СОДЕРЖАНИЕ:
В НОМЕРЕ:
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Владимир Воронов, Николай Коршунов. Авиационное тушение лесных пожаров: Турция – лето
2021 года ................................................................................................................................................. 4
Владимир Ворогушин. Самолет вертикального взлета и посадки с несущим винтом, убираемым
и раскрываемым в полете..... .............................................................................................................. 14
Владимир Попов. Виртуальный полет независимо от физических ограничений
– это здорово! ...................................................................................................................................... 22
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Зарождение и развитие прикладной науки в отечественной военной авиации
Алексей Лашков. Формирование первичных научных структур военного воздушного флота в
составе инженерного ведомства России (1869–1912 гг.). Часть 2.3 .............................................. 26
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Николай Якубович. Ил-78М-90А и A330 MRTT ... ...............................................................32
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Александр Чунтул. Психофизиологические и эргономические аспекты восприятия зрительных
образов, формируемых средствами технического зрения ............................................................. 34
Валерий Шелковников, Владимир Попов. Использование воздушного пространства с
«паутиной» проводов. Часть 2 ............................................................................................................ 38
Евгений Матвеев. Цена вопроса. Прошло более года после гибели винтокрылого гиганта Ми26Т
RA-06268 ...... ................................................................................................................................. 44
ВЫСТАВКИ-КОНФЕРЕНЦИИ
Итоги МАКС-2021 ................................................................................................................................. 46
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Георгий Шибанов. На бессрочной службе у авиации и космонавтики.
Продолжение, начало – в №3-2019 ..................................................................................................... 48
УРОКИ ИСТОРИИ
Алексей Лашков. Война в Сирии. 2019 год: Хроника событий.
Часть 2, начало – в №3-2019 ................................................................................................................ 54
100-летие окончания Первой мировой войны
Алексей Лашков. Отечественная воздушная оборона на русско-германском фронте в ходе
кампании 1917 года (ч. VI) ................................................................................................................... 60
АВИАЦИОННЫЕ БЫЛИ
Лётчицкие рассказы. Ведущий серии Анатолий Сурцуков
Сергей Сорокин. 69. Курица из пушки; 70. Звонок из ЦК .............................................................. 66
2
№ 4 (148) ● 2021
54
В летных испытаниях на вертолетах,
оборудованных оптико-телевизионными
и теплотелевизионными
системами, получены научные данные,
свидетельствующие о регулирующем
влиянии образа пространственной
ориентировки летчиков
на эффективность и безопасность
пилотирования. Установлены психофизиологические
возможности и
ограничения применения средств
технического зрения, сформированы
эргономические требования к их
техническим характеристикам. Результаты
исследований могут быть
полезны при конструировании информационного
поля летательных
аппаратов различного назначения.
4
34
Для безопасного совместного использования воздушного пространства беспилотными
и пилотируемыми летательными аппаратами применяются как минимум два
средства: – все БЛА оборудованы ответчиками АЗН-В, что делает их видимыми
службам ОрВД (и другим воздушным судам, оборудованным системами предупреждения
о столкновении в воздухе); – все полеты БЛА, за исключением этапов
набора высоты и снижения перед посадкой, выполняются на высотах от 4200 до
5500 м. Высоты свыше 4000 м обычно не используются вертолетами и самолетами
АОН, а трассы регулярных авиарейсов проходят выше.
Одной из первых за штурвал виртуального Як-52 села заслуженный мастер
спорта России, летчик-инструктор 1 класса Светлана Капанина. Затем и остальные
участники встречи по очереди стали пробовать свои силы в виртуальном
пилотировании. Те, кто впервые в своей жизни держали штурвал управления
самолетом (тренажера), безусловно, под руководством инструктора-наставника
Тимура Мустафина, также преодолевали первые трудности учебно-ознакомительного
полета и с восторгом описывали потом свои ощущения.
22
Культура соблюдения норм и правил
выполнения полетов в малой авиации
еще не всегда отвечает требованиям
безопасности полетов. Но
есть недостатки, обусловленные и
причинами общеорганизационного
характера, например, в обеспечении
повсеместного обозначения различного
рода высотных сооружений и
искусственных препятствий в российском
воздушном пространстве.
Авиационные происшествия, связанные
со столкновениями воздушных
судов с искусственными препятствиями,
в том числе с проводами
линий электропередач, за последние
5 лет представлены в следующей таблице.
38
44
На
кадрах видно, как гигант заходит
на посадку (вынужденная
посадка из-за отказа двигателя).
Задирает нос (увеличивает тангаж),
ударяется основными стойками
шасси о землю. В это мгновение
происходит излом прямой
линии хвостовой балки (это значит,
что столкновение балки с
землей происходит в результате
ее разрушения от удара центральной
части фюзеляжа). Балка
отрывается вместе с рулевым
винтом. Начинается неуправляемое,
беспорядочное вращение
вертолета. Земля приняла гиганта.
К несчастью, прочность балки
оказалась недостаточной.
10 марта Воздушно-космические силы РФ нанесли серию авиаударов по джихадистским
объектам на севере провинции Идлиб. В первую очередь воздушной
бомбардировке подверглись позиции «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Исламской партии
Туркестана», расположенные вдоль сирийско-турецкой границы. На следующий
день батареи РСЗО 4-й бронетанковой дивизии ВС САР обстреляли места
дислокации ХТШ, расположенные вблизи города Хан-Шейхун, нанеся противнику
ощутимый урон.
№ 4 (148) ● 2021
3
Стр.3