Н.С.Лесков. Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине
--------------------------------------------------------------Origin:
http://www.chat.ru/~iudeo/leskov.htm
--------------------------------------------------------------ГЛАВА
ПЕРВАЯ
В греческом городе Византии, прежде чем
было
признано
веру
этот
город стал
пророка Моисея (Моисей - библейский
называться
Константинополем, а у русских Царьградом, жили два соседа. Один был еврей, а
другой крещеный из потаенных (то есть тайно исповедовавших христианство еще
до того, как оно
ветхозаветную
официальной религией.); еврей
делал
содержал
иудаизма), а крещеный разумно соблюдал свою христианскую веру. Оба
жили исправно, а промыслами занимались различными: еврей
первоучитель
соседа
золотые и
серебряные вещи, а христианин имел корабли и посылал их с товарами за море.
По соседству они друг другу ничем не досаждали и имели обыкновение никогда
друг с другом о вере не спорить. Кто из них в
такой и пребывал, и свою веру перед другим не превозносил, а чужую не унижал
и не порочил. Оба рассуждали так: "Кому
что в
много лет счастливо.
У обоих этих соседей
по
какой вере родился, тот в
рассуждении
веры
открыто - такова, значит, воля Божия". И так они в добром
было
сыну, которые
родились в
Христианин своего сына потаенно окрестил и назвал Федором, а
от
год.
еврей своего,
по еврейскому закону, в восьмой день обрезал и назвал его Абрамом.
Тогда в Царьграде главною верой была еще вера языческая. Христиане и
евреи, которые жили между язычниками, старались себя явно
чтобы не дразнить язычников и не накликать на себя неудовольствие. А
как крещение Федора, так и обрезание Абрама отцы их сделали
не
в
без угощения, потихоньку, при одних своих близких родных.
Оба соседа, получив от Бога потомство, были очень
говорил:
- Добрый сосед! Дай Бог, чтобы сыновья наши жили
добрый
между
оказывать,
потому
домах своих
рады. Христианин
собою так
ладно, как мы между собою прожили.
И еврей сказал то же самое:
- Дай Бог, сосед, но я думаю, что дети наши должны жить еще
потому что они от нас, отцов своих, имеют
заключается удобье и счастье, а
разорение.
в несогласии - всякое
ГЛАВА ВТОРАЯ
Когда мальчики, Федор и Абрам, подросли до той
простоте, ничем
не
были
пример, что в
согласнее,
согласии
беспокойство и
же
Бога
согласии прожили
один
манить совместные игры и забавы, то обе матери - и христианка, и
начали выносить на огород и сажать их вместе, чтобы они
поры, что их стали
жидовка -
большим не мешали. А огороды у еврея и у христианина были рядом, бок о
и, по тогдашней
разгорожены. Вынесет
забавлялись, а
бок,
еврейка,
посадит своего Абрамку, и христианка принесет своего Федю и тоже посадит его
рядом на траве под большой розовый куст; надают им каких
забавок, чтоб играли, а сами пойдут каждая к своим делам по
всегда, бывало, и одна, и другая строго-настрого
попало детских
домашеству. Но
играли мирно и весело, как хотят, а ссориться чтобы не смели. Ежели же в
чем-нибудь не сумеют поладить, то чтобы не жаловались, а сами
совершенно
между родными
как два
братьями
согласные
по крови
детям наказывали, чтобы
между собою
мирились.
В таком простом, но добром научении мальчики выросли и сжились Друг с
другом так, что любили один другого
брата. Даже и более, потому что
иногда несогласие и зависть, а у Федора с Абрамом, ничего подобного не было.
Что одному было любо, то и другому нравилось. А что один из них был окрещен,
а другой обрезан - этого они совсем не знали. За
занятиями
тут разница. В
родители их оставляли им это без растолкования, да дети даже
уразумели бы в своем возрасте, в чем
не
трогали, все равно
жидовина.
Но вот Федор и Абрам подросли и настало время посылать их
образа, чтобы всякий, проходя, кланялся и молился.
В эту пору .многое стали заводить на
иной
начали изъяснять высшему правительству, что
маломыслии, они вместе играли и, наигравшись вместе, обнявшись, засыпали
травке, спрятав головы под один и тот же розовый куст, в котором
золотые пчелки, а детей
и не-досугами
еще и
как христианина, так и
в школу. А
это случилось, когда в Константинополе язычество приканчивалось и была уже
объявлена главною вера христианская. Идольские капища тогда разоряли или
переделывали на церкви и на городских стенах, над воротами, стали
писать
ходить в одну школу не годится, а непременно надо разделять
чтоб они с малолетства не смешивались, потому что, будто, вместе
соблюсти, что
лад, и некоторые учителя
христианину и еврею
детей
им
в старом
порознь,
нельзя
дать согласного научения, так как у евреев главный закон веры - от Моисея,
человека Божия, а у других - от Христа. Мы их Ветхий закон признаем, но
только к нему от своего Нового Завета добавку делаем, а евреи думают, что им
добавки не надо, а довольно и одно то
Моисея показано.
законе
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Матери Федора и Абрама не твердо
от
вместе
не
невинном детском
на
копошились
родные
бывают
касается, а знали по-женски одно наружное. Знали они, например, что жидовкам
в свое время надо в ванну лазить и окунаться
разумели, что
по
женщинам - заведено мыться, только когда понадобится; или
можно есть свинину, а жидам свиное мясо запрещено и
не
не
обязанности, а
что
же, что есть главное в том и в другом законе, они до тонкости не понимали и
молились по-своему, каждая про себя, как была научена в детстве. Больше
позволено. Прочего
же
всего обе они жили с тою заботой, чтобы в соседстве по домашеству им одной
от другой было как можно удобнее и чтобы
помехи.
Старый, потаенный христианин и еврей, как настало время их мальчикам
учиться, не захотели их разлучать, и чтобы в этом не было
Федора и Абрама к одному мастеру, который и научил их греческой грамоте. Оба
мальчика хорошо занялись и так
полюбили
грамоту, что рвались к
помехи, свели
ней в
оказать никакой друг другу
их
религии
подробно
крещеным
христианам
Стр.1