Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Информационное моделирование: социально-когнитивный аспект (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБасалаева Оксана Геннадьевна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц204
ID743229
АннотацияВ учебном пособии раскрываются теоретико-методологические, социально-когнитивные и прикладные аспекты информационного моделирования. Учебное пособие направлено на развитие у обучающихся набора компетенций, способствующих развитию их творческого потенциала, по направлению подготовки бакалавриата «Библиотечно-информационная деятельность», профилям «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» для активного участия в модернизации библиотек, в соответствии с требованиями к современным библиотекам нового поколения (модельным библиотекам).
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» 20.05.2020 г., протокол № 5.
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06. "Библиотечно-информационная деятельность"
ISBN978-5-8154-0563-9
УДК008.001(075.8)
ББК87.2я73
Басалаева, О. Г. Информационное моделирование: социально-когнитивный аспект : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06. "Библиотечно-информационная деятельность", профилям "Информационно-аналитическая деятельность", "Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем", "Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования" / КемГИК; О. Г. Басалаева .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2020 .— 204 с. : ил. — Библиогр.: с. 180-192. — ISBN 978-5-8154-0563-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/743229 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информационное_моделирование_социально-когнитивный_аспект_.pdf
УДК 008.001(075.8) ББК 87.2я73 Б27 Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО и содержанием примерной ООП ВО по направлению подготовки бакалавров права и социально-политических дисциплин социально-гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» 06.05.2020 г., протокол № 8. 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Утверждено на заседании кафедры философии, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» 20.05.2020 г., протокол № 5. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»; Н. Н. Григоренко, кандидат философских наук, Рецензенты: директор научной библиотеки, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Е. И. Боброва, кандидат педагогических наук, Б27 Басалаева, О. Г. Информационное моделирование: социально-когнитивный аспект: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профилям «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» / О. Г. Басалаева; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: КемГИК, 2020. – 204 с. – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-8154-0563-9 УДК 008.001(075.8) ББК 87.2я73 ISBN 978-5-8154-0563-9 © О. Г. Басалаева, 2020 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2020 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В учебном пособии раскрываются теоретико-методологические, социально-когнитивные и прикладные аспекты информационного моделирования. Информационные модели играют очень важную роль в профессиональной деятельности работников библиотечно-информационной сферы. Знания, получаемые в современной библиотеке, имеют вид информационной модели, цель которой – повышение интеллектуального и социального развития, качества жизни, просвещения и культурного досуга населения. Поэтому цели и задачи данного учебного пособия направлены на развитие у обучающихся набора компетенций, способствующих развитию их творческого потенциала, по направлению подготовки бакалавриата «Библиотечно-информационная деятельность», профилям «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» для активного участия в модернизации библиотек, в соответствии с требованиями к современным библиотекам нового поколения (модельным библиотекам). Основная цель данного учебного пособия – содействие успешному освоению дисциплины «Социально-когнитивные основы информационного моделирования». Сложность освоения дисциплины заключается в том, что, с одной стороны, в литературе встречаются попытки достаточно широко и неоднозначно применять понятия «моделирование» и «модель». С другой стороны, делаются попытки сузить эти понятия и отнести их к ограниченному классу или же так определить различные классы или виды моделей, что между ними исчезает всякое родство, за ними остается лишь общее название, которое обозначает противоположные вещи. Действительно, логико-математические модели обладают определенной спецификой, состоящей, в частности, и в том, что они являются интерпретацией дедуктивных теорий или аксиоматических систем. Но это не мешает моделям наряду с теориями быть формой или средством отображения действительности, разумеется, если это отображение понимать в широком гносеологическом (познавательном) смысле. Общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости от того, как, какими 3
Стр.3
средствами и при каких условиях, по отношению к каким объектам познания и т. д. их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей, различающихся как по содержанию и типу, по цели и назначению, так и по характеру взаимоотношения между моделью и оригиналом. Отличительной особенностью данного учебного пособия является направленность на изучение информационного аспекта любой модели. Суть информационного аспекта заключается в том, что модель рассматривается как специальная форма кодирования информации. Таким образом, учебное пособие позволяет реализовать вполне определившийся интерес современной методологии к информационному моделированию. Задачи пособия:  раскрытие содержания дисциплины в соответствии с компетентностным и информационно-деятельностным подходами;  мотивация и развитие интереса к дисциплине за счет доступных по объему и содержанию данных о новейших тенденциях в области моделирования, применительно к профессиональной деятельности;  оптимизация подготовки студентов к систематической проверке знаний во время занятий и по итогам самостоятельной работы;  управление познавательной деятельностью обучающихся;  формирование умения работать с учебными изданиями. Соотношение компонентов, входящих в состав данного учебного пособия, представлено таким образом, что обучающиеся, с одной стороны, сориентированы на изучение необходимого минимума теоретических знаний, а с другой стороны, мотивированы на расширение и углубление знаний, за счет самостоятельного изучения литературы и нормативноправовых документов, в том числе и материалов рекомендательного характера. Учебное пособие содержит сведения теоретического и прикладного характера. Методологической основой пособия является синтез философского, системно-информационного, когнитивного, проектного и социальноориентированного подходов к информационному моделированию. Смысловой стержень учебного пособия составляет последовательное изложение: теоретических основ моделирования, сути системного 4
Стр.4
подхода в методологии моделирования, особенностей информационного моделирования, сущности моделей информационного общества и перспектив их развития в XXI веке, специфики информационной модели человека, особенностей когнитивного информационного моделирования библиотек нового поколения, специфики функционального пространственного информационного моделирования, информационной открытости проекта по созданию модельных (эталонных) библиотек в Кемеровской области – Кузбассе. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ…………………………………………………….. 6 1.1. Теоретические основы моделирования…………………………….. 6 1.2. Системный подход в методологии моделирования……………….. 27 1.3. Особенности информационного моделирования………………..… 45 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы к главе I…………………………………………………………………… 64 ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………..…………… 65 2.1. Основные концепции и модели информационного общества……. 65 2.2. Информационная модель человека: системно-когнитивный подход……………………………………………………………………... 99 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы к главе II…………………………………………………………….…….. 125 ГЛАВА III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ТИПА БИБЛИОТЕКИ……………………………... 127 3.1. Возможности когнитивного информационного моделирования… 127 3.2. Применение функционального пространственного информационного моделирования для модернизации библиотек…………………. 145 3.3. Информационная открытость проекта по созданию модельных (эталонных) библиотек в Кемеровской области – Кузбассе…………... 164 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы к главе III………………………………………………………………….. 176 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 178 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 180 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………... 193 203
Стр.203

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.