УДК 069(075.32)
ББК 79.1
Р60
Утверждено на заседании кафедры музейного дела
17.12.2018 г., протокол № 7.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
социально-культурных технологий КемГИК 18.12.2018 г., протокол № 3.
Рецензенты:
П. В. Глушкова, кандидат культурологии, научный сотрудник
этно-экологического музея-заповедника «Тюльберский городок»;
А. А. Насонов, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры
музейного дела ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры»;
И. Ю. Усков, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Федерального
исследовательского центра угля и углехимии СО РАН;
Е. А. Кагакина, доктор педагогических наук, профессор,
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»;
Е. А. Полякова, доктор исторических наук, профессор,
проректор по научной и международной деятельности
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры»
Родионова, Д. Д.
Р60
Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студентов
направления подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия», профиль «Культурный туризм и экскурсионный
туризм» / Д. Д. Родионова. – Кемерово: Кемеровский государственный
институт культуры, 2019. – 148 с.
ISBN 978-5-8154-0475-5
Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем современного высшего образования
в сфере культуры и искусства – подготовке музейных специалистов. В пособии приводятся
сведения о развитии системы подготовки музеологов за рубежом, в России, а также рассматривается
региональный аспект на примере Сибири. Кроме того, рассматриваются современные
направления музейной деятельности, в рамках которых будет осуществляться
будущая профессиональная деятельность музеолога-бакалавра. Учебное пособие рекомендовано
обучающимся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и
природного наследия», а также будет полезно для специалистов в области культурологии и
искусствоведения.
УДК 069(075.32)
ББК 79.1
ISBN 978-5-8154-0475-5 © Родионова Д. Д., 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры, 2019
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Современные направления развития высшего музееведческого образования
и государственная политика в этой области требуют от вузовского
сообщества регулярного совершенствования подходов к подготовке
не только грамотного, всесторонне эрудированного интеллектуала, но и
востребованного работодателем практика. В настоящее время широко обсуждаются
вопросы профессиональной компетентности музейного специалиста,
а вместе с тем и характер образовательных программ подготовки
кадров.
В нашей стране наука, изучающая музеи, имеет два названия:
«музеология» и «музееведение». Эти два термина употребляются как равнозначные,
о чем свидетельствуют данные из разработанной ведущими
музейными специалистами «Российской музейной энциклопедии»: «музееведение
(музеология), наука, формирующаяся на стыке социального и
гуманитарного знания и изучающая закономерности генезиса и функционирования
музея, его взаимодействия с наследием и обществом». Основными
структурными частями музееведения являются историческое музееведение
(история музейного дела), теоретическое музееведение,
прикладное музееведение. На границе с другими науками складываются
источниковедение музейное, педагогика музейная, социология музейная,
психология музейная. Музееведение исторически возникло как рефлексия
на музейную деятельность внутри самого музея в процессе его становления
и развития и было нацелено на профессиональную подготовку к музейной
деятельности. Становление музееведения как науки происходит в
последней трети XX в., и данный процесс незавершен.
До настоящего времени остается актуальным определение понятия
«музейное дело», данное в одном из первых учебников в России по музееведению:
«Музейное дело – это специфическая сфера деятельности,
имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом,
– не осталось в стороне от общих тенденций общественного развития»
[61].
В этой связи отметим, что развитие рынка труда в современном
обществе выдвигает определенные требования к уровню квалификации
специалистов с высшим образованием в различных сферах деятельности,
в том числе и музейной. На наш взгляд необходимы инновационные подходы
к процессам подготовки специалистов в области музееведения,
чья деятельность направлена на сохранение, актуализацию и развитие
традиционной региональной культурой, и внутреннего туризма.
3
Стр.3
Цель данного пособия – дать представление о развитии подготовки
музейных специалистов, требованиях современного рынка труда к трудовым
функциям, умениям и навыкам выбранной профессии.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование способности
к профессиональной мобильности и изменению, при необходимости,
профиля профессиональной деятельности; осознания социальной
значимости будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной
деятельности, а также способности использовать на практике
основы действующего законодательства в сфере музейной деятельности
и сохранения культурного наследия.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- содержание, объекты, область, инфраструктуру, виды и задачи
профессиональной деятельности в музейной сфере; положения нормативно-правовой
документации по своей профессиональной деятельности; социальные
функции своей будущей профессии;
уметь:
- оперировать основными понятиями музеологии; выявлять цели,
мотивы, средства профессиональной деятельности, профессионально значимые
качества личности музеолога; применять современные представления
о культуре в профессиональной деятельности; корректировать цели и
методы своей профессиональной деятельность в связи со сменой ее профиля;
оперировать основными понятиями музеологии; критически оценивать
накопленный опыт, получаемый в результате профессиональной деятельности;
владеть:
-
способами организации профессиональной деятельности; навыками
профессионального самообразования; профессиональной терминологией.
Учебное
пособие состоит из 3 глав. Каждая глава содержит вопросы
для самоконтроля. Для углубленного изучения рассмотренных в пособии
тем приводится список учебной и научной литературы.
4
Стр.4