkfever” by Karen
Marie Moning ........................................................31
Batyushkina M. V.
Capital letters in the names of public authorities:
the correlation of linguistic theory and practice
of law-making .........................................................34
Dubinina l. A.
Poetics of the V. Bryusov’s short story
“Sisters. (From judicial riddles)” ............................37
Dyakova t. A.
Phraseological representation
of some wedding rites (based on
the Ukrainian dialects of Vostochnaya
Slobozhanscshina) ..................................................41
Ezan i. E.
Realisation of the factor of the addresee
in Roman Herzog’s speeches on foreign
and domestic policy ...............................................45
Стр.5
Kruglyak E. E.
PEDAGOGiCS
The peculiarities of Canadian French ....................50
Nadozirnaya t. V.
Pelevin vs Nabokov: “S.N.U.F.F.” as a remake
of “Lolita” ...............................................................53
Nikolaychuk D. G.
Dialogue of the male and female world
views in N. M. Karamzin’s poetic almanac
“Aonides” ................................................................56
taratina E. G., Avdeeva A. i.
Female anthroponyms in Chuvashia before
the revolution .........................................................59
Khadyeva Z. M., Zubovski M. S.
Military terminology in the Arabic language .........61
Chуk D. Ch.
The Jew stereotype in the Ukrainian
and English historical novel of the first half
of the 19th
Bolatbaeva А. t.
Revisiting cross-cultural communication and
multilingualism in modern education ...................94
Drobotenko yu. B.
Educational model “School – University –
Enterprise” as a pledge of quality
in education ...........................................................97
Duka N. A.
Reflection of praxeological norms
in professional standard of the teacher ...............100
Duka t. O.
Challenges of university education in Russia
and Germany ........................................................102
century .................................................63
yudina t. A.
Semantic component of “City” in
the structure of the concept of “Orenburg”
(on the basis of the prose works of
the 19th
–20th
HiStORy
Korolyova G. i.
Ttransformation of conceptual basis of history
in modern Ukraine .................................................72
Potapov A. K.
Political situation in the Baltic states during
the years of perestroika (based on the materials
of the national historiography) ..............................78
Chernysheva E. V.
Position of civilian employees in
the zemstvo: discussion of the beginning of
the 20th
Churkin M. K.
“Willy-nilly travelers”: peasant migrations
to Siberia in the resettlement discourse
of the second half of the 19th
of the 20th
– beginning
century .................................................84
Churkina N. i.
Communication channels of the state
and society in the educational space
of Western Siberia (the end of the 19th
beginning of the 20th
litvinova Zh. B.
Pedagogical conditions of person-centered
approach implementation in the system
of private education .............................................107
Makarova N. S.
Studying network interaction in pedagogical
education: results and prospects
for research ..........................................................110
centuries) ..........................................67
Nebrenchin A. V.
Formation of educational subjectness
of the students of primary school age as
a subject of psychological support ......................114
Parfenova t. A.
The influence of the level of teenagers’
anxiety symptoms on sucсess in educational
activities ................................................................117
Parkhomenko K. A.
Geometric methods in teaching drawing
as a method for formation of thinking,
constructive vision and mastery of form .............120
century ......................................................81
Chekaleva N. V.
Organisational models of network interaction
in regional pedagogical education .......................123
Shipilina V. V.
Psychological research of reason for being
of students in the process of vocational
training .................................................................126
–
century) ...............................89
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
Стр.6
Shcherbakov S. V.
The implementation of the competency-based
approach in training students in “Special
(defectological) education” ..................................129
Shchukin D. V.
Educational franchising as a form
of advancement of innovations of higher
education institutions in the market
of educational services ........................................132
Sharing methodical experience
Glazyrina E. S.
Authenticity of language materials as
a factor of hightening students’ motivation
in teaching a foreign language for specific
purposes ...............................................................135
Zaripova E. i., Fedyaeva l. V.
Social pedagogical practice for the bachelors
of education .........................................................138
Kostova M. i.
Application of the thematic and semantic
principle in the teaching of Bulgarian
as a foreign language for medical purposes ........141
loseva S. N.
Training course “Psychology of musical
giftedness” ...........................................................143
Matsko D. S.
The typical errors in organizing master
researches in foreign philology ............................146
CUltUROlOGy
Fadeeva O. A.
Some aspects of brand communication
of the state in modern communicative space
(through the example of the USA) .......................152
lEt tHE yOUtH SAy
Drozdova K. A.
Machine translation: history, classification,
methods ...............................................................156
information about the authors ..........................159
information for the authors .............................161
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
7
Стр.7