Евгений Лебедев
Занимающийся рассвет
---------------------------------------------------------------------------Ломоносов
М. В. Стихотворения / Сост., подгот. текста, вступ. статья и
примеч. Е. Н. Лебедева.
М.: Сов. Россия, 1984. Серия "Поэтическая Россия".
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Ломоносов
стоит впереди наших поэтов, как
вступление впереди книги.
Н. В. Гоголь
Как только не называли Ломоносова современники и потомки!.. И "наш
Пиндар", и "наш Цицерон", и "наш Виргилий", и "наш Леонардо", и "наш
Декарт", и "наш Галилей", и "наш Лейбниц", и "наш Гёте", и "наш Франклин"...
Одно слово - энциклопедист! Поневоле заплутаешь в мировом пантеоне,
подыскивая ему компаньона по бессмертию.
В общем-то в этих и подобных этим определениях не так-то уж много чести
Михаиле Васильевичу, ибо их "престижный" смысл, как ни поверни, преобладает
над познавательным. Сам Ломоносов, как и положено гению,
будто
предчувствовал, что его не так поймут, вернее - н_е т_о извлекут для себя из
его примера. Упреждая всяческую суету вокруг своего имени, он еще двести с
лишним лет назад писал: "Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля,
Картезия (т. е. Декарта. - Е. Л.), Невтона не почитайте. Если же вы мне их
имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падает и с вашею".
Ломоносов - просто д_р_у_г_о_й. Ни
на кого, кроме самого себя, не
похожий. Чего бы стоил его энциклопедизм, если бы сам он не был
у_н_и_к_а_л_ь_н_о_й л_и_ч_н_о_с_т_ь_ю?
Вот почему среди всех доступных Ломоносову сфер культурной деятельности
поэзия его занимает особое, исключительное место. Именно а ней наиболее
полно отразилось головокружительное многообразие его творческих и чисто
человеческих устремлений. И вот почему прав был К. С. Аксаков, когда в
середине прошлого века писал: "Ломоносов был автор, лицо индивидуальное,
первый, восставший как лицо из мира национальных песен, в общем национальном
характере поглощавших индивидуума; он был освободившийся индивидуум в
поэтическом мире, с него началась новая полная сфера поэзии, собственно так
называемая литература" {Аксаков К. Ломоносов в истории русской литературы и
русского языка. М., 1846, с. 62.}.
А ведь в XVIII веке сохранить свое л_и_ц_о было куда как трудно...- и в
поэзии, где требовалось прежде всего умение подражать непререкаемым образцам
и соблюдать жесткие правила, предписанные теоретиками... и в жизни, где
поэзия еще не заняла подобающего ей места, еще не была обласкана
обществом...
Можно вспомнить печальной памяти историю отношений В. К. Тредиаковского
с кабинет-министром Анны Иоанновны Артемием Волынским: поэт пытается в своих
стихах преподать нравственные и политические уроки "сильным мира сего" и
именно через этот возвышенный характер своей общественно-государственной
миссии сознает свое человеческое достоинство; а сановник,
не желая
выслушивать никаких советов, во всеоружии грубой, беспощадно-материальной
силы, которую дал ему его сан, обрушивается на бесправного пиита, как только
встречает с его стороны малейшее поползновение не уронить своего
достоинства, - а проще говоря, трижды приказывает избить "наставника царей",
"российского Ментора" и проч., и проч. за то, что. "наставник" всерьез
потребовал от посланного к нему кадета обращаться с ним как с благородным
человеком.
Можно вспомнить, как много позднее А. П. Сумароков пытался наставлять
Екатерину II в искусстве управлять страной, а она через своих придворных
отвечала ему: "Господин Сумароков - поэт и довольной связи в мыслях не
имеет". В пушкинской статье "Путешествие из Москвы в Петербург" можно
прочесть, как часто Сумарокова дразнили, подстрекали и забавлялись его
выходками" и как он страдал от этого.
Стр.1