П.Ю. Львов
Роза и Любим
Сельская повесть
Русская сентиментальная повесть.
М., Издательство Московского университета, 1979
Составление, общая редакция и комментарии П. А. Орлова.
OCR Бычков М. Н.
Нежный Д.и.р.в.*! Желаю, чтобы в деревенской моей Розе нашел ты простоту, приятность,
нехитрый ум, чувствительность и вкус и чтобы она глазах твоих также блистала сими природными
сокровищами, как в прекрасных стихах твоих дышут нежностию Прелесты и Плениры*, чувствованиями
твоими одушевленные.
Прекрасная идиллия, под заглавием Рахель и бог Месопотамии, писанная И. Ф. Шмитом*,
которому я осмелился весьма слабо подражать (что будет видно из разговора Розы с Голосом), была
причиною сей сельской повести. Великие люди имеют дар (столь ясно видимый во всех их совершенных
трудах) оживотворять читателей, зрителей и слушателей некиим божественным восторгом! Сей самый
восторг исполнил душу мою и тогда, когда я читал сию идиллию. Тогда мысли мои, подобно толпам птиц,
резвящихся во время весеннего утра, то возлетающим, то низлетающим, теснились в моем ограниченном
намерении и, наконец, соединясь с распаленным воображением, превозмогли мою робость и принудили
меня начать сей маленький труд, к коему я присоединил еще и примечания на сельскую жизнь,
находящиеся в дневной моей записке путешествия моего в Москву.
Я уверен, что некоторые читатели, может быть, скажут и о Петре, отставном солдате, отце
Любима, и о Добролюбе, деревенской старухе, матери Розы, то же, что иные говорят о Филиппе*, отце
Российской Памелы; что я, описывая их свойства, удалился от нашего вкуса и нравов и что у нас нет столь
сведущих однодворцев, солдат и стариков. Я для того всем бедным и пожилым людям, в моих повестях
описуемым, хотя людям и непросвещенным, давал свойства людей просвещенных, ведая, что нужда и
опыты в их состоянии более, нежели в других царствующие, суть такие строгие наставники (к коим ежели
присоединится еще и чтение), что не только умного изостряют, но и глупого соделывают
рассмотрительным, осторожным, кротким, сведущим в путях жизни человеческой и несколько
сокровенным. Но неужто это значит удалиться от нравов и вкуса, ежели станет выражать природное
суждение, великость души и все неиспорченные здравомыслия сих деревенских жителей не теми только
словами, коими они изъясняются и открывают сии внутренние свои сокровища и которые многим были
бы непонятны, ибо во всяком городе есть не токмо разность в обрядах с другими городами, но даже и в
языке? -- мне весьма удивительно то, как многие сыны божественной России думать могут, что у нас нет
высоких душ, обширных умов, нежных чувствований в людях незнатных, или простея сказать,-- в людях
низкого состояния! Ежели их полагают в чужим государствах, то для чего же их полагать не могут в
своем?
Мне кажется, россияне-то исполнены сими божескими качествами что ясно можно видеть из
способностей, проницательности, твердости, трудолюбия, ревнования, бодрости и подвигов наших солдат
и земледельцев. Ежели бы можно было обратить протекшие времена и воскресить бывшие народы, то я
уверен, и многие со мною согласны будут в том, что древние греки и римляне разделили бы с россами
венцы своей славы. Откроем книгу наших дееписаний, пробежим давнобытность, мм увидим, что и тогда,
еще под ярмом народного непросвещения, были у нас Гостомыслы; то, как уже после сего и в то время,
когда Россия процветает, не могут быть в ней ею рожденные Сципионы, Епаминонды, Евмены, Аристиды,
Цинциннаты, Фабии Максимы, Регулы, Помпонии, Баярды и Базилии? Да и можно ли, чтобы не были сии
героя добродетели более в то счастливое для нее столетие, в которое весь све! с благоговением чудится
незабвенным и вечностию чтимым подвигам отца богов, в сей благословенной стране
владычествовавшего, и славный подвигам ему равной, богоподобной Астреи, которая, сидя на престола из
сердец народа, любовию к ней горящих, сооруженном, научает! просвещает и оживотворяет в величии ни
с чем не сравнимую Россини где повсюду, хотя на снежных буграх севера, но цветут сады не увядающих
лавров и пальм.
О дражайшее мое отечество! Со слезами восторга и усердии произношу я твое бесценное имя. Ты
Стр.1