Н. С. Лесков. Райский змей
(Из мелочей архиерейской жизни)
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 12 т.
М., Правда, 1989;
Том 6, с. 436-449.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------епископа
луцкого,
"Райским змеем", а иногда "Коварною лисицею", современники звали
преосвященного Кирилла Терлецкого,
любопытное
жизнеописание которого появилось в местном журнале "Киевская старина".
Материал для этой статьи совершенно нов и взят автором "из актовых книг", а
редакция журнала придает ей большое и вполне заслуженное значение. В этой
статье мы встречаем такие "мелочи архиерейской жизни", которыми весьма живо
и ново "характеризуется время, непосредственно предшествовавшее введению
унии". Читая эти мелочи, въявь видишь, как уния приуготовлялась не столько
католическими противниками православия, сколько "поразительным упадком
нравов в среде высшего южнорусского
духовенства". Католичество только
воспользовалось благоприятными для него обстоятельствами: уния, говоря
словами киевского исторического журнала, явилась "как очистительный клапан
или как болезненный нарыв, открывший исток для нечистот, скоплявшихся веками
в церковно-общественном организме".
Это взгляд новый и не пользующийся у многих доверием, но тем не менее -
взгляд в высшей степени интересный и заслуживающий внимания. Во множестве
сочинений об унии её обыкновенно принято представлять исключительно делом
польской религиозной нетерпимости, хотя склонный к историческому анализу ум
всегда затрудняется верить, чтобы это могло быть так успешно совершено при
одном давлении правительства и при помощи нескольких перемётчиков из высшего
православного духовенства.
воспользовавшись новыми,
Редакция нового киевского журнала,
до сих пор не опубликованными архивными
документами, судит об успехах унии гораздо основательнее и самостоятельнее,
а притом, сколько можно чувствовать
и отгадывать историческую правду, -
новый орган едва ли не прямее других подходит к настоящей причине события,
которое, очевидно, не могло бы произойти так успешно, если бы православная
южнорусская церковь в то время не представляла в себе самой сильнейшего
разложения. Картины этого разложения
чрезвычайно ярки и даже страшны, но
зато поучительны. Растление шло сверху вниз - с лиц, стоявших во главе
церковной власти,
т.
е. с архиереев, вытворявших в мелочах своей
архиерейской жизни чудеса, внушавшие к ним ненависть, презрение и все другие
чувства гадливости, какие можно питать к людям, с которыми неприятно
сталкиваться, а тем паче иметь какое-либо дело. Архиерейская среда была
такова, что, по словам "Киевской старины", во всём персонале преосвященных
владык было
"весьма трудно найти людей с нравственными качествами,
соответствовавшими высоте их служения". Чтобы представить это с должною
историческою доказательностью, "Киевская старина" намерена напечатать "ряд
очерков из жизни южнорусского высшего духовенства", из коих в первую голову
представлен преосвященный Кирилл Терлецкий, смиренный епископ луцкий, по
прозванию "Райский змей" или "Коварная лисица".
Мы сделаем самую краткую выдержку из этого документального рассказа,
сколько интересного, столько же и поучительного.
Преосвященный Кирилл Терлецкий был сделан епископом "по грамоте короля
Стефана Батория", а Баторий, назначая его преосвященство, полагался на
рекомендацию или представление киевского митрополита Ионы. "Наиболее
выдающиеся черты характера" Терлецкого были: "хитрость, изворотливость и
склонность к проискам". Впрочем, сами митрополиты были насчёт преосвященного
Кирилла неодинакового мнения: Иона его рекомендовал доброму королю Батуру с
наилучшей стороны, а другой митрополит Михаил Рагоза (смотри его письма к
кн. Острожскому) называет Кирилла "Райским змеем" и "Коварной лисицей" и
советует его
"беречься". Поэтому обе клички, несколько неловкие по
приложению их к лицу святителя, по крайней мере несколько умягчаются тем,
что их преосвященному Кириллу дала духовная особа, ещё выше его стоявшая в
Стр.1