Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум

Выставка картин Сезанна

0   0
Первый авторЛуначарский Анатолий Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID7648
Кому рекомендованоКритика
Луначарский, А.В. Выставка картин Сезанна : Статья / А.В. Луначарский .— : [Б.и.], 1914 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7648 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Луначарский Выставка картин Сезанна Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. <...> {* Впервые опубликовано в газете "Киевская мысль", 1914, No 5. <...> } Два дня назад открылась в галерее Бернгейма выставка картин Сезанна. <...> Двадцать пять полотен масляными красками, шесть акварелей и десятка два незаконченных акварельных набросков. <...> Однако при огромном влиянии, которое оказывает покойный художник на новейшее французское искусство, являясь чуть ли не подлинным героем дня нынешнего художества, и такая выставка представляет большой интерес. <...> В самом деле, Сезанн, можно сказать, совсем не представлен в официальных музеях. <...> Некоторым подспорьем для изучения Сезанна являются альбомы фотографий. <...> Но до сих пор и вполне удовлетворительно изданного альбома не было в распоряжении публики. <...> Бернгейм пополнил этот пробел, дав прекрасное издание фотографий почти всех произведений Сезанна в роскошной книге. <...> К сожалению, цена этого издания малодоступна: на худшей бумаге она стоит сорок франков. <...> Кстати, обращаю внимание на другое очень недурное издание: итальянское "Voce" дает за ничтожную цену в два с половиной франка двенадцать очень тщательно сделанных гелиогравюр с типичнейших работ Сезанна. <...> Нечего говорить, что организованная Бернгеймом выставка, несмотря на то, что к продаже назначены только девять небольших картин, возбуждает большое внимание. <...> То тот, то другой "знаток" или художник прилипнет носом к какому-нибудь полотну, загородит его спиной и остается в такой позиции с четверть часа, вызывая крайнее нетерпение окружающих. <...> К общему суждению о Сезанне, какое у меня составилось из прежде виденных в разных местах работ его, выставка ничего не прибавила. <...> Почти все предложенные здесь публике полотна некрасивы. <...> Потухшее, сероватое небо; какая-то запыленная жестяная зелень; странные natures mortes, на которых фрукты и овощи кажутся сделанными из камня и раскрашенными; человеческие фигуры <...>
Выставка_картин_Сезанна.pdf
А. В. Луначарский Выставка картин Сезанна Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX -- начала XX века. М., "Художественная литература", 1977 OCR Бычков М. Н. {* Впервые опубликовано в газете "Киевская мысль", 1914, No 5.} Два дня назад открылась в галерее Бернгейма выставка картин Сезанна. Это небольшая выставка. Двадцать пять полотен масляными красками, шесть акварелей и десятка два незаконченных акварельных набросков. Однако при огромном влиянии, которое оказывает покойный художник на новейшее французское искусство, являясь чуть ли не подлинным героем дня нынешнего художества, и такая выставка представляет большой интерес. В самом деле, Сезанн, можно сказать, совсем не представлен в официальных музеях. Чтобы познакомиться с ним, надо бегать по магазинам, частным коллекциям, куда проникнуть иногда очень трудно. Некоторым подспорьем для изучения Сезанна являются альбомы фотографий. Этот художник сравнительно мало проигрывает, теряя краски. Но до сих пор и вполне удовлетворительно изданного альбома не было в распоряжении публики. Бернгейм пополнил этот пробел, дав прекрасное издание фотографий почти всех произведений Сезанна в роскошной книге. К сожалению, цена этого издания малодоступна: на худшей бумаге она стоит сорок франков. Кстати, обращаю внимание на другое очень недурное издание: итальянское "Voce" дает за ничтожную цену в два с половиной франка двенадцать очень тщательно сделанных гелиогравюр с типичнейших работ Сезанна. Нечего говорить, что организованная Бернгеймом выставка, несмотря на то, что к продаже назначены только девять небольших картин, возбуждает большое внимание. Публики много, и посетители, конечно, мешают друг другу. То тот, то другой "знаток" или художник прилипнет носом к какому-нибудь полотну, загородит его спиной и остается в такой позиции с четверть часа, вызывая крайнее нетерпение окружающих. К общему суждению о Сезанне, какое у меня составилось из прежде виденных в разных местах работ его, выставка ничего не прибавила. Почти все предложенные здесь публике полотна некрасивы. Потухшее, сероватое небо; какая-то запыленная жестяная зелень; странные natures mortes, на которых фрукты и овощи кажутся сделанными из камня и раскрашенными; человеческие фигуры, неуклюжие и неживого цвета; портреты, упрощенные и уродливые; уже ясно сказывающийся и позднее перешедший в кубизм наклон к замене гибких линий и сложных поверхностей прямыми плоскостями, пересекающимися под определенным углом,-- все это делает впечатление от работ Сезанна жестким, тяжким, почти удручающим. В его мире нет воздуха, нет солнца. Все слишком плотно. Жить в таком мире было бы невыносимо. Художник лишен грации, лишен благодати радовать. И тем не менее, эта аскетическая живопись, почти лабораторная, в которой своеобразное умничание заслоняет самое живописание, поражает вас каким-то сначала непонятным даже благородством. На какое бы из этих полотен вы ни взглянули, оно сразу голосом важным и внушительным говорит вам о чем-то серьезном. Оно не хочет быть грациозным, оно не хочет радовать, оно сознает свою некрасивость, но оно не допускает шуток с собою, сделано не для легкомысленного зрителя. Огромная заряженность каждой работы напряженным трудом, огромная интенсивность искания, торжественная и благоговейная добросовестность каждого штриха -- вот что в конце концов начинает волновать вас. В Сезанне есть нечто от педанта, но и нечто от пророка. Вы чувствуете, как тяжела его рука, но вы чувствуете также, как полновесны его мысли, настроения. Сезанн выступил почти одновременно с импрессионистами. Казалось, что он поделил мир пополам с благоуханным Мане, с детски-солнечным Ренуаром, с мерцающим Синьяком. Те взяли себе атмосферу, трепет эфира, переливы светотеней, игру бликов и отражений -- все, что лучится, что мреет, что зыбко. Мир для них -- фата-моргана, целиком порождение света и откровение бытия глазу. Сезанн все это от себя презрительно отбросил: он оставил себе костяк природы. Для него мир -
Стр.1