Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Полифония западноевропейского Средневековья и Возрождения (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСинельникова Ольга Владимировна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц241
ID733732
АннотацияВ учебном пособии представлена историческая часть курса полифонии эпохи Средневековья и Возрождения. Пособие предназначено для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов вузов культуры. Теоретический материал пособия адаптирован для музыкантов-исполнителей, но может быть интересен и полезен для музыкантов всех направлений и специальностей.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 29.12.2018 г., протокол № 2.
Кому рекомендованоДля обучающихся по музыкальным направлениям подготовки
ISBN978-5-8154-0483-0
УДК78(075.8)
ББК85.31я73
Синельникова, О. В. Полифония западноевропейского Средневековья и Возрождения : учебное пособие для обучающихся по музыкальным направлениям подготовки / КемГИК; О. В. Синельникова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2019 .— 241 с. — ноты .— ISBN 978-5-8154-0483-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/733732 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Полифония_западноевропейского_Средневековья_и_Возрождения.pdf
УДК 78(075.8) ББК 85.31я73 С38 Утверждено на заседании кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства 24.12.2018 г., протокол № 5. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 29.12.2018 г., протокол № 2. Рецензенты: Поспелова Римма Леонидовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Добжанская Оксана Эдуардовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств Синельникова, О. В. С38 Полифония западноевропейского Средневековья и Возрождения [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по музыкальным направлениям подготовки / О. В. Синельникова; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. – 241 с., нот. ISBN 978-5-8154-0483-0 В учебном пособии представлена историческая часть курса полифонии эпохи Средневековья и Возрождения. Пособие предназначено для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов вузов культуры. Теоретический материал пособия адаптирован для музыкантов-исполнителей, но может быть интересен и полезен для музыкантов всех направлений и специальностей. УДК 78(075.8) ББК 85.31я73 ISBN 978-5-8154-0483-0 © О. В. Синельникова, 2019 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2019 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………..…………..……………………………………….….. 5 Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОГОЛОСНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ И ДОПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ЭПОХА 1.1. Полифония как система мышления. Виды полифонии……………. 8 1.2. Эпоха монодии……………………………………………………….. 12 1.3. Исторические этапы развития полифонии: периодизация………… 17 1.4. Развитие нотации и проблема записи многоголосия………………. 22 Глава 2. РАННИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИФОНИИ 2.1. Раннеполифоническая эпоха и Ars antiqua (XI–XIII века). Органум……………………………………………………………………. 32 2.2. Средневековый мотет…………...…………………………………... 45 2.3. Ars nova (XIV век): эпоха изоритмии. Изоритмический мотет Филиппа де Витри и Гийома де Машо. Месса «Notre Dame»………..... 52 2.4. Особенности многоголосия светских песенных жанров: баллада, рондо, виреле, лэ. Многоголосные формы инструментальной музыки: эстампи…………………………………………………………………….. 59 2.5. Многоголосие итальянского Треченто. Баллаты, каччии и мадригалы XIV века……………………………………………………..……. 71 Глава 3. ПОЛИФОНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. СТРОГОЕ ПИСЬМО 3.1. Музыкальное искусство Возрождения. Жанровая система и композиция в музыке строгого стиля…………………..……………………. 79 3.2. Выразительные средства контрапункта строгого стиля: тематизм, метроритмическая организация, ладовая система……………………… 85 3.3. Ранний Ренессанс. Многоголосие на рубеже XIV–XV веков. Стиль и полифоническая техника Йоханнеса Чикония………………... 92 3.4. Английская композиторская школа. Стиль и полифоническая техника Джона Данстейбла………………………………………………. 95 3.5. Нидерландская композиторская школа: становление и основные этапы развития……………………………………………………………. 101 3
Стр.3
3.6. Полифоническое письмо Гийома Дюфаи и Жиля Беншуа: переход к строгому стилю………………………………………………………….. 107 3.7. Полифония Йоханнеса Окегема и Якоба Обрехта…………………. 113 3.8. Высокий Ренессанс. Полифоническая техника Жоскена Депре и его современников………………………………………………………... 124 3.9. Полифоническое искусство Орландо ди Лассо…………………….. 131 3.10. Итальянская композиторская школа. Творчество Дж. П. да Палестрины…………………………………………………………………… 136 Глава 4. ЖАНРЫ И ФОРМЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 4.1. Принципы формообразования в полифонических жанрах эпохи Средневековья и Ренессанса……………………………………………... 146 4.2. Cantus firmus и формы его применения…………………………….. 148 4.3. Канон………………………………………………………………….. 152 4.4. Мотет эпохи Ренессанса и мотетная форма………………………… 163 4.5. Месса и ее разновидности. Структурно-тематическая организация цикла……………………………………………………………………….. 175 4.6. Жанр-форма и техника quodlibet……………………………………. 186 4.7. Полифоническое письмо в мадригалах XVI века. Итальянский мадригал…………………………………………………………………… 190 4.8. Полифоническое письмо в мадригалах XVI века. Английский мадригал…………………………………………………………………… 200 4.9. Полифоническая песня и ее разновидности: chanson, Lied………... 206 Список литературы…………………………….……………………..… 217 Заключение………………………………………………….……………. 226 Приложения……………………………………………….……………… 228 Приложение 1. Указатель названий музыкальных произведений с переводом…………………………………………………..………………… 228 Приложение 2. Указатель терминов…………………...………………… 236 Приложение 3. Список сокращений………..……………………………. 240 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.