В "скасках" удальцы обыкновенно
повествовали о своих странствиях и приключениях, об удали в боях и о
страданиях в плену у чужеземцев, которые всегда старались наших удальцов
отклонить от любви к родине и привлечь богатыми дарами в своё подданство; но
только наши люди обыкновенно оставались непоколебимо верны своему царю и
отечеству и все соблазны чужих людей отвергали и постыждали, а потом этим
вдохновенно хвастались. <...> Более или менее интересное сочетание былей с
небылицами в этом роде составляет главное содержание всех "скасок", а
характерные черты их бродяжных героев - это отвага, терпенье и верность. <...> За
эти добродетели скасочники просили себе награды, и "скаска" затем и
подавалась. <...> Скаскам", которые сочиняли о себе вдохновенные бродяги, у нас
легко верили, их читали заместо путешествий, и они доставляли удовольствие
высоким лицам, которые не читали ничего лучшего, а составители "скасок"
получали через это славу от соотчичей и награды за удальство от правителей и
государей. <...> При императоре Петре I, с изменением, происшедшим в понимании русских
людей, "скаски" вдохновенных бродяг потеряли своё значение в обществе:
невежественные
люди
ими ещё интересовались, но петровские грамотеи,
ознакомившиеся
с
лучшими
произведениями,
перестали
интересоваться
"бродяжными баснями". <...> г.
царю Михаилу Феодоровичу "турскими полонениками", калужским
стрельцом Иваном Семёновым Мошкиным и московским посадским человеком Якимом
Васильевичем Быковым. <...> Она прямо назвала "скаску" Мошкина и Быкова
"Достоверным источником, который обстоятельно рисует быт чужих стран и
предприимчивость, бескорыстие и патриотизм русских людей". <...> Главным сюжетом "скаски", приведённой в "Чтении Общества Истории и
Древностей", служит отважный побег некоего Мошкина, вместе с 280 русских
"полоняников" томившихся более семи лет на турецкой каторге. <...> Мошкин под Азовом украл у турок сорок фунтов пороху и спрятал их у себя
на "каторге", где их содержали <...>
Вдохновенные_бродяги.pdf
Н. С. Лесков. Вдохновенные бродяги
(Удалецкие "скаски")
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 12 т.
М., Правда, 1989;
Том 12, с. 186-216.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------"Величие
народа в том,
Что носит в сердце он своём".
Ап. Майков.
"И ложные слухи в народе
показывают стремление этого
народа к известной цели".
Еписк. Порфирий Успенский
(См. "Книга бытия моего",
т. 1, стр. 357)
I
"Скасками" назывались в России сообщения, которые "бывалые" люди, по
возвращении из своих удалых прогулок, подавали своим милостивцам или
правителям, а иногда и самим государям. В "скасках" удальцы обыкновенно
повествовали о своих странствиях и приключениях, об удали в боях и о
страданиях в плену у чужеземцев, которые всегда старались наших удальцов
отклонить от любви к родине и привлечь богатыми дарами в своё подданство; но
только наши люди обыкновенно оставались непоколебимо верны своему царю и
отечеству и все соблазны чужих людей отвергали и постыждали, а потом этим
вдохновенно хвастались. Более или менее интересное сочетание былей с
небылицами в этом роде составляет главное содержание всех "скасок", а
характерные черты их бродяжных героев - это отвага, терпенье и верность. За
эти добродетели скасочники просили себе награды, и "скаска" затем и
подавалась. "Скаскам", которые сочиняли о себе вдохновенные бродяги, у нас
легко верили, их читали заместо путешествий, и они доставляли удовольствие
высоким лицам, которые не читали ничего лучшего, а составители "скасок"
получали через это славу от соотчичей и награды за удальство от правителей и
государей.
Разумеется, до полных результатов в этом роде достигали не все
"скаски", а только такие, которые были сложены особенно хорошо, то есть
любопытно и "лестно" в патриотическом смысле. Таким милостивцы давали
"высший ход" и сочинения эти доходили до царских палат и теремов, откуда
вдохновенным сочинителям исходило "царское жалованье". И кроме того, после к
ним уже никто не смел вязаться с требованием ответа за "шатательство" и за
какие бы то ни было старые неисправности, так как "кого царь пожаловал, того
и бог простил".
При императоре Петре I, с изменением, происшедшим в понимании русских
людей, "скаски" вдохновенных бродяг потеряли своё значение в обществе:
невежественные люди ими ещё интересовались, но петровские грамотеи,
ознакомившиеся с лучшими произведениями,
перестали интересоваться
"бродяжными баснями". А главное, деловитый царь не любил потворствовать
глупостям, и "скасочников" прямо стали называть неучтиво "бродягами" и бить
батогами.
Такая суровость не давала вдохновению бродяг простора, и "скаски" их
было перевелись или оставались только в сфере преданий, живших в "местах
заключения". Это была устная, "острожная словесность", но нынче вспомнили и
Стр.1