Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Хождение за истиной

0   0
Первый авторГорелов
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID7383
Аннотация"Об авторе (Лесков Николай Семенович). Послесловие к ""Рассказам и повестям"" Н. С. Лескова"
Кому рекомендованоОб авторе
Горелов, А. Хождение за истиной : Статья / А. Горелов .— : [Б.и.], 1983 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7383 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Повести и рассказы", выпущенной Ленинградским отделением издательства "Художественная литература" в 1972 году. <...> ). Лесков входил в литературу как изобразитель сильных человеческих натур. <...> Выступив соперником автора "Грозы", Лесков сумел нарисовать несравненно более катастрофический бунт героини против поработившего ее мира собственности. <...> Чувство Катерины не может быть очищенным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. <...> Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищноразрушительное. <...> И вместе с тем слепая страсть Катерины неизмеримо больше, значительнее, нежели придающая форму ее роковым поступкам узость сословного расчета. <...> Этому писатель посвятил многие страницы повести "Очарованный странник" (1873), где предстал русский народный характер в его движении от прошлого к будущему. <...> Полвека "протекшей жизненности" героя повести Ивана Северьяныча Флягина, проходит в его автобиографическом монологе. <...> Герой усмиряет дикого коня, одолевает на поединке степного батыря, побеждает "зеленого змия", переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой, спасает он ближних, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит "инородцев", борется с бесом, прорицательствует о судьбе страны. <...> Словно бы вся традиционная сюжетика древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающая героику хождения человека по страстям жизни, вместилась в жизнеописание Флягина. <...> Крестьянин, воин, послушник, Флягин, подобно своему былинному прототипу, "всю жизнь... погибал, и никак не мог погибнуть". <...> Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и "природы совершенство" женщина способны мгновенно зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча. <...> Ах ты, змея!.. ах ты, стрепет степной аспидский! - восклицает Флягин на конной ярмарке, - где ты только могла такая зародиться? <...> Подобным же чувством охвачен Флягин, когда входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша: "Так, милостивые государи, меня <...>
Хождение_за_истиной.pdf
Ал.Горелов. Хождение за истиной (Послесловие) ----------------------------------------------------------------------Лесков Н.С. Рассказы и повести. - Ф.: Кыргызстан, 1983. - 656 с. OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 14 января 2004 года ----------------------------------------------------------------------______________ * Перепечатано в сокращении по книге "Н.С.Лесков. Повести и рассказы", выпущенной Ленинградским отделением издательства "Художественная литература" в 1972 году. (Ред.). При этом его дар психологического обличению. "Я не могу брать Выступив соперником автора "Грозы", Лесков сумел более трагической любви катастрофический бунт героини против бедной семьи становится Лесков входил в литературу как изобразитель сильных человеческих натур. исследования служил и преступлений мешанки службу социальному склонности, - а беру кое-что психиею, анализом характера". Поистине дыханием страсти обдает рассказ "Леди Макбет Мценского история фактиком, - говорил художник о своей мощным уезда" (1864) - Катерины Измайловой. нарисовать несравненно поработившего ее мира собственности. Дочь простонародья, унаследовавшая народный размах страстей, девушка из пленницей купеческого живого, ни голоса человеческого", где есть только короткая самовара в опочивальню. Преображение изнывающей от скуки и мещаночки совершается тогда, когда на от избытка сил сердцеед. Любовь рассыпает над героиней звездное небо, которого она нее обращает внимание уездный не сквозь покрывающие видела прежде из своего мезонинчика: "Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!" - по-детски простодушно восклицает Катерина Львовна в золотую ночь, "смотря ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц". Однако не случайно в картинах Чувство Катерины не может быть очищенным любви гармонию расщепляет от инстинктов мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе собственнического любовь превращается в начало хищноразрушительное. И вместе с тем слепая страсть Катерины неизмеримо больше, значительнее, нежели придающая форму ее роковым поступкам узость сословного расчета. Это становится очевидно, когда преступления Измайловой раскрыты. Нет, внутренний мир не потрясен решением суда. Не взволнован ее рождением ее жизнь без остатка поглотила арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Он долго готовил ей "с "для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей". Всю страсть. Когда Сергея, пересыльных ним ей и каторжный путь цветет счастием". Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любовь с нею! Сословный уклад "достает" Катерину и на размытых палача сказочную "Аравию счастливую". Признаваясь, что не любил окаменеть всех вокруг. В дальнейшем исследование страстей было перенесено гораздо более широкую, и оценены не только как движущие силы пытается отнять единственное, что осталось в жизни Измайловой - прошлое любви. И тогда "совсем неживая" женщина в человеческого достоинства мстит своим последнем, героическом стихийные стремления простолюдина фактор жизни исторической. Этому писатель посвятил многие Флягина, проходит в крепостного, в повести скитальца его автобиографическом монологе. Бывшего беглого по земле "богатырем-черноризцем", сравнивает простого мужика, прошедшего, не имеет с Ильей повести отчизны Ивана Северьяныча автор называет согнувшись, сквозь тяжелейшие одолевает на поединке степного батыря, побеждает "зеленого змия", переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит "инородцев", борется с бесом, прорицательствует символическое значение. Герой усмиряет собой, спасает бы о судьбе страны. Словно своему вся "всю жизнь... погибал, и никак не мог погибнуть". Такие люди громадный потенциал сил, неизмеримо превосходя мужественных" русских "князей". Лесков именует странника, идущего по просторам "очарованным", подвластным неким колдовским чарам его в драматические перипетии. Одно из очарований, имеющих непобедимую власть над сюжетика древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающая героику хождения человека по страстям жизни, вместилась в Крестьянин, воин, послушник, Флягин, подобно жизнеописание былинному несут в "слабодушных родины и жизни, которые красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская "природы совершенство" женщина способны мгновенно зажечь и Муромцем. Образ богатырства испытания, дикого коня, он ближних, традиционная Флягина. прототипу, себе не истории, ввергают героем, - обаяние песня и натуру страстную Ивана Северьяныча. ""Ах ты, змея!.. ах ты, стрепет степной аспидский! - восклицает Флягин на конной ярмарке, - где ты только могла такая зародиться?". И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, рЪоЪдЪнЪоЪй страстию" (курсив мой. - А.Г.). Подобным же чувством охвачен Флягин, когда входит в будто мне сЪрЪоЪдЪнЪыЪм...". Знаменательные эти слова - "родной", "сродным" - указывают на органическую породненность героя трактир, где поет красавица цыганка Груша: "Так, милостивые государи, меня и обдало, не знаю, чем, но только смогли текущей социальной жизни, но всплеске поругателям и, погибая, заставляет Лесковым на почву и как быть страницы повести "Очарованный странник" (1873), где предстал русский народный характер в его движении от прошлого к будущему. Полвека "протекшей жизненности" героя трактах. в облике любовника, поманившего когда-то в Катерины, Сергей ее ребенка: партия диссонанс. дома, где нет "ни звука стежка
Стр.1