Б. Пранскус
ЛОНДОН Джек [Jack London, 1876--1916] -- североамериканский писатель. Род. в семье
обедневшего фермера. Молодые годы писателя полны лишений, труда и приключений. Еще посещая
школу, он разносит газеты, затем уходит работать на консервную фабрику; непосильный труд вынуждает
его скоро бросить фабрику, он становится "устричным пиратом". Ловкость и отвага Л. побуждают
правительственных чиновников завербовать его. Должность полицейского агента однако Л. не по душе, и
в 1893 он уезжает матросом в Японию. По возвращении работает на джутовой фабрике, электростанции и
т. д. К этому времени относятся первые лит-ые опыты Л.: он пишет мелкие очерки и рассказы (за один из
них получил премию от одного еженедельника). В 1894 уходит странствовать с армией безработных
("Армия Келли"), а с ее распадом становится бродягой, скитается по Соединенным штатам, отбывает
наказание в тюрьме. Тюрьма, судебный процесс, который против него был возбужден, годы
бродяжничества и марксистская лит-ра обнажили перед Л. классовую сущность капиталистического
строя. Л. становится приверженцем социализма, начинает учиться, но с ухудшением положения семьи
вынужден опять приняться за физический труд -- работает в прачечной и т. д. В 1897 уезжает на золотые
прииски на далекий Клондайк; здесь он пишет серию рассказов о дальнем севере, которые сразу
выдвигают Л. в ряды известных писателей. Он становится писателем-профессионалом.
В 1902 Л. в Англии, как корреспондент знакомится с жизнью низов Лондона; эта поездка дала ему
материал для книги "Люди бездны" (People of the Abyss). По возвращении в Америку Л. читает в разных
городах лекции, преимущественно социалистически-пропагандистского характера, и организует отделы
"Общестуденческого об-ва". В 1907 писатель предпринимает кругосветное путешествие. К этому
времени, благодаря большим лит-ым гонорарам, Л. становится состоятельным человеком. Перед смертью
Л. вышел из социалистической партии Америки, главн. образом из-за ее протеста против войны. Лондон
был крайне посредственным политическим деятелем, и его социализм насквозь мелкобуржуазен с
наслоениями индивидуалистического анархизма. Наиболее обширная биография писателя написана его
женой Чармиан Лондон ("Жизнь Джека Лондона", есть сокращенный русский перевод, изд. "ЗИФ"),
извратившей и "подкрасившей" общественное лицо Л., переродившегося в буржуазного писателя.
Первыми произведениями Л., вышедшими отдельными изданиями, были сборники новелл:
"Северная Одиссея" [1900], "Бог его отцов" [1901], "Дети мороза" [1902] и роман "Дочь снегов" [1902].
Они изображают приключения, жизнь и быт американцев-золотоискателей на дальнем севере. Яркая
идеализация этой жизни и противопоставление ее спокойствию, тупости и ограниченности остального
буржуазного общества -- характерная черта, объединяющая перечисленные сборники. На первом плане -сильная
личность и ее борьба с природой, борьба, в которой индивидуальность закаляется, теряет свою
мещанскую ограниченность, возрождаясь физически и духовно. Значительное место в этих произведениях
занимают столкновения белых с туземцами-индейцами. Л. подходит к этой проблеме как идеолог белого
поработителя: он хотя и видит иногда хищническую политику белого по отношению к туземцам, но
увлечен его мощью. И туземцев писатель рассматривает лишь как массу, аналогичную природной стихии,
с которой сильная буржуазная личность ведет борьбу.
Все эти темы и мотивы характерны и для последующих произведений Л. Писатель в одно и то же
время работал над различными темами (например в период 1907--1909 он пишет: авантюрнобродяжническую
повесть
"Дорога",
социалистический роман "Железная пята" и яркоиндивидуалистический
автобиографический роман "Мартин Идэн"). Наиболее ярки в социальном
отношении романы и новеллы Лондона, тематически связанные с жизнью и бытом американской
городской мелкой буржуазии, идущей к пролетаризации ("Лунная долина", "Игра" и мн. др.). На фоне
этой мещанской среды, из ее недр выделяется герой -- сильная личность, недовольная своим угнетенным
положением в окружающем капиталистическом обществе (молодой возчик в "Лунной долине", матрос в
"Мартине Идэне", цирковой борец в "Игре" и т. д.). Все они охвачены жаждой подняться на вершины
капиталистической лестницы. Характерна уже самая социальная среда, куда стремятся проникнуть герои
Лондона. Они тянутся либо к умственному труду ("Мартин Идэн"), где легче всего проявить свои личные
дарования и достигнуть буржуазного благополучия, либо к труду земледельческому. Ради последнего
герой "Лунной долины" оставляет город, возрождая традиции фермеров-отцов, поглощенных
капиталистическим городом; героев Л. наконец привлекает буржуазно-культурная обеспеченная жизнь в
самом городе ("Игра"). Но в условиях капиталистического общества эти попытки выбраться из
подавленной мелкомещанской среды в более независимые слои чаще кончаются разочарованием и
гибелью. Герой "Игры" погибает накануне осуществления своих замыслов; Мартин Идэн
разочаровывается в том идеале, к которому он стремился, и кончает жизнь самоубийством.Желаемая цель
достигается лишь путем отрыва от реальных условий. Конец "Лунной долины" полон вымысла и насквозь
идеализирован. Взоры героев-искателей устремляются прежде всего в колониальные страны, где осталась
еще широкая возможность к накоплению, где личная сила, предприимчивость имеют гораздо больше
Стр.1