Лао-тзы
ГЛАВА ПЕРВАЯ
В царствование императора Феодосия Великого жил в Константинополе один
знатный человек, "патрикий и епарх", по имени Ермий. <...> Обеднявших брали в кабалу или в рабство, и нередко
случалось, что бедные люди даже умирали с голода у самых дверей пировавших
вельмож. <...> ГЛАВА ВТОРАЯ
У упомянутого Ермия душа была мирная, и к тому же он её укрепил в любви
к людям, как заповедал Христос по Евангелию. <...> Ермий желал видеть благочестие
настоящее, а не притворное, которое не приносит никому блага, а служит
только для одного величания и обмана. <...> Ермий говорил: если верить, что
Евангелие божественно и открывает, как надо жить, чтобы уничтожить зло в
мире, то надо всё так и делать, как показано в Евангелии, а не так, чтобы
считать его хорошим и правильным, а самим заводить наперекор тому совсем
другое: читать "оставь нам долги наши, яко же и мы оставляем", а заместо
того ничего никому не оставлять, а за всякую обиду злобиться и донимать с
ближнего долги, не щадя его ни силы, ни живота. <...> Он
же отвечал: "Я не говорю про государство, а говорю только про то, как надо
жить по учению Христову, которое все вы зовёте божественным". <...> Ермий начал это замечать и стал раздумывать как в самом деле трудно,
чтобы и в почести остаться и самому вести жизнь по Христову учению? <...> И как только начал Ермий сильнее вникать в это, то стало ему казаться,
что этого даже и нельзя совсем вместе соединить, а надо выбирать из двух
одно любое: или оставить Христово учение, или оставить знатность, потому что
вместе они никак не сходятся, а если и сведёшь их насильно на какой-нибудь
час, то они недолго поладят и опять разойдутся дальше прежнего. <...> Царь уговаривал Ермия остаться при должности, но потом
отпустил. <...> А в
это же самое время скончалась жена Ермия, и бывший вельможа, оставшись один,
начал рассуждать ещё иначе:
"Не указание ли мне это свыше? - подумал Ермий. <...> А
богатства
у
Ермия было очень много ("бе <...>
Скоморох_Памфалон.pdf
Н. С. Лесков. Скоморох Памфалон
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 12 т.
М., Правда, 1989;
Том 10, с. 113-165.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------Слабость
велика, сила ничтожна.
Когда человек родится, он слаб
и гибок; когда он умирает, он
крепок и чёрств. Когда дерево
произрастает,оно гибко и нежно,
и когда оно сухо и жёстко оно
умирает. Чёрствость и сила -
спутники смерти.Гибкость и слабость
выражают свежесть бытия.
Поэтому, что отвердело, то не
победит.
Лао-тзы
ГЛАВА ПЕРВАЯ
В царствование императора Феодосия Великого жил в Константинополе один
знатный человек, "патрикий и епарх", по имени Ермий. Он был богат,
благороден и знатен; имел прямой и
честный характер; любил правду и
ненавидел притворство, а это совсем не шло под стать тому времени, в котором
он жил.
В то отдалённое время в Византии, или в нынешнем Константинополе, и во
всём царстве Византийском было много споров о вере и благочестии, и за этими
спорами у людей разгорались страсти, возникали распри и ссоры, а от этого
выходило, что хотя все заботились о благочестии, но на самом деле не было ни
мира, ни благочестия. Напротив того, в низших людях тогда было много самых
скверных пороков, про которые и говорить стыдно, а в высших лицах царило
всеобщее страшное лицемерие. Все притворялись богобоязненными, а сами жили
совсем не по-христиански: все злопамятствовали, друг друга ненавидели, а к
низшим, бедным людям не имели сострадания; сами утопали в роскоши и нимало
не стыдились того, что простой народ в это самое время терзался в
мучительных нуждах. Обеднявших брали
в кабалу или в рабство, и нередко
случалось, что бедные люди даже умирали с голода у самых дверей пировавших
вельмож. При этом простолюдины знали, что именитые люди и сами между собой
беспрестанно враждовали и часто губили друг друга. Они не только клеветали
один на другого царю, но даже и отравляли друг друга отравами на званых
пирах или в собственных домах, через подкуп кухарей и иных приспешников.
Как сверху, так и снизу всё общество было исполнено порчей.
ГЛАВА ВТОРАЯ
У упомянутого Ермия душа была мирная, и к тому же он её укрепил в любви
к людям, как заповедал Христос по Евангелию. Ермий желал видеть благочестие
настоящее, а не притворное, которое
не приносит никому блага, а служит
только для одного величания и обмана. Ермий говорил: если верить, что
Евангелие божественно и открывает, как надо жить, чтобы уничтожить зло в
мире, то надо всё так и делать, как показано в Евангелии, а не так, чтобы
считать его хорошим и правильным, а самим заводить наперекор тому совсем
Стр.1