УДК 659+791.6
ББК 60.842я73
Ч49
Утвержден на заседании кафедры режиссуры театрализованных
представлений и праздников 20.02.2019 г., протокол № 8.
Рекомендован к изданию УМС факультета режиссуры
и актерского искусства 23.02.2019 г., протокол № 2.
Рецензенты:
Пономарев В. Д., доктор педагогических наук, профессор кафедры
режиссуры театрализованных представлений и праздников,
проректор по научной и творческой деятельности
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»;
Костюк Н. В., доктор педагогических наук, профессор,
директор научно-исследовательского института межкультурной
коммуникации и социально-культурных технологий
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»;
Черкашенинов Л. Ф., заведующий кафедрой РТПП, кандидат
педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный
институт культуры», заслуженный работник культуры РФ
Черняк, Е. Ф.
Ч49
Рекламно-презентационная деятельность в праздничных формах
культуры [Текст]: курс лекций для обучающихся по направлению
подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений
и праздников», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» /
Е. Ф. Черняк; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос.
ин-т культуры, 2019. – 160 с.
ISBN 978-5-8154-0489-2
В курсе лекций рассматривается понятийный аппарат связей с общественностью
и рекламы. Анализируются теоретические аспекты и история развития рекламно-презентационной
деятельности и связей с общественностью. Особое внимание
уделяется вопросам создания PR-акций и PR-кампаний в праздничных формах
культуры.
Рекомендуется обучающимся по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура
театрализованных представлений и праздников», а также студентам других направлений
подготовки и слушателям курсов повышения квалификации по дисциплинам
«Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Культура массовых
коммуникаций» «РR-деятельность в учреждениях социально-культурной сферы»,
«Реклама в социально-культурной сфере» разных уровней подготовки.
УДК 659+791.6
ББК 60.842я73
ISBN 978-5-8154-0489-2
© Черняк Е. Ф., 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2019
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Общественная жизнь в условиях рыночных отношений диктует
людям определенный минимум совместных действий, который достигается
путем межличностной и групповой коммуникации, требующей
наличия такого важного фактора, как умение убеждать, влиять,
направлять, договариваться.
В этих условиях главным ресурсом адаптации и развития общества,
на наш взгляд, становится система общественных связей
(«паблик рилейшнз» – связи с общественностью, «PR») – учреждений
культуры с внешней и внутренней средой.
Все более пристальное внимание ученые и практики уделяют
изучению и освоению расширяющегося информационного пространства,
которое способствует органичному и эффективному развитию,
в том числе, и праздничной культуры. Наличие более развитых информационных
технологий позволяет не только производить новую
культурную информацию, но и активно использовать ее в создании и
проведении театрализованных представлений и праздников, применять
коммуникативные технологии и формировать устойчивые общественные
связи.
Для деятельности в рамках праздничной культуры очень востребован
обмен информацией и ценностями как с целью поддержания и
урегулирования отношений в социализации человека, культурного
контроля масс для обеспечения равновесия социальных систем, так и
удовлетворения духовных потребностей людей и их интересов, готовности
к участию в жизни социума.
Автор курса лекций «Рекламно-презентационная деятельность
в праздничных формах культуры» исходит из того, что рекламнопрезентационную
и PR-деятельность по позиционированию праздников
и театрализованных представлений во внешней среде необходимо
строить на основе использования современных технологий воздействия
на человека и социальную среду, а также установления
тесных взаимовыгодных контактов с пользователями и потребителями
3
Стр.3
услуг учреждений культуры, их партнерами, государственными органами
управления и общественными организациями.
Именно поэтому и возникает необходимость изучения рекламно-презентационной
деятельности и особенно PR-технологий: их
специфики, механизмов, форм, методов и приемов.
Настоящий курс лекций может носить пропедевтическую
функцию, после знакомства с ним читатель может обратиться к более
обширным трудам по изложенной тематике. В целях углубленного
изучения предложенного курса и активизации самостоятельной
работы студентов автором приведен обширный список рекомендуемой
литературы.
Изучение дисциплины «Рекламно-презентационная деятельность
в праздничных формах культуры» предусмотрено планом подготовки
специалистов в вузах культуры, и данный курс лекций соответствует
образовательной программе по направлению подготовки
51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр».
Данная дисциплина базируется на компетенциях, сформированных
при освоении дисциплин: «Режиссура театрализованных
представлений и праздников», «Сценарное мастерство», «История и
теория праздничной культуры», «Современная праздничная культура
России» и др.
Целью освоения дисциплины «Рекламно-презентационная деятельность
в праздничных формах культуры» является освоение концептуальных
основ технологии проведения рекламных и PRкампаний
театрализованных представлений и всех форм праздников.
С помощью материалов, содержащихся в лекциях, обучающийся
сможет самостоятельно изучить основные вопросы курса, закрепить
материал, полученный на практических занятиях, а преподаватель
– организовать образовательный процесс и проконтролировать
самостоятельную работу студентов.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………… 3
Лекция 1. Связи с общественностью: основные понятия
и определения. Этика и законодательство в области связей
с общественностью……………………………………………….. 5
Лекция 2. Функции, принципы и роль связей с общественностью.
Технологии формирования общественного мнения.. 30
Лекция 3. Значение рекламы и PR в формировании культуры
компании. Имидж организации………………………………….. 47
Лекция 4. Общественность в сфере Public Relations…………….. 65
Лекция 5. Рекламная и PR-коммуникация………………………. 77
Лекция 6. Проектирование PR-акций……………………………. 102
Лекция 7. Презентация как эффективная форма PR-акций…….. 119
Лекция 8. Организация и проведение PR-кампании праздника.. 130
Заключение………………………………………………………… 147
Список рекомендуемой литературы……………………………... 149
159
Стр.159