МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
В.Б. Бруданин, В.М. Вахтель, Л.В. Титова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЯДЕРНЫЕ ФИЗИКА И ТЕХНОЛОГИИ»
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2019
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕРМИНЫ И ИХ СОКРАЩЕНИЯ .............................................................. 5
2. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИК .............................................................................................................. 5
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ ............................................................................................................. 8
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ ................................................................ 14
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА) 19
6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ПРЕДДИПЛОМНОЙ ...................... 22
7. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО
ПРАКТИКЕ .......................................................................................................... 26
8. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА О
ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ........ 27
9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ......................................................... 38
10. ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 41
ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ
ПРАКТИКИ ......................................................................................................... 41
ФОРМА ЗАДАНИЯ НА ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ .............................. 42
ФОРМА ОТЗЫВА РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ........................ 44
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ............................................. 45
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ ............................................................ 46
3
Стр.3
Планирование и организация практики на всех этапах обеспечивает:
– последовательное расширение круга формируемых у обучающихся
умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода
от одного этапа практики к другому;
– целостность подготовки магистров к выполнению основных трудовых
функций;
– связь практики с теоретическим обучением.
Программы учебной и производственной практик являются частью
ООП ВО в соответствии с ФГОС по направлению подготовки 14.04.02
Ядерные физика и технологии (уровень магистратуры), утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«21» ноября 2014 г. №1503, в части освоения общекультурных
компетенций:
способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести
ответственность за принятые решения (ОК-2);
и профессиональных компетенций:
способностью к созданию теоретических и математических
моделей, описывающих конденсированное состояние вещества,
распространение и взаимодействие излучения с веществом, физику
кинетических явлений или процессы в реакторах, ускорителях или
воздействие ионизирующего излучения на материалы, человека и объекты
окружающей среды (ПК-1);
готовностью к созданию новых методов расчета современных
физических установок и устройств, разработке методов регистрации
ионизирующих излучений, методов оценки количественных характеристик
ядерных материалов (ПК-2);
способностью использовать фундаментальные законы в области
физики атомного ядра и частиц, ядерных реакторов, конденсированного
6
Стр.6
состояния вещества, экологии в объеме, достаточном для самостоятельного
комбинирования и синтеза реальных идей, творческого самовыражения
(ПК-3);
способностью применять экспериментальные, теоретические и
компьютерные методы исследований в профессиональной области (ПК-4);
способностью оценить перспективы развития ядерной отрасли,
использовать ее современные достижения и передовые технологии в
научно-исследовательских работах (ПК-5);
способностью самостоятельно выполнять экспериментальные или
теоретические исследования для решения научных и производственных
задач с использованием современной техники и методов расчета и
исследования (ПК-6);
способностью оценивать риск и определять меры безопасности для
новых установок и технологий, составлять и анализировать сценарии
потенциально возможных аварий, разрабатывать методы уменьшения риска
их возникновения (ПК-7).
Обучающийся в результате прохождения учебной и производственной
практик должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
разработка методов регистрации ионизирующих и
электромагнитных излучений и методов измерения
количественных характеристик ядерных материалов;
создание математических моделей, описывающих процессы в
ядерных реакторах, ускорителях, масс-спектрометрах и лазерах;
разработка в области теории автоматического управления
реакторами и другими физическими установками;
создание методов расчета разделения изотопных и молекулярных
смесей, разработка систем автоматического управления
процессами и аппаратами молекулярно-селективных технологий;
7
Стр.7
создание методов расчета современных электронных устройств,
учета воздействия на эти устройства ионизирующего и
электромагнитного излучения;
разработка методов повышения безопасности ядерных и
лазерных установок, материалов и технологий.
При реализации ООП предусмотрены учебная и производственная
практики.
Тип учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и
навыков, научно-исследовательская.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта
профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика);
научно-исследовательская работа;
преддипломная практика.
Учебная и производственная практики проводятся в сроки,
определенные учебным планом, в структурных подразделениях
Университета или в организациях, деятельность которых соответствует
направленности программы (на основе договоров об организации и
проведении практики обучающихся между ВГУ и организациями).
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Цели практики:
Учебная практика проводится с целью приобретения обучающимися
первичных профессиональных навыков. В ходе практики студенты
знакомятся с вычислительными средствами, а также методами
8
Стр.8
компьютерного моделирования в научных исследованиях, проводимых в
лабораториях Университета и профильных организациях (научноисследовательских
институтах, научно-исследовательских и
промышленных организаций и т.д.), закрепляют и углубляют знания и
умения, полученные в процессе теоретического обучения в рамках учебного
плана; формируют элементы общекультурных, профессиональных
компетенций, приобретают опыт деятельности, способствующей
успешному освоению специальных дисциплин, изучаемых на последующих
курсах.
Задачи учебной практики
ознакомление обучающихся с компьютерными вычислительными
средствами физического факультета Воронежского госуниверситета или
организации-базы практики, применяемыми при проведении научных
исследований;
практическое освоение операционных систем и современных
компьютерных оболочек;
прикладных программ;
закрепление и расширение навыков использования пакетов
ознакомление со специализированными пакетами программ
компьютерного моделирования технологических процессов, приборов и
систем.
Способ проведения практики: стационарная, выездная.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
(знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми
результатами освоения образовательной программы (компетенциями
выпускников):
9
Стр.9
Компетенция
Планируемые результаты обучения
Код
Название
ОК-2 способность действовать
в
ситуациях,
ответственность
принятые решения
нестандартных
нести
за
Знать: дозиметрию излучений, положения
радиационной и ядерной безопасности
Уметь: применять знания методов дозиметрии,
радиационной и ядерной безопасности
Владеть: методами и средствами дозиметрии,
ядерной и радиационной безопасности
ПК-1 способность к созданию
теоретических и
математических моделей,
описывающих
конденсированное
состояние вещества,
распространение и
взаимодействие
излучения с веществом,
физику кинетических
явлений или процессы в
реакторах, ускорителях
или воздействие
ионизирующего
излучения на материалы,
человека и объекты
окружающей среды
знать: основные свойства и особенности
операционных систем и современных
компьютерных оболочек, а также пакеты разработка
физических и математических моделей для
применения их в моделировании ядерно-физических
процессов переноса излучения через вещество и
процессов в энергетических ядерных реакторах для
последующей организации научных исследований с
использованием средств ЭВМ;
уметь: осуществлять физическую постановку
задачи, выбор подходящего пакета прикладных
программ для решения задачи, разрабатывать
алгоритм и моделировать на компьютере
исследуемые физические процессы переноса
излучения через вещество и процессы в ядерных
реакторах, производить анализ полученных
результатов;
владеть: навыками математического и
компьютерного моделирования физических
процессов, происходящих в ядерных реакторах,
представления
полученных
моделирования в наглядной форме.
Объем практики в зачетных единицах / ак. час. — 3/108.
Форма промежуточной аттестации зачет с оценкой.
10
результатов
Стр.10