Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум

Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине

0   0
Первый авторЛесков Николай Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID7446
Кому рекомендованоСказания и легенды
Лесков, Н.С. Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине : Рассказ / Н.С. Лесков .— : [Б.и.], 1886 .— 8 с. — Сказки .— URL: https://rucont.ru/efd/7446 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оба соседа жили исправно, а промыслами занимались различными: еврей делал золотые и серебряные вещи, а христианин имел корабли и посылал их с товарами за море. <...> Оба рассуждали так: "Кому что в рассуждении веры от Бога открыто - такова, значит, воля Божия". <...> Христианин своего сына потаенно окрестил и назвал Федором, а еврей своего, по еврейскому закону, в восьмой день обрезал и назвал его Абрамом. <...> Тогда в Царьграде главною верой была еще вера языческая. <...> ГЛАВА ВТОРАЯ Когда мальчики, Федор и Абрам, подросли до той поры, что их стали манить совместные игры и забавы, то обе матери - и христианка, и жидовка начали выносить на огород и сажать их вместе, чтобы они забавлялись, а большим не мешали. <...> В невинном детском маломыслии, они вместе играли и, наигравшись вместе, обнявшись, засыпали на травке, спрятав головы под один и тот же розовый куст, в котором копошились золотые пчелки, а детей не трогали, все равно как христианина, так и жидовина. <...> Но вот Федор и Абрам подросли и настало время посылать их в школу. <...> Как только поедят, сейчас опять сойдутся на огороде, сядут под деревцем, обоймутся и опять вместе читают - про разные страны и про разные веры. <...> Так Федор и Абрам росли своим родным на утешение, а посторонним в хороший пример. <...> В обеих семьях соседского сына привечали наравне с своим: Федор ли прибежит к Абрамовым родителям, старый еврей и еврейка были с ним ласковы, все равно как с своим, и так же точно если Абрам приходил к товарищу, то и Федоровы отец с матерью обращались с Абрамом всегда ласково, только свининой его не угощали. <...> И через это, хотя в школе у Панфила было много детей из всего "разсеяния", то есть разных вер, но все они были приучены жить как дети одного Отца, Бога, создавшего небо и землю, и всяческое дыхание - эллина же и иудея. <...> Один такой младопитатель утвердился над тою школой, где учились Федор с Абрамом, и начал он у Панфила спрашивать: - Объясни мне, Панфил, как ты веруешь и какую веру превозносишь, а какую <...>
Сказание_о_Федоре-христианине_и_о_друге_его_Абраме-жидовине.pdf
Н.С.Лесков. Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине --------------------------------------------------------------Origin: http://www.chat.ru/~iudeo/leskov.htm --------------------------------------------------------------ГЛАВА ПЕРВАЯ В греческом городе Византии, прежде чем было признано веру этот город стал пророка Моисея (Моисей - библейский называться Константинополем, а у русских Царьградом, жили два соседа. Один был еврей, а другой крещеный из потаенных (то есть тайно исповедовавших христианство еще до того, как оно ветхозаветную официальной религией.); еврей делал содержал иудаизма), а крещеный разумно соблюдал свою христианскую веру. Оба жили исправно, а промыслами занимались различными: еврей первоучитель соседа золотые и серебряные вещи, а христианин имел корабли и посылал их с товарами за море. По соседству они друг другу ничем не досаждали и имели обыкновение никогда друг с другом о вере не спорить. Кто из них в такой и пребывал, и свою веру перед другим не превозносил, а чужую не унижал и не порочил. Оба рассуждали так: "Кому что в много лет счастливо. У обоих этих соседей по какой вере родился, тот в рассуждении веры открыто - такова, значит, воля Божия". И так они в добром было сыну, которые родились в Христианин своего сына потаенно окрестил и назвал Федором, а от год. еврей своего, по еврейскому закону, в восьмой день обрезал и назвал его Абрамом. Тогда в Царьграде главною верой была еще вера языческая. Христиане и евреи, которые жили между язычниками, старались себя явно чтобы не дразнить язычников и не накликать на себя неудовольствие. А как крещение Федора, так и обрезание Абрама отцы их сделали не в без угощения, потихоньку, при одних своих близких родных. Оба соседа, получив от Бога потомство, были очень говорил: - Добрый сосед! Дай Бог, чтобы сыновья наши жили добрый между оказывать, потому домах своих рады. Христианин собою так ладно, как мы между собою прожили. И еврей сказал то же самое: - Дай Бог, сосед, но я думаю, что дети наши должны жить еще потому что они от нас, отцов своих, имеют заключается удобье и счастье, а разорение. в несогласии - всякое ГЛАВА ВТОРАЯ Когда мальчики, Федор и Абрам, подросли до той простоте, ничем не были пример, что в согласнее, согласии беспокойство и же Бога согласии прожили один манить совместные игры и забавы, то обе матери - и христианка, и начали выносить на огород и сажать их вместе, чтобы они поры, что их стали жидовка - большим не мешали. А огороды у еврея и у христианина были рядом, бок о и, по тогдашней разгорожены. Вынесет забавлялись, а бок, еврейка, посадит своего Абрамку, и христианка принесет своего Федю и тоже посадит его рядом на траве под большой розовый куст; надают им каких забавок, чтоб играли, а сами пойдут каждая к своим делам по всегда, бывало, и одна, и другая строго-настрого попало детских домашеству. Но играли мирно и весело, как хотят, а ссориться чтобы не смели. Ежели же в чем-нибудь не сумеют поладить, то чтобы не жаловались, а сами совершенно между родными как два братьями согласные по крови детям наказывали, чтобы между собою мирились. В таком простом, но добром научении мальчики выросли и сжились Друг с другом так, что любили один другого брата. Даже и более, потому что иногда несогласие и зависть, а у Федора с Абрамом, ничего подобного не было. Что одному было любо, то и другому нравилось. А что один из них был окрещен, а другой обрезан - этого они совсем не знали. За занятиями тут разница. В родители их оставляли им это без растолкования, да дети даже уразумели бы в своем возрасте, в чем не трогали, все равно жидовина. Но вот Федор и Абрам подросли и настало время посылать их образа, чтобы всякий, проходя, кланялся и молился. В эту пору .многое стали заводить на иной начали изъяснять высшему правительству, что маломыслии, они вместе играли и, наигравшись вместе, обнявшись, засыпали травке, спрятав головы под один и тот же розовый куст, в котором золотые пчелки, а детей и не-досугами еще и как христианина, так и в школу. А это случилось, когда в Константинополе язычество приканчивалось и была уже объявлена главною вера христианская. Идольские капища тогда разоряли или переделывали на церкви и на городских стенах, над воротами, стали писать ходить в одну школу не годится, а непременно надо разделять чтоб они с малолетства не смешивались, потому что, будто, вместе соблюсти, что лад, и некоторые учителя христианину и еврею детей им в старом порознь, нельзя дать согласного научения, так как у евреев главный закон веры - от Моисея, человека Божия, а у других - от Христа. Мы их Ветхий закон признаем, но только к нему от своего Нового Завета добавку делаем, а евреи думают, что им добавки не надо, а довольно и одно то Моисея показано. законе ГЛАВА ТРЕТЬЯ Матери Федора и Абрама не твердо от вместе не невинном детском на копошились родные бывают касается, а знали по-женски одно наружное. Знали они, например, что жидовкам в свое время надо в ванну лазить и окунаться разумели, что по женщинам - заведено мыться, только когда понадобится; или можно есть свинину, а жидам свиное мясо запрещено и не не обязанности, а что же, что есть главное в том и в другом законе, они до тонкости не понимали и молились по-своему, каждая про себя, как была научена в детстве. Больше позволено. Прочего же всего обе они жили с тою заботой, чтобы в соседстве по домашеству им одной от другой было как можно удобнее и чтобы помехи. Старый, потаенный христианин и еврей, как настало время их мальчикам учиться, не захотели их разлучать, и чтобы в этом не было Федора и Абрама к одному мастеру, который и научил их греческой грамоте. Оба мальчика хорошо занялись и так полюбили грамоту, что рвались к помехи, свели ней в оказать никакой друг другу их религии подробно крещеным христианам
Стр.1