Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Луначарский А. В.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID7645
АннотацияОб авторе (Луначарский Анатолий Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Луначарский А. В.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 5 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7645 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛУНАЧАРСКИЙ, Анатолий Васильевич, псевдонимы -- А., А-н, А. <...> Выдающийся участник революционного движения, партийный и государственный деятель. <...> Рано приобщился к революционной работе и в последних классах гимназии входил в подпольные ученические кружки, вел пропаганду в рабочих предместьях Киева. <...> С ноября 1905 г.-- Л. в Петербурге, сотрудничает в "Пролетарии", "Новой жизни", "Вестнике жизни", "Борьбе", "Свободном слове" и др. партийных органах печати. <...> После 1917 г.-- Л. на партийной и государственной работе; нарком просвещения РСФСР (до 1929 г.), один из руководителей Международного бюро связей пролетарской литературы, активный строитель социалистической культуры. <...> Эти идеи послужили основой для написания ранних статей -- "Русский Фауст", "Перед лицом рока", "Морис Метерлинк", "Идеалист и позитивист как психологические типы". <...> Последовательное изложение взглядов Л. на искусство в этот период обнаруживается в его фундаментальной работе "Основы позитивной эстетики" (1904). <...> В этом сказалось увлечение Л. философией Маха и Авенариуса, которые все богатство человеческой природы сводили к биологическим проявлениям организма. <...> Некритическое усвоение основных положений их философии имеет конкретно-историческое объяснение: с помощью биологических критериев Л. пытался избежать прямолинейного, вульгарно-социологического взгляда на искусство. <...> Успенского" (1903) Луначарский писал: "Протест, наступление, натиск, возникающий из недр самого класса, во имя его требований,-- вот дух марксизма; провозглашение права на полное самоопределение, гордый вызов обществу и его устоям, подчеркивание прав личности на совершенствование. и радость жизни, творчество -- вот то, что привлекает нас в Ницше, и ту же требовательность от жизни, тот же протестующий дух видим мы у Горького". <...> Основное внимание уделялось естественным реакциям человеческого организма -- восприятию, ощущениям, регулирующим <...>
Луначарский_А._В._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЛУНАЧАРСКИЙ, Анатолий Васильевич, псевдонимы -- А., А-н, А. Анютин, А. Воинов, А. Д. Т., А. Д. Тур, А. Л., А-й, Александр Барсов, А. Лун-й, Ан. Анютин, Анат. Анютин, Антон, Антон Левый, Антон Новый, Антонов, А. Т., Воинов, В., Воинов, Г. Антонов, Л-ский [11(23).XI.1875, Полтава -- 26.XII.1933, Ментон (Франция); похоронен в Москве на Красной площади) -- журналист, публицист, критик, эстетик, теоретик и историк литературы, философ, драматург. Выдающийся участник революционного движения, партийный и государственный деятель. Родился в семье чиновника -- В. Ф. Луначарского. Родным отцом его был А. И. Антонов, человек радикальных убеждений, который оказал на него большое влияние. Учился в 1-й Киевской гимназии. Занимаясь самостоятельно, изучал европейские языки, историю искусств и музыки. Рано приобщился к революционной работе и в последних классах гимназии входил в подпольные ученические кружки, вел пропаганду в рабочих предместьях Киева. В 1892 г. вступил в социал-демократическую организацию, (см.: Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления.--М., 1968.- С. 18). Дальнейшее образование в области естествознания и философии продолжил в Цюрихском университете, где в это время (1895) преподавал Авенариус. В эти же годы Л. знакомится с П. Аксельродом, Г. Плехановым, П. Лафаргом, основательно изучает марксизм. По возвращении в Россию в 1897 г. включается в партийную работу, неоднократно подвергается арестам, тюремным заключениям, ссылкам. В одной из ссылок -- в Вологде (1902) -- становится профессиональным литератором, хотя первые статьи для подпольной печати писал уже в 1892--1893 гг. В 1904 г. вызван большевистским центром в Женеву. Там Л. знакомится с В. И. Лениным и становится ведущим сотрудником большевистских изданий. С ноября 1905 г.-- Л. в Петербурге, сотрудничает в "Пролетарии", "Новой жизни", "Вестнике жизни", "Борьбе", "Свободном слове" и др. партийных органах печати. В 1906 г. Л. уезжает в эмиграцию, продолжающуюся до 1917 г. В период реакции и годы первой мировой войны продолжает агитационнопропагандистскую деятельность в Италии, Швейцарии, Франции, регулярно печатается на страницах русских периодических изданий -- "Киевская мысль", "Правда" и др. В эти годы Л. занимает позицию, не всегда совпадающую с генеральной линией большевистской партии. Особенно серьезные ошибки по философской и политической линии он допустил во время принадлежности к группе "Вперед", руководимой А. Богдановым. Но в 1917 г. Л.-- снова большевик, принимает активное участие в свершении Великой Октябрьской социалистической революции. После 1917 г.-- Л. на партийной и государственной работе; нарком просвещения РСФСР (до 1929 г.), один из руководителей Международного бюро связей пролетарской литературы, активный строитель социалистической культуры. Л. автор более чем 1500 корреспонденции, очерков, фельетонов, рецензий, критических этюдов, писем, речей, докладов и т, п. Его интересы в равной мере распределены между разработкой теоретических положений науки о литературе и конкретной оценкой текущего литературного процесса. Знакомство Л. с работами Маркса относится к нач. 90 гг. Однако марксизм не казался молодому Л. системой, способной решить все философские проблемы, и он пытается его дополнить данными др. философских систем, в частности философией эмпириокритицизма. Эти идеи послужили основой для написания ранних статей -- "Русский Фауст", "Перед лицом рока", "Морис Метерлинк", "Идеалист и позитивист как психологические типы". Однако основную их часть занимает полемика с представителями богоискательства и идеалистической реакция Н. Бердяевым, С. Булгаковым, ведущаяся с позиции марксизма. Последовательное изложение взглядов Л. на искусство в этот период обнаруживается в его фундаментальной работе "Основы позитивной эстетики" (1904). В ней критик, считая недостаточной социальную трактовку проблем творчества, прибегает к помощи биологического объяснения эстетических явлений. В этом сказалось увлечение Л. философией Маха и Авенариуса, которые все богатство человеческой природы сводили к биологическим проявлениям организма. Некритическое усвоение основных положений их философии имеет конкретно-историческое объяснение: с помощью биологических критериев Л. пытался избежать прямолинейного, вульгарно-социологического взгляда на искусство. Однако при этом наступал "перекос" в его собственной эстетике: абстрактно-биологический критерий подавлял в оценке произведения социально-классовый подход. Отсюда -- установление связи законов искусства с "общественно-биологической" структурой базиса, культ здоровой человеческой особи, отсылавший к "сверхчеловеку" Ницше. Отсюда возможность уловить "общее" между Марксом, Горьким и Ницше в требовании "жизни, достойной человека", "в борьбе угнетенного класса за права". В "Опыте литературной характеристики Гл. Успенского" (1903) Луначарский писал: "Протест, наступление, натиск, возникающий из недр самого класса, во имя его требований,-- вот дух марксизма; провозглашение права на полное самоопределение, гордый вызов обществу и его устоям, подчеркивание прав личности на совершенствование. и радость жизни, творчество -- вот то, что привлекает нас в Ницше, и ту же требовательность от жизни, тот же протестующий дух видим мы у Горького". В апелляции к естественным потребностям человека у Ницше видел Л. дополнение к марксизму, заинтересованному судьбой класса в целом. Но, в отличие от Ницше, который хотел, чтобы над "человеками" царили
Стр.1