Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ломоносов

0   0
Первый авторЛебедев
Издательство[Б.и.]
Страниц320
ID7562
Аннотация"Биография, изданная в серии ""Жизнь замечательных людей""."
Кому рекомендованоБиографическая проза
Лебедев, Е. Ломоносов : Роман / Е. Лебедев .— : [Б.и.], 1990 .— 320 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/7562 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гельвеций Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям. <...> Сын астраханского священника Василий Кириллович Тредиаковский в девятнадцатилетнем возрасте отправляется с азиатской границы империи в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, оттуда - в Гаагу, а потом - в Париж. <...> В начале XVIII века на верфях, в портовых учреждениях, на мануфактурах Архангельска и Холмогор, помимо просто грамотных людей (то есть умевших читать и писать), можно было встретить выпускников Навигацкой школы, Славяно-греко-латинской академии и западноевропейских учебных заведений. <...> У него житель на подворьи Василей Дорофеев сын Ломоносов тридцати лет, холост. <...> Во дворе Василей Дорофеев сын Ломоносов сорока двух лет, сын Михаило одиннадцати лет". <...> К этому времени Василий Дорофеевич стал зажиточным человеком. <...> Василий Дорофеевич умел подбирать сноровистых и дружных артельщиков. <...> Больше всех положил "на каменное церковное строение" Василий Дорофеевич Ломоносов - с 1728-го по 1734 год он подписал около восемнадцати рублей. <...> Когда сыну исполнилось десять лет, Василий Дорофеевич стал брать его с собою в море. <...> Не последнюю роль сыграли отроческие воспоминания при разработке Ломоносовым гипотез о физической природе северных сияний, о происхождении айсбергов, о возможности Северного морского пути из Европы на Дальний Восток и в Индию. <...> Тогда же, помимо церковнославянского текста псалмов, Ломоносов познакомился с их поэтическим переложением на русский язык по книге Симеона Полоцкого "Псалтырь рифмотворная", во вступлении к которой автор писал: Не слушай буих и ненаказанных, В тьме невежества злобою связанных, Но буди правый писаний читатель <...>
Ломоносов.pdf
Евгений Николаевич Лебедев Ломоносов ====================================== Источник: Е. Н. Лебедев. Ломоносов.М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей). Оригинал здесь:ЖЗЛ. ====================================== От автора Добродетельный человек - не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса - такой человек невозможен, а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным. Гельвеций Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям. Ломоносов и сейчас пробуждает живущее в каждом из нас это стремление к "полному чувству Бытия", как сказал Тютчев, не дает ему заглохнуть под ворохом сиюминутных наших интересов, которые чаще всего бывают весьма специальны, весьма односторонни и которым мы иногда, по наивности или слабости своей, пытаемся придать черты всеобщности, но редко при этом испытываем удовлетворение. Ломоносов тревожит и наше нравственное чувство, ибо всей жизнью и творчеством подтверждает принципиальную невозможность для пас удовлетвориться только частью истины, только одной какойнибудь ее стороною. Принадлежа всему человечеству, Ломоносов был и остается сыном своего времени, которое по глубине и существенности исторических переворотов отдаленно напоминает наше. Понять Ломоносова в его времени - вот главная задача книги, ибо это означает глубже понять современные социальные и культурные процессы, уходящие своими корнями в тот перевернутый пласт нашей истории, возделывать который пришлось Ломоносову. "Столетьем безумным и мудрым" назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не "титлы" в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, "служилых людей". Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм. Человек, который придал России это стремительное ускорение, сам был весь порыв, весь движение. Уверовав в то, что страна уже не может жить прежними идеалами, в прежнем ритме, он торопил время. Его "революционная голова" (Пушкин) работала над скорейшим, по возможности немедленным, претворением в жизнь всех замыслов, которые проносились в ней сумасшедшей вереницей.
Стр.1