Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (34) 2020
Раздел II.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
(ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
(ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
ББК 65.37, УДК 338.585, © Г. В. Бубнова, Р. С. Симак, Г. Г. Левкин
DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10027
Г. В. Бубнова, Р. С. Симак, Г. Г. Левкин
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрены вопросы внедрения платформенных решений, интегрированных с
производственными системами открытого акционерного общества Российские железные дороги, а также
вопросы организации информационной поддержки в макро- и микрологистических системах с использованием
современных цифровых технологий и систем на примере авторской разработки – автоматизированной
информационной системы Логистика.
Особый акцент сделан на холдинг Российские железные дороги, который является системообразующей
компанией государственного уровня, обеспечивающей выполнение более 40% грузооборота из всех видов
транспорта. Как и любая экономическая структура, железнодорожный транспорт в процессе своей
деятельности использует различные виды ресурсов, такие как материальные, энергетические, трудовые,
финансовые. Ежегодные затраты на потребление топливно-энергетических ресурсов железными дорогами
нашей страны составляют около 300 млрд рублей, в свете этого актуальными остаются вопросы повышения
эффективности управления затратами на энергообеспечение с целью снижения стоимости перевозок и как
следствие достижения определенного социально-экономического эффекта.
Внедрение современных цифровых технологий является общим трендом в экономике нашей страны и на
железнодорожном транспорте, в частности к 2025 году планируется внедрение платформенных решений,
интегрированных с производственными системами открытого акционерного общества Российские железные
дороги в рамках ведомственного проекта Министерства транспорта Российской Федерации «Цифровой
транспорт и логистика» в составе национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а
также модернизация вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей
гарантированный уровень доступности информационных сервисов.
Поэтому вопросы цифровой трансформации бизнес-процессов компаний, управления затратами в
транспортно-логистических системах, таких как холдинг Российские железные дороги, являются
актуальными в настоящее время.
Ключевые слова: цифровая трансформация, железнодорожный транспорт, инновационный подход,
управление затратами, АИС Логистика, энергоэффективность
Ц
ифровизация в настоящее время является
глобальным трендом не только
отечественной, но и мировой экономики.
По данным [12, с.7] основу положительного
эффекта от внедрения цифровых
технологий составит использование облачных
вычислений, технологий искусственного интеллекта,
технологий BigData, блокчейн, бизнес-аналитики,
новые возможности в области промышленного интернета
вещей.
Прогнозируется сокращение финансовых затрат
на уровне 25 – 50% только вследствие использования
одних облачных технологий. Также большой
потенциал в отдаленной перспективе имеют квантовые
вычисления [10, с. 462], которые позволят многократно
увеличить скорость обработки потоков информации
и повысить качество информационных
сервисов, например, за счет развития искусственного
интеллекта.
Область логистического менеджмента в этом
глобальном процессе не исключение, так как организация
движения материальных потоков в настоящее
89
время немыслима без современных информационных
технологий, обеспечивающих выполнение основополагающего
принципа доставки «точно в срок» и с
оптимальными логистическими затратами. Особенно
важным в данном контексте является информационное
обеспечение мультимодальных перевозок грузов,
особенно с участием железнодорожного транспорта,
который является системообразующим в географических
условиях нашей страны.
В целом Российские железные дороги обеспечивают
выполнение более 40% грузооборота [9] из
всех видов транспорта, хотя еще не так давно данный
показатель был намного выше (рисунок 1). Если
сравнивать с зарубежными странами, то, например, в
Китае этот показатель составляет около 25%, потому
что там преобладают водные виды транспорта, обеспечивающие
существенную часть грузооборота (более
50%) [13,14]. В общем объеме перевозок по железным
дорогам нашей страны ОАО «РЖД» занимает
основную долю – более 95%, остальная часть грузов
относится к перевозкам промышленным железнодорожным
транспортом [9].
Стр.1