УДК 78|19/20|(075.8)
ББК 85.313(0)6я73
У54
и музыкально-прикладного искусства 17.06.2019 г., протокол № 9.
Утверждено на заседании кафедры музыкознания
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
музыкального искусства КемГИК 19.06.2019 г., протокол № 5.
профессор кафедры искусствоведения, музыкального образования и искусства
эстрады, ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»;
Миненко Геннадий Николаевич, доктор культурологии, профессор,
профессор кафедры культурологии,
Лескова Татьяна Владимировна, доктор искусствоведения, доцент,
ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория
имени М. И. Глинки»;
Дубровская Марина Юзефовна, доктор искусствоведения,
профессор, заведующий кафедрой этномузыкознания,
Рецензенты:
У54 Музыка второй половины ХХ – начала ХХI века [Текст]:
учеб. пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по
направлениям подготовки: 53.03.01 «Музыкальное искусство
эстрады», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»,
53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.04 «Искусство
народного пения», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06
«Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» /
И. Г. Умнова; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров.
гос. ин-т культуры, 2019. – 260 с.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Умнова, И. Г.
ISBN 978-5-8154-0505-9
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов музыкальноиго
искусства (уровень бакалавриата), осваивающих материал по актуальным
ает вопросы эволюции жанров академической музыки, различные стили и
техники композиции во взаимосвязи с культурно-историческим процессом. Издание
может быть использовано педагогами, которые в учебной практике связаны
с преподаванием истории и теории современной музыки.
УДК 78|19/20|(075.8)
ББК 85.313(0)6я73
ISBN 978-5-8154-0505-9 © И. Г. Умнова, 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры», 2019
4
от малоизвестным проблемам отечественной и зарубежной музыки в период
трив середины XX века и до первых десятилетий века настоящего. Автор рассма
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие «Музыка второй половины ХХ – начала
ХХI века» предназначено для студентов-бакалавров факультетов
музыкального искусства, объединяет материал для
лекционных и практических занятий. Изучение дисциплины
«Музыка второй половины ХХ – начала ХХI века», базовой
в ГОС ВО и являющейся продолжением курса «История
музыки», формирует целостное представление о культурноисторических
явлениях современности, понимание места и
роли музыкального искусства в общественно-историческом
процессе, развивает историческое мышление, эрудицию.
Цель пособия – научить студентов анализировать и обобщать
события в недавней истории музыки и музыкальной современности,
профессионально разбираться в явлениях современной
зарубежной и отечественной музыки. Важно познакомить
будущих профессиональных музыкантов с векторами
развития современной музыки в культурно-эстетическом и
историческом контексте; сориентировать в развернутой панораме
композиторских работ, созданных во второй половине
ХХ века и в первые десятилетия ХХI века; сформировать
у них умение различать особенности композиционных техник
и гибридных жанров. В процессе освоения курса предполагается
решение следующих задач:
- изучить в хронологическом порядке основные явления
современной зарубежной и отечественной музыкальной
культуры во взаимосвязи с общественно-политическими событиями;
-
понять преемственность явлений современного музыкального
искусства с общим музыкально-историческим процессом;
5
Стр.5
Введение
- выработать понимание специфики современного и
авангардного музыкального искусства, определить место
творчества отечественных композиторов в общем культурноисторическом
процессе;
- сформировать знания об эстетических, жанрово-сти
левых особенностях в произведениях современных композиторов;
-
привить навык выявления многочисленных взаимодействий,
аналогий и параллелей в истории современной музыки.
Наряду
с обзором экспериментов композиторов, активно
проявивших себя во второй половине ХХ века и развивающих
музыкальные жанры в начале века ХХI, автор учебного
пособия связывает предлагаемый курс с историей музыки
зарубежной и отечественной. Поэтому в ряде тем представлены
характеристики эстетических устремлений, технологических
новаций, стилистических поисков композиторов, сочинявших
во второй половине ХХ века в статусе классиков
(имеются в виду И. Ф. Стравинский, О. Мессиан, Ф. Пуленк,
В. Лютославский, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, С. Слонимский
и др.). Впервые в учебном пособии предпринята попытка
объединить различные композиторские эксперименты
в рамках эволюции того или иного жанра (оперы, балета,
симфонии и т. д.). В учебном пособии используется два типа
изложения материала – обзор и в контексте общей панорамы
более подробный анализ того или иного оригинального сочинения
зарубежного или отечественного композитора.
Освоение курса должно опираться как на уже имеющиеся
знания студентов, так и на понимание ими содержания
параллельно изучаемых исторических и общегуманитарных
дисциплин (полифония, история стилей, история хоровой
музыки, история исполнительского искусства и т. д.). В ре6
-
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………….................................. 5
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА……............................ 9
1.1. Музыкальное искусство во второй половине
ХХ века............................................................................... 9
1.2. Новое фольклорное движение в истории музыки
второй половины ХХ века…………………………..…... 26
1.3. Музыка стран Западной Европы второй половины
ХХ – начала ХХI века........................................................ 40
1.4. Музыка стран Восточной Европы второй половины
ХХ – начала ХХI века……………………………........… 48
1.5. Музыка США и Латинской Америки второй половины
ХХ – начала ХХI века………………….................. 58
1.6. Массовая культура и музыка быта…......................... 67
Глава 2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИСКУССТВЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКА....... 75
2.1. Обновление жанров и форм оперы…………............ 75
2.2. Поиски и открытия в балетном жанре……..…........ 95
2.3. Свободное толкование жанров симфонической музыки.....................................................................................
108
2.4. Жанр инструментального концерта во второй половине
ХХ – начале ХХI века…....................................... 135
2.5. Новаторское преобразование кантатно-ораториальных
и хоровых форм……….............................................. 150
2.6. Индивидуально-звуковой мир камерно-вокальных
сочинений композиторов…………………....................... 170
2.7. Индивидуально-звуковой мир инструментальных
сочинений композиторов…….........…………………….. 182
258
Стр.258
2.8. Жанровое расширение массовой музыкальной
культуры на рубеже веков….............................................. 198
Заключение……………………………….......................... 206
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………....….......………........... 209
ГЛОССАРИЙ…………………………………………...... 219
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ………....….......…………...... 234
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ…………………….......... 239
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………............. 241
Приложение 1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ…….............................................................................
241
Приложение 2. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ………...................................................................
243
Приложение 3. ФОТОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКА........ 246
259
Стр.259