Н. С. Лесков. Пустоплясы
(Святочный рассказ )
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 12 т.
М., Правда, 1989;
Том 11, с. 231-241.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------На
одном дорожном ночлеге по старому тракту сбилось так много людей,
что все места в просторной избе были заняты. Случились тут люди и конные, и
пешие, и швецы, и жнецы, и удалые разносчики, и чернорабочие, которые ходили
дорогу чистить. На дворе было студёно, и все, с надворья входя, лезли
погреться у припечка, а потом раскладывались, где кто место застал, и начали
разговаривать. Сначала поболтали про такие дела, как неурожай да подати, а
потом дошли и до "судьбы божества". Стали говорить - отчего это бог Иосифу
за семь лет открыл, что в Египте "неурожай сойдёт"; а вот теперь так не
делает: теперь живут люди и беды над собою не ожидают, а она тут и вот она!
И начали говорить об этом всякий по-своему, но только один кто-то с печки
откликнулся и сразу всех занял; он так сказал:
- А вы думаете, что если бы нам было явлено, когда беда придёт, так
разве бы мы отвели беду?
- А разумеется.
- Ну, напрасно! Мало что ли у всех в виду самого ясного, чего отвести
надо, а однако не отводим.
- А что, например?
- Да вот, например, чего ещё ясней того, что бедных и несчастных людей
есть великое множество, и что пока их так много, до тех пор никому спокойно
жить нельзя; а ведь вот про это никто и не думает.
- Вот то-то и есть! А если б предвещение об этом было - небось бы
поправились.
А тот с печи отвечает:
- Ничего б не поправились: не в предвещении дело, а в хорошем разуме. А
разума-то и не слушают; ну а как предвещения придут, так они не обрадуют.
Его и стали просить рассказать про какой-нибудь такой пример
предвещения; и он начал сразу сказывать.
- Я ведь уже старик, мне седьмой десяток идёт. Первый большой голод я
помню за шесть лет перед тем, как наши на венгра шли, и вышла тогда у нас в
селе удивительность.
Тут его перебили излишним вопросом: откуда он?
Рассказчик быстро, но нехотя оторвал:
- Из села Пустоплясова. Знаешь что ль?
- И не слышали.
- Ну, так услышишь, что у нас в Пустоплясах случилось-то; смотри, чтобы
и у вас в своём селе чего-нибудь на такой манер не состроилось. А теперь
помолчите, пока я докончу вам: моя сказка не длинная.
Стало в том у нас удивительно, что вокруг нас у всех хлеба совсем не
родило, а у нас поле как-то так островком вышло задачное, - урожай бог дал
средственный. Люди плачут, а мы бога благодарим: слава тебе, господи! А что
нам от соседей теснота придёт, о том понимать не хочем. А соседи нам все
завидуют; так и говорят про нас: "божьи любимчики: мы у господа в наказании,
а вы в милости". "И каким-де вы святителям молились и которым чудотворцам
обещались?" А наши уж и чванятся, что в самом деле они в любови у господа:
убираем, жнём, копны домой возим и
снопы на овины сажаем да на токах
молотим... Такая трескотня идёт, что люба-два! И сейчас после этого сряду
пошло баловство: накололи убоины, свезли попам новины, наварили бражки, а
потом мужики норовят винца попить, а бабы с утра затевают: "аль натирушков
натирить! аль лепёшечек спечь!" И едим да пьём во вред себе больше, чем
надобно. По другим деревням вокруг мякиною и жмыхом давятся, а мы в утеху
себе говорим: ведь мы не причинны в том, что у других голодно. Мы ведь им
вреда на полях не делали и даже вместе с ними по весне на полях молитвовали,
а вот нашу молитву господь услыхал и нам урожай сослал, а им не пожаловал.
Всё в его воле: господь праведен; а мы своих соседов не покидаем и перед
Стр.1