МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2021
1
Стр.2
УДК 364.07
ББК 60.94
О-64
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова
Рецензенты
Т. В. Парпаева, заместитель министра,
председатель Комитета по молодежной политике
Министерства спорта и молодежной политики РБ
А. М. Бадонов, кандидат социологических наук,
доцент кафедры теории социальной работы БГУ
Текст в авторской редакции
О-64 Организация добровольческой деятельности : учебнометодическое
пособие / Н. С. Антонова, Е. Б. Базарова,
И. Б. Буртонова, З. А. Бутуева, О. В. Котоманова, Н. Г. Лагойда.
Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2021.
202 с.
ISBN 978-5-9793-1556-6
Учебно-методическое пособие включает краткое содержание курса,
конспекты лекций, задания к практическим занятиям и самостоятельной
работе, контрольно-тестовые задания, примерную тематику курсовых,
дипломных работ, вопросы по курсу, глоссарий.
Данное пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению
подготовки 39.03.02 Социальная работа.
УДК 364.07
ББК 60.94
© Бурятский госуниверситет,
им. Д. Банзарова, 2021
ISBN 978-5-9793-1556-6
© Н. С. Антонова, Е. Б. Базарова,
И. Б. Буртонова, З. А. Бутуева,
О. В. Котоманова, Н. Г. Лагойда, 2021
2
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов,
обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
Квалификация: бакалавр.
Добровольческая (волонтёрская) деятельность включает в себя
традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное
предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая
осуществляется добровольно на благо широкой общественности,
причем денежное вознаграждение не является главным мотивом,
а зачастую и вовсе отсутствует. Добровольческие инициативы
распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности.
Важнейшим
отличительным признаком добровольчества является
социальная значимость данной деятельности. Особое значение
приобретает использование добровольцев в сфере социальной работе,
поскольку ее финансовые, материальные и кадровые ресурсы в
настоящее время ограничены.
Сегодня добровольчество как признанная в мире общественная
ценность и одновременно уникальная система знаний и технологий
в сфере развития человеческих ресурсов выступает важнейшим инструментом
мобилизации общественной инициативы, социальной
консолидации общества с целью повышения эффективности социальной
политики и достижения благополучия населения. Таким образом,
в социальной работе добровольческая (волонтёрская) деятельность
имеет огромное значение, выступает важным ресурсом.
Поэтому будущим специалистам по социальной работе необходимы
знания и навыки по организации добровольчества и взаимодействию
с социально-ориентированными некоммерческими организациями.
В
учебно-методической пособии рассматриваются следующие
вопросы: сущность и содержание добровольческой (волонтёрской)
деятельности, волонтёрство как ресурс личностного роста и общественного
развития, добровольческая деятельность старших граждан,
организация работы с волонтёрами, взаимодействие с социально-ориентированными
некоммерческими организациями, социальное
проектирование как ресурс развития добровольческой (волонтёрской)
деятельности, популяризация добровольческой (волонтёр3
Стр.4
ской) деятельности в социальных сетях, семейное волонтёрство как
новое направление добровольческой деятельности в России, фандрайзинг
в социальной сфере.
Содержание пособия обеспечивает получение системы знаний
по учебной дисциплине «Организация добровольческой (волонтёрской)
деятельности и взаимодействие с социальноориентированными
НКО», которые образуют стержень теоретической
подготовки бакалавра по социальной работе по организации
волонтёрской (добровольческой) деятельности и взаимодействию с
социально-ориентированными НКО.
1. Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной
образовательной программы. Учебная дисциплина
«Организация добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействие
с социально-ориентированными НКО» входит в часть
дисциплин, формируемых участниками образовательных отношений,
Б1. В. ДВ.10 дисциплины по выбору
К исходным требованиям, необходимым для изучения данной
дисциплины, относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные
в процессе изучения дисциплин: «Введение в профессию
«Социальная работа», «Коммуникативные умения», «Этические
основы социальной работы», «Теория социальной работы».
2. Цель освоения дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Организация добровольческой
(волонтёрской) деятельности и взаимодействие с социально-ориентированными
НКО» является получение обучающимися
теоретических знаний о добровольчестве (волонтёрстве) как ресурсе
личностного роста и общественного развития и приобретение
практических навыков в сфере организации труда добровольцев
(волонтеров), взаимодействия с социально-социально ориентированными
НКО.
3. Краткое содержание дисциплины
В курсе раскрываются основные категории и понятия,
добровольческой (волонтёрской) деятельности, история
добровольческого (волонтёрского) движения, рассматриваются
виды, формы, направления добровольчества (волонтёрства), мотивы
и особенности участия в добровольческой (волонтёрской)
деятельности различных возрастных групп, опыт деятельности
некоммерческих общественных организаций в Республике Бурятия,
4
Стр.5
особенности участия, психолого-педагогические основы подготовки
волонтёров, социальное проектирование, способы продвижения
добровольческой (волонтёрской) деятельности в социальных сетях,
способы привлечения ресурсов для реализации социально значимой
деятельности.
Полученные знания образуют стержень теоретической и
практической подготовки специалиста в работе по организации
добровольческой (волонтёрской) деятельности и взаимодействию с
социально-ориентированными НКО.
4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
-
способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать
свою роль в команде (УК-3);
- способен воспринимать межкультурное разнообразие общества
в социально-историческом, этическом и философском контекстах
(УК-5).
5. Планируемые результаты обучения
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- историю добровольческой (волонтёрской) деятельности;
- законодательные основы развития и поддержки добровольческого
(волонтёрского) движения в России;
- формы, виды и направления добровольческой (волонтёрской)
деятельности;
- основные понятия учебной дисциплины, такие как: добровольчество,
«серебряное» волонтёрство, старшее поколение, пожилые
люди, мотивация и другие, предпосылки развития науки о социальной
геронтологии;
- психолого-педагогические основы подготовки волонтёров;
- сущность деятельности социально-ориентированных некоммерческих
организаций;
- основные методы маркетинга в социальных сетях;
- понятия семьи, семейных ролей и функций, семейного волонтёрства;
-
суть социального проектирования;
- основные методы, виды фандрайзинга.
Уметь:
5
Стр.6
- оперировать основными терминами и понятиями добровольческой
(волонтёрской) деятельности
- идентифицировать виды и формы добровольческой (волонтёрской)
деятельности;
- анализировать механизмы и технологии необходимы для
включения в добровольческое движение людей старшего поколения;
-
использовать игровые технологии в работе с детьми и подростками
при организации добровольческой (волонтёрской) деятельности;
-
применять практические навыки в сфере организации труда
добровольцев (волонтёров), взаимодействия с социально ориентированными
некоммерческими организациями;
- разрабатывать концепцию социального проекта;
- применять навыки взаимодействия с социальноориентированными
некоммерческими организациями;
- выбирать оптимальные инструменты для продвижения добровольческой
(волонтёрской) деятельности в социальных сетях;
- использовать полученные теоретические и практические знания
для организации семейного волонтёрства;
- выделять основные этапы фандрайзинга.
Владеть:
- навыками современного поиска, обработки и систематизации
информации;
- навыками организации работы с волонтёрами;
- навыками социального проектирования;
- методами привлечения посетителей на сайт в социальных сетях;
-
навыками исследования семей с целью разработки программ
и технологий семейного волонтёрства;
- навыками разработки программы по фандрайзингу.
Контроль знаний студентов предполагает оценку знаний студентов
на основе их участия в практических занятиях, выполнения
самостоятельных устных и письменных работ, контрольнотестовых
заданий. В ходе изучения дисциплины применяется
балльно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов.
6
Стр.7