Литературные органы,
удостоившие ее внимания (не исключая и одного духовного издания), отозвались
о ней чрезвычайно сочувственно и милостиво, но зато частным, негласным путем
мне довелось слышать иное. <...> Я не вижу никакой необходимости оправдываться в том, что я написал,
хотя и для оправдания моего мне, может быть, стояло бы только отослать этих
критиков к двум небольшим сочинениям блаженного Августина: "De fide et
operibus" я "De catechisandis rudibus". <...> Я не вижу более надобности скрывать, что архиерей, из воспоминаний
которого составлен этот рассказ, есть не кто иной, как недавно скончавшийся
архиепископ ярославский, высокопреосвященный Нил, который _сам_ рассказывал
это _бывшее с ним_ происшествие поныне здравствующему и живущему здесь в
Петербурге почтенному и всякого доверия достойному лицу В. А. К-ву. <...> Эта приемка жидовских ребятишек поистине была ужасная операция. <...> Какими душу разрывающими ужасами все это сопровождалось, об этом не дай
бог и вспомнить! <...> К самой суровости требований закона, ныне - слава богу и государю - уже
отмененного, присоединялась еще к угнетению бедных вся
беспредельная
жестокость жидовской неправды и плутовства, практиковавшихся на всэ лады. <...> Очень многих из этих жидочков крестили еще и до выступления партий из
Киева, чем особенно интересовалась и озабочивалась
покойная
супруга
тогдашнего юго-западного генерал-губернатора, княгиня Екатерина Алексеевна
Васильчикова (рожденная кн. <...> Но как нет правил без исключения, то и тут, в этой тягостной полосе
моих ранних воспоминаний, есть одно исключение, с которым для
меня
соединяется самое светлое воспоминание о небольшом и, конечно, неважном, но,
по моему мнению, в высшей степени замечательном я оригинальном происшествии,
бросающем мягкий и теплый луч света на меркнущую в людской памяти личность
благодушнейшего иерарха русской церкви, покойного митрополита Киевского
Филарета Амфитеатрова. <...> Самое
надписание было что-то вроде надписания, какое <...>
Владычный_суд.pdf
Н.С.Лесков. Владычный суд
Быль
(Из недавних воспоминаний)
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в 11 томах. Т. 6.
М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Не
судите по наружности, но судите судом праведным.
(Иоанна VII, 24).
Суд без милости - не оказавшему милости.
(Иак. II, 13).
I
В 1876 году я написал маленький рассказ, который называется "На краю
света" (из воспоминаний архиерея). Он имел, как мне кажется, некоторый
успех. По крайней мере я обязан так думать, судя и по довольно быстрой
продаже книжечки и по разнообразию вызванных ею толков. Литературные органы,
удостоившие ее внимания (не исключая и одного духовного издания), отозвались
о ней чрезвычайно сочувственно и милостиво, но зато частным, негласным путем
мне довелось слышать иное. Некоторые весьма почтенные и довольно известные в
духовенстве лица отнеслись к этому рассказу неодобрительно. То же самое
высказано мне и многими редстокистами. И те и другие увидали в поведении
описанного мною архиерея и миссионеров _мирволенье неверию и даже нерадение
о спасении душ святым крещением_.
И экзальтированным мечтателям и положительным ортодоксалам одинаково не
нравится, что описанный мною архиерей и миссионеры не спешили крестить
бродячих дикарей, которые нимало не усвоили истин христианской веры и
принимали крещение или страха ради, или из материальных расчетов.
Я не вижу никакой необходимости оправдываться в том, что я написал,
хотя и для оправдания моего мне, может быть, стояло бы только отослать этих
критиков к двум небольшим сочинениям блаженного Августина: "De fide et
operibus" я "De catechisandis rudibus". Там они могут найти у этого
(великого христианского философа готовые ответы на укоризны, делаемые ими
мне за моих "тенденциозно вымышленных героев". Но дело-то в том, что в
упомянутом небольшом моем сочиненьице совсем и кет никакой тенденции и даже
очень мало вымысла, а почти все - настоящее происшествие, весьма немного
развитое только в некоторых деталях, и то по готовой канве.
Я не вижу более надобности скрывать, что архиерей, из воспоминаний
которого составлен этот рассказ, есть не кто иной, как недавно скончавшийся
архиепископ ярославский, высокопреосвященный Нил, который _сам_ рассказывал
это _бывшее с ним_ происшествие поныне здравствующему и живущему здесь в
Петербурге почтенному и всякого доверия достойному лицу В. А. К-ву. В. А.
К-в сообщил этот случай мне как прекрасный материал для характеристики
светлого и ясного взгляда усопшего автора "Буддизма",
а я только
воспользовался этим материалом. Но, может быть, небезынтересно будет знать,
что этот рассказанный мною случай, в котором всего замечательнее, конечно,
взгляд архиерея, далеко не единичен в своем роде, и чтобы доказать это, я
хочу теперь рассказать другое, близко
мне известное происшествие, всех
участников которого я уже буду называть их настоящими именами.
II
Очень молодым человеком, почти мальчиком, я начал мою службу в Киеве,
под начальством Алексея Кириловича Ключарева, который впоследствии служил
директором департамента государственного казначейства и был известен как
Стр.1