Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Genius loci Арктики: знания, смыслы и практики: монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКудряшова Елена Владимировна
АвторыКудряшова Елена Владимировна, Шадрина Ольга Николаевна, Теребихин Николай Михайлович, Звягин Сергей Александрович, Овчинников Олег Владимирович, Соловьева Анна Николаевна, Соколова Флера Харисовна, Шапаров Александр Евгеньевич, Мокшин Василий Кириллович, Шепелик Ольга Владимировна, Кукаренко Наталья Николаевна, Дрегало Александр Алексеевич, Ульяновский Виктор Иванович, Зайков Константин Сергеевич, Сабуров Александр Алексеевич, Сорокина Татьяна Юрьевна, Зарубина Любовь Альбертовна, Калинина Марина Рудольфовна, Жгилева Лариса Александровна, Окунев Юрий Павлович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц316
ID744295
АннотацияНаучный труд представляет результаты междисциплинарных комплексных исследований эволюции социальных процессов в Арктике. В фокусе исследователей находятся социальная динамика и стратегии адаптационного поведения населения Арктического региона (в его географическом, международном значении и статусе АЗРФ). Рассмотрены особенности функционирования социума в локальной северной среде, его реакции на внутренние и внешние изменения. Дан сравнительный анализ решения проблем развития северных территорий, механизмов и инструментов сохранения и развития человеческого капитала в российском и международном арктическом пространстве, в т. ч. через сетевое сотрудничество.
Кому рекомендованоДля специалистов в области социально-гуманитарных наук, государственного и муниципального управления, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, широкого круга читателей, интересующихся вопросами развития Арктического региона
ISBN978-5-261-01419-5
Кудряшова, Е.В. Genius loci Арктики: знания, смыслы и практики: монография / О.Н. Шадрина, Н.М. Теребихин, С.А. Звягин, О.В. Овчинников, А.Н. Соловьева, Ф.Х. Соколова, А.Е. Шапаров, В.К. Мокшин, О.В. Шепелик, Н.Н. Кукаренко, А.А. Дрегало, В.И. Ульяновский, К.С. Зайков, А.А. Сабуров, Т.Ю. Сорокина, Л.А. Зарубина, М.Р. Калинина, Л.А. Жгилева, Ю.П. Окунев; ред. Е.В. Кудряшова; Е.В. Кудряшова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019 .— 316 с. — ISBN 978-5-261-01419-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/744295 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Genius_loci_Арктики_знания,_смыслы_и_практики_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.315
Genius_loci_Арктики_знания,_смыслы_и_практики_монография.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» образовательное учреждение высшего образования Genius loci Арктики: знания, смыслы и практики Монография Ответственный редактор доктор философских наук, профессор Е.В. Кудряшова Архангельск 2019 1
Стр.1
УДК [316.3:316.61+314.144+314.7+341.232.7]+[008+140.8+130.2] ББК 60.56:87.6:67.412.2(21) G 36 Авторский коллектив: Е.В. Кудряшова, О.Н. Шадрина, Н.М. Теребихин, С.А. Звягин, О.В. Овчинников, А.Н. Соловьева, Ф.Х. Соколова, А.Е. Шапаров, В.К. Мокшин, О.В. Шипелик, Н.Н. Кукаренко, А.А. Дрегало, В.И. Ульяновский, К.С. Зайков, А.А. Сабуров, Т.Ю. Сорокина, Л.А. Зарубина, М.Р. Калинина, Л.А. Жгилева, Ю.П. Окунев Рецензенты: главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доктор философских наук, профессор Ю.В. Попков; Почетный полярник, советник директора, руководитель отдела «Морская арктическая комплексная экспедиция и морское наследие России» Института Наследия, Председатель Комиссии географии полярных стран МГО Русского географического общества, доктор исторических наук П.В. Боярский; Председатель Полярной комиссии Русского географического общества, Почётный полярник, кандидат физико-математических наук В.И. Боярский. G 36 Genius loci Арктики: знания, смыслы и практики: монография / коллектив авторов; отв. Ред. Е.В.Кудряшова. – Архангельск: Изд. Дом САФУ им. В.Н.Булатова, 2019. – 350 с. ISBN 978-5-261-01419-5 Научный труд представляет результаты междисциплинарных комплексных исследований эволюции социальных процессов в Арктике. В фокусе исследователей находятся социальная динамика и стратегии адаптационного поведения населения Арктического региона (в его географическом, международном значении и статусе АЗРФ). Рассмотрены особенности функционирования социума в локальной северной среде, его реакции на внутренние и внешние изменения. Дан сравнительный анализ решения проблем развития северных территорий, механизмов и инструментов сохранения и развития человеческого капитала в российском и международном арктическом пространстве, в т. ч. через сетевое сотрудничество. Для специалистов в области социально-гуманитарных наук, государственного и муниципального управления, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, широкого круга читателей, интересующихся вопросами развития Арктического региона. УДК [316.3:316.61+314.144+314.7+341.232.7]+[008+140.8+130.2] ББК 60.56:87.6:67.412.2(21) ISBN 978-5-261-01419-5 © Коллектив авторов, 2019 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова, 2019 2
Стр.2
Введение: чем сегодня для нас является Арктика? Меня часто спрашивают о впечатлениях после посещения полярных территорий. Арктика, с одной стороны, великая и могучая, а с другой – очень ранимая. Здесь ты понимаешь: человек – не царь природы, а лишь маленькая песчинка на теле нашей большой Планеты. Арктика отличается суровой, необычной красотой и величием. Мне посчастливилось побывать на многих островах и архипелагах – и они все разные. Казалось бы, здесь нет такого разнообразия природы, геологической структуры, как в южных широтах, но есть огромная, завораживающая сила и красота. Остается загадкой: что, например, движет уникальными животными и птицами, которые каждое лето возвращаются сюда? Почему они выбрали для жизни именно эти суровые условия? Так же и человек: я убеждена, кто хоть раз побывал в Арктике и познал ее, тот стремится сюда снова и снова. И еще: каждый полярник знает, что высокие широты объединяют людей, будь то Северный или Южный полюс. Здесь в одиночку не выжить, здесь работают и живут единой командой, полярники (практики и исследователи) – это дружная семья. XXI век часто называют «веком Арктики». В начале нового тысячелетия не только определились перспективы освоения данного региона, но и появились инвестиционные ресурсы для реализации крупномасштабных арктических программ и проектов. Огромные природные богатства, потенциальные запасы нефти и газа, а также транзитные возможности делают контроль над циркумполярным регионом геополитическим приоритетом не только для России, но и для многих других государств современного мира. При этом Арктика до сих пор остается самым бесконфликтным регионом Земли. Для России этот бескрайний северный регион всегда имел большое значение. Мы знаем и помним имена знаменитых полярных исследователей (Семён Челюскин, Харитон Лаптев, Фёдор Розмыслов, 3
Стр.3
Александр Колчак, Ян Нагурский, Отто Шмидт, Иван Папанин, Артур Чилингаров и др.), внесших в разные исторические эпохи большой вклад в изучение арктических территорий. Великий помор и наш земляк, ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов, чье имя носят Московский государственный (МГУ) и Северный (Арктический) федеральный (САФУ) университеты, впервые обосновал необходимость комплексного исследования полярных морей для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Севере и Дальнем Востоке. Именно он отметил ряд важных особенностей арктической природы и вскрыл некоторые закономерности ледообразования, дрейфа льдов, перемещения вод в Северном Ледовитом океане. М.В. Ломоносов горячо поддерживал проведение Великих Северных экспедиций для изучения и последующего освоения огромных северных территорий. Он доказал необходимость и возможность установления регулярного морского сообщения между Архангельском и портами Тихого океана – будущего Северного морского пути (СМП). Сегодня Российская Арктика – важнейший регион, занимающий почти 15 % территории нашего государства и имеющий фундаментальное значение для его развития. В Арктике производится 20 % ВВП страны, обеспечивается около четверти экспорта, здесь залегает до 90 % извлекаемых углеводородов всего континентального шельфа России, добывается до 80 % общероссийских разведанных запасов газа. Помимо этого здесь находятся залежи драгоценных, редкоземельных и цветных металлов – золота, никеля, меди, вольфрама, урана, платины, палладия, молибдена и др., добываются алмазы и другие драгоценные камни, уголь, гипс. Но Арктика – не только мощная ресурсная база страны, не только 20 тыс. км государственной границы, более 3 тыс. морских миль СМП – кратчайшего пути между Восточной Азией и Европой... Северные моря богаты ценными биоресурсами, а льды – это запас пресной воды. Российская Арктика – богатейшее историческое и культурное наследие, сформированное и собранное в т. ч. поколениями коренных народов Севера. Здесь находятся самая северная и самая большая особо охраняемая природная территория – Национальный парк «Русская Арктика» – и около 50 заповедников разного типа... 4
Стр.4
Начиная с конца 2000-х годов Арктика становится одним из приоритетных регионов для российского государства. Национальные приоритеты развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) представлены в таких документах, как «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 18 сентября 2008 года (№ Пр-1969)), «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации» (Министерство экономического развития Российской Федерации, 19 мая 2016 года (№ 14605-АЦ/Д29и)). Большое внимание Арктике уделено и в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором поставлена задача роста грузооборота по СМП до 80 млн т. Вместе с формированием нормативно-правовой базы происходит совершенствование государственной системы управления Арктическим регионом. Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 50 создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, основной задачей которой является координация взаимодействия органов власти и заинтересованных организаций при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности. Указом Президента России от 26 февраля 2019 года Минвостокразвития РФ переименовано в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое стало федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития АЗРФ. Российская Арктика сегодня переживает новый этап своего развития. Глава российского государства, выступая на V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в апреле 2019 года, отметил: «Уже в этом году намерены подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы 5
Стр.5
инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов»1 та страны Минвостокразвития России приступило к подготовке новой стратегии развития АЗРФ, которая определит будущее Российской Арктики на 15 лет вперед. Именно поэтому такая стратегия должна создаваться совместно с регионами, муниципалитетами, гражданским обществом, широким кругом экспертов2 . АЗРФ сегодня – это более 150 проектов, инвестиции в которые оцениваются в триллионы рублей, среди них: строительство современного ледокольного флота и ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», «Ямал-СПГ» и порт Сабетта; строительство высокотехнологичных судостроительных верфей в Республике Саха (Якутия) и на Дальнем Востоке; разработка полиметаллического Павловского месторождения на Новой Земле, а также алмазных месторождений имени М.В. Ломоносова и имени В.П. Гриба; строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», которая напрямую соединит регионы Сибири и Урала со стратегическими предприятиями Северо-Западного федерального округа; создание сети аварийно-спасательных центров МЧС, объектов СМП и многое др. Все эти реальные арктические проекты нуждаются в высококлассных специалистах и научно-экспертном сопровождении. Именно для обеспечения инновационной, научной и кадровой поддержки геополитических и экономических интересов России в Северо-Арктическом регионе в 2010 году был образован Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, который сегодня ведет подготовку специалистов для освоения и развития северных территорий по инженерным, техническим, математическим, естественно-научным и гуманитарным направлениям3 . C момента образования дипломы САФУ получили более 1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 2 https://minvr.ru/press-center/news/23000/ 3 В структуре САФУ работает 7 крупных учебно-научных подразделений – 7 высших школ: Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем, Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, Высшая школа гуманитарных наук и международной коммуникации, Высшая школа экономики, управления и права, Высшая школа энергетики, нефти и газа, Высшая школа естественных наук и технологий и Высшая инженерная школа. В Архангельской области и Не6 . В соответствии с поручением Президен
Стр.6
45 000 чел. (в т. ч. около 5 000 из них – дипломы с отличием)4 . При подготовке специалистов университет взаимодействует с предприятиями реального сектора экономики, ведущими деятельность в Арктике, и имеет более 120 договоров о сотрудничестве с предприятиями и компаниями, среди которых: «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Штокман Девелопмент», «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), «Севмашпредприятие», «Звездочка», «Архангельский ЦБК», «Беломорский лес», Группа «Илим Палп», компания «ГЛОНАСС», «Севералмаз», «Алроса», «Сбербанк», «Нордавиа» и многие др. Кроме того, федеральный университет сотрудничает с Курчатовским центром, институтами Российской академии наук, ведущими вузами страны, коллегами из зарубежных стран (особенно из странчленов и стран-наблюдателей Арктического совета, а также участниками Международного сетевого университета Арктики – UArctic и др.), в т. ч. по созданию и развитию научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». Многие образовательные программы САФУ являются уникальными, сформированными в соответствии с запросами работодателей. Элементами этих программ стали арктические компоненты: арктические модули, арктические практики, арктические стажировки, организация арктических экспедиций. Сетевое взаимодействие выступает обязательным условием, а привлечение ведущих ученых России и стран-партнеров помогает повысить конкурентоспособность такой подготовки5 . нецком автономном округе (НАО) действует 3 филиала (в городах СевероВ 2019 году отмечается 90-летие высшего образования на Российском двинск, Коряжма, Нарьян-Мар). 4 Севере: осенью 1929 года был открыт Архангельский лесотехнический институт, преобразованный в 1994 году в Архангельский государственный технический университет. На базе этого вуза в 2010 году был образован Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Сегодня в САФУ, единственном из ведущих вузов страны, расположенном в АЗРФ, учатся юноши и девушки из многих регионов России и более чем 50 стран мира. 5 Многие программы выходят на международную аккредитацию, полу7 чают признание профессионального сообщества и проходят профессионально-общественную аккредитацию.
Стр.7
В 2017 учебном году по госзаданию Минобрнауки России университет провел мониторинг вузов страны по образовательным программам «арктической» направленности. Выяснилось, что более 50 из них реализуют около 700 таких специальных программ6 . В 2016 году был создан Национальный арктический научно-образовательный консорциум (НАНОК) – добровольное объединение университетов, научных организаций, предприятий, учреждений, ведущих деятельность в интересах Российской Арктики, с целью объединения ресурсов и компетенций в сфере подготовки кадров и организации научных исследований7 следований активно развивается современный формат обучения – экспедиции. Студенты, молодые ученые и преподаватели, находясь «с глазу на глаз» с арктической природой, с помощью новейшего оборудования открывают тайны Севера. Исследовательская работа, проведенная во время экспедиций, охватывает различные области науки: историю, географию, экологию, этнографию, метеорологию, 6 Наш федеральный университет сегодня предлагает около 100 образовательных программ с «арктическим» вектором. Среди них: Экологическая безопасность и управление природопользованием в Арктическом регионе; Управление производственной системой в судостроительном комплексе; Промышленное и гражданское строительство в холодном климате; Управление развитием приарктических территорий и др. 7 На сегодняшний день НАНОК объединяет 33 организации, в т. ч. национальный университет (СПбГУ), 5 федеральных университетов (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ), Уральский федеральный университет имени первого Президента Б.Н. Ельцина (УрФУ), Сибирский федеральный университет (СФУ), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)), институты РАН, ведомственные вузы (Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ им. С.О. Макарова), Северный государственный медицинский университет (СГМУ), Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов ТЭК), Национальный парк «Русская Арктика», Ассоциацию поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие». 8 . За эти годы совместными усилиями сделано многое для решения этих задач в интересах АЗРФ. Так, для развития системы подготовки кадров и научных ис
Стр.8
океанографию, арктическую биологию, морские биоресурсы и др.8 Одним из самых значимых экспедиционных проектов стал «Арктический плавучий университет» (АПУ), который позволил совместить образовательный процесс и исследовательскую деятельность прямо на судне – НИС «Профессор Молчанов» Севгидромета. Это совместный проект САФУ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) и Русского географического общества (РГО). За 7 лет (с 2012 года) участниками экспедиции стали более 600 человек, в т. ч. студенты из разных университетов России и зарубежных вузов-партнеров. Исследователи прошли более 45 000 морских миль, провели комплекс атмосферных, морских и наземных исследований в области гидрометеорологии, гидрологии, биологии, геологии и археологии. В июле 2018 года в высокие широты отправилась юбилейная, 10-я, экспедиция АПУ под названием «Terrae Novae», участники проекта исследовали малоизученные территории архипелага Новая Земля. А в 2019 году были организованы две экспедиции: международная – на архипелаг Шпицберген и всероссийская в рамках проекта «Трансарктика» – на Землю Франца Иосифа, а также Белое, Баренцево и Карское моря. Служить Арктике – значит чувствовать ее дух и любить этот регион. Поэтому среди важнейших задач подготовки кадров – воспитание патриотически настроенной молодежи, готовой к развитию арктических территорий, понимающей значение и роль России в истории и освоении Арктики. Совместно с партнерами по НАНОК представители исполнительной и законодательной власти проводят различные арктические мероприятия для молодежи. Например, летом на уборке Арктики трудятся бойцы студенческого строительного отряда «Гандвик» Северо-Западного федерального округа. При поддержке Совета безопасности РФ неоднократно 8 Флаг университета трижды побывал на Северном полюсе. Впервые это произошло в октябре 2013 года в рамках специального проекта всероссийской эстафеты олимпийского огня «Сочи 2014» – «Северный полюс». Во второй раз университетский флаг достиг вершины Земли в середине апреля 2014 года вместе с участниками VII всероссийской экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу». В третий раз – в августе 2017 года в рамках конференции, посвященной 40-летию достижения атомным ледоколом «Арктика» географической точки Северного полюса. 9
Стр.9
проводился Всероссийский конкурс студенческих проектных идей «Постигая Арктику». Ежегодно во многих регионах 21 мая отмечают День полярника, а в последний день зимы организуются мероприятия, посвященные Дню Арктики, или Дню защиты холода9 Но для комплексного и гармоничного развития Арктики нужно . учитывать ряд проблем, связанных с экологическими изменениями и особенностями холодного климата, низкой плотностью населения и огромной протяженностью территорий, неблагоприятной демографической ситуацией и необходимостью сохранения историкокультурного наследия (в т. ч. коренных и малочисленных народов, проживающих на этих пространствах), особенностями межкультурной коммуникации и др. Существует объективный процесс: на протяжении нескольких десятков лет наблюдается отток населения и квалифицированных кадров из периферийных регионов в крупные мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург и др.). АЗРФ в этом смысле не исключение и тоже характеризуется отрицательным сальдо миграционных процессов (за исключением Красноярского края и НАО), что объясняется низкой привлекательностью территории для проживания. Однако в последнее время демографическая ситуация начинает меняться в положительную сторону в регионах нового промышленного освоения, таких как Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа. Для того чтобы молодежь оставалась на Севере, необходимо предоставить ей возможность получить качественное и доступное образование «на месте», т. е. в субъектах РФ, находящихся на этих территориях; трудоустроиться и решить жилищный вопрос; необходимо создать современную, комфортную среду для проживания и создания молодых семей. Кстати, в т. ч. с целью сокращения миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, повышения эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом и были образованы федеральные университеты. Сегодня их в России 10 и у каждого своя ниша – конкретная 9 С этой идеей зимой 2012 года САФУ выступил совместно с правительствами Архангельской области, НАО и рядом общественных организаций, чтобы привлечь внимание к особенностям арктической территории, к людям, живущим и работающим в непростых климатических условиях, к проблемам и перспективам развития региона. 10
Стр.10
геополитическая задача10 . Специфика САФУ указана в названии – это Арктика. Работа с будущими абитуриентами начинается со школьной скамьи. Одной из позитивных практик является организация Ломоносовского набора в федеральный университет. Под эгидой губернатора Архангельской области выбрано 10 наиболее важных для региона направлений подготовки: техника и технологии строительства; электро- и теплоэнергетика; ядерная энергетика и технологии; машиностроение; химические технологии; промышленная экология и биотехнология; прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело, геодезия; техника и технология наземного транспорта; техника и технология кораблестроения и водного транспорта; сельское, лесное и рыбное хозяйство. Лучшим студентам-первокурсникам, обучающимся по этим направлениям, выплачивается Ломоносовская стипендия. Кроме того, предприятия-партнеры выделяют лучшим студентам специальные корпоративные стипендии. Университет ежегодно проводит многопрофильную международную олимпиаду для школьников «Будущее Арктики», победители и призеры которой при поступлении в САФУ получают льготы – им начисляются дополнительные баллы за индивидуальные достижения. А на базе «Сириуса» специалистами университета организуются лекции и семинары по арктическим проблемам. Совместно с национальным парком «Русская Арктика», институтом «Открытое образование» и ведущими школами г. Архангельска в 2018 году для учащихся младших классов издана «Арктическая азбука» (под общей редакцией А.Г. Кирилова). На ее основе создаются учебно-методический комплекс для учителей и рабочие тетради для школьников. Разработан и внедряется в школах региона внеклассный учебный курс «Арктиковедение»… А в Издательском доме имени В.Н. Булатова САФУ каждый год публикуется много интересных научных, познавательных и популярных книг по Арктике. Одним из инструментов является взаимодействие вузов с предприятиями для организации целевого обучения. По данным мони10 УрФУ (г. Екатеринбург) – это реиндустриализация Урала. ДВФУ (г. Владивосток) – подготовка специалистов и влияние на страны АзиатскоТихоокеанского бассейна. БФУ (г. Калининград) – акцент на сотрудничестве с европейскими странами. СВФУ (г. Якутск) – сохранение и развитие культур коренных народов России и т. д. 11
Стр.11
торинга вузов, входящих в НАНОК, сегодня количество студентов, обучающихся по договорам целевого приема с организациями, ведущими свою хозяйственную деятельность на территории АЗРФ, пока не превышает 5 %. Между тем, если студент знает, что через 4–5 лет его ждут на конкретном предприятии, производстве, то он уверен в завтрашнем дне. Жизнь показывает, что подготовка специалистов для реализации глобальных арктических проектов должна быть практикоориентированной и проходить при тесной взаимосвязи с реальным сектором экономики. С учетом потребностей предприятий в соответствующих специалистах необходимо корректировать количество бюджетных мест на ту или иную специальность, а образовательные программы – организовывать в тесном взаимодействии с компаниями, ведущими хозяйственную деятельность на арктических территориях. Большое значение имеют и меры социальной поддержки для населения, проживающего в АЗРФ. Они преследуют две цели: компенсация за проживание и работу в экстремальных природно-климатических условиях и привлечение, закрепление населения в северных регионах. В 2018 году три аналитических подразделения САФУ (Арктический правовой центр, Арктический центр стратегических исследований и Лаборатория арктического биомониторинга) провели анализ существующих льгот и компенсаций в виде районных коэффициентов и северных надбавок. Основной вывод: эти меры перестали быть эффективным инструментом мотивирования людей к постоянному проживанию и занятости на северных территориях, в т. ч. на территории АЗРФ. В целом здесь необходима серьезная, слаженная работа федеральной, региональной и муниципальной власти, бизнеса, науки и образования. Но льготы и компенсации – это лишь одна часть из комплекса мер, хотя и очень важная. Научного обоснования требуют вопросы организации труда в высоких широтах (в т. ч. вахтового метода), адаптации человеческого организма к холоду, организации особого питания (рациона, богатого йодом и витаминами), влияния экологической ситуации на жизнедеятельность людей, включая коренные малочисленные народы Севера и др. Все эти проблемы разносторонне обсуждаются на арктических форумах, конференциях, мероприятиях Госкомиссии по Арктике, профильных экспертных советах при Совете Федерации и Государственной думе. Много лет в разработке находится закон об Арктике, 12
Стр.12
новый федеральный закон «О развитии Арктической зоны РФ» и т. д. Но сделать предстоит еще очень много… При этом необходимо учитывать, что любопытная ситуация в настоящее время сложилась в сфере международного взаимодействия в Арктике: с одной стороны, растет конкуренция между основными игроками, стремящимися добиться усиления своих позиций в регионе, с другой, ни один крупный проект не может быть реализован какой бы то ни было арктической страной в одиночку. В этих условиях особенно остро встают вопросы о четкости позиции России как крупнейшего арктического государства в отношении перспектив освоения и развития Арктики, проработанности ее собственных проектов в данном регионе и их согласования (или несогласования) с партнерами по арктическому диалогу. Данная коллективная монография (более 20 авторов) является попыткой представить широкой публике результаты междисциплинарных комплексных исследований, проводимых аспирантами, докторантами и сотрудниками САФУ11 . Название для нее – «Genius loci Арктики: знания, смыслы и практики» – выбрано неслучайно. «Genius loci» в переводе с латинского означает «гений места», «дух места» или «гений локус» (в римской религии – дух-покровитель того или иного конкретного места)12 . Это выражение применимо и 11 Эти исследования были выполнены при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Архангельской области в рамках проекта № 18411-290004 ра «Семиотика и аксиология традиционной культуры как ценностная матрица современного геокультурного пространства Европейского Севера России»; проекта РФФИ 17-13-29003-ОГН ОГН-Р_СЕВЕР_А «Образы Севера и Арктики в структуре социальных представлений россиян о Родине»; по Программе НИР ФИЦКИА РАН им. академика Н.П. Лаверова по теме «Экологические и социокультурные факторы сохранения биоразнообразия и традиционного природопользования на Европейском Севере и в Арктике» № гос. регистрации АААА-А17-117122990042-2; Проекта CLINF, договора от 14 марта 2017 года № 14.Y26.31.0009 о выделении гранта Правительства РФ, полученного на конкурсной основе для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях ВПО (постановление Правительства РФ от 09.04.2010 года № 220) и ряда госзаданий Минобрнауки России в 2015–2018 годах и др. 12 13 Это латинское выражение было чрезвычайно популярным у писателей XVIII века и оказало существенное влияние, например, на литера
Стр.13
к человеку (или людям), ревностно оберегающему (оберегающим) неповторимую атмосферу места, в нашем случае многообразной Арктики. Знания об Арктике связаны в т. ч. с социально-гуманитарными науками, позволяющими с теоретической и эмпирической позиций раскрыть сущность и содержание таких важных понятий, как «Арктика и циркумполярный пояс», «транснациональная и арктическая идентичность», «архетипы геокультурного пространства Арктики» и «морское наследие», «трансграничное сотрудничество» и др.; проанализировать образы и символы, связанные с жизнедеятельностью людей в Арктике; исследовать представления современников об Арктическом регионе и Севере; дать сравнительный анализ процессов, происходящих в межрегиональном и международном контекстах (миграция населения; подготовка кадров; влияние изменений климата на здоровье населения; особенности бытия аборигенных народов; развитие и использование человеческих ресурсов в локальной северной среде и др.). Арктика выступает территорией диалога как внутри страны, так и за ее пределами, поэтому важной частью монографии является представление лучших практик сетевого сотрудничества, особенно международного (в рамках НАНОК, Арктического совета, БЕАР, UArctic и т. д.). Авторский коллектив выражает надежду на то, что эта монография будет полезна не только для специалистов (социологов, философов, политологов, демографов, культурологов), государственных и муниципальных управленцев, преподавателей и студентов высших учебных заведений, но и для всех, кто интересуется вопросами развития и освоения Арктики. турные и архитектурные вкусы в Британии (англ. «spirit of place») и за ее пределами. 14
Стр.14
содержание Введение: чем сегодня для нас является Арктика? (Е.В. Кудряшова) . 3 Глава 1. Пространство как фактор и форма социокультурных процессов в Арктике .............................................................................................. 15 1.1. «Арктическая идентичность» в Скандинавии и России: основные методологические подходы (О.Н. Шадрина) ........................... 15 1.2. Геокультурное пространство европейской Арктики: мифопоэтика, образы и символы (Н.М. Теребихин) ..................................... 35 1.3. Морское наследие как символический капитал развития геосоциокультурного пространства Поморья (С.А. Звягин, О.В. Овчинников) ................................................................................................... 57 1.4. Образы Арктики и Севера в структуре представлений россиян о Родине (А.Н. Соловьева) ................................................................. 86 Глава 2. Социальная динамика адаптационного поведения людей в арктическом регионе ....................................................................................... 105 2.1. Современные миграционные процессы в Российской Арктике: состояние и тенденции (Ф.Х. Соколова, А.Е. Шапаров) ................. 105 2.2. Социальное самочувствие населения в АЗРФ: к постановке проблемы (В.К. Мокшин, О.В. Шипелик) ......................................... 126 2.3. Исследования здоровья человека в Арктике: опыт проекта CLINF (Н.Н. Кукаренко) .................................................................... 145 2.4. Человеческие ресурсы в локальной северной среде: проблема воспроизводства способности личности к деятельности (А.А. Дрегало, В.И. Ульяновский) ...................................................................... 166 Глава 3. Сетевое сотрудничество в Арктике: национальные и международные аспекты .............................................................................................. 195 3.1. Подготовка кадров для АЗРФ: проблемы и перспективы (К.С. Зайков, Е.В. Кудряшова, А.А. Сабуров, Т.Ю. Сорокина) ....... 196 3.2. Арктический Совет (Arctic Council) и Университет Арктики (University of the Arctic): практика международного сотрудничества (К.С. Зайков, Л.А. Зарубина, М.Р. Калинина, Е.В. Кудряшова) ........ 234 3.3. Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества: сущность и содержание (Л.А. Жгилева, Е.В. Кудряшова, Т.Ю. Сорокина) ...................................................... 259 3.4. Граница как место взаимодействия: феномен трансграничного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (Л.А. Зарубина, Ю.П. Окунев) ......................................................................... 284 Заключение: о перспективах научно-образовательного сотрудничества в Арктике (Л.А. Жгилева, Е.В. Кудряшова) ................................................ 305 информация об авторах.......................................................................... 312 315
Стр.315

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ