Лелевича, составленная из статей 22 - 24 г., - книга интересная и нужная. <...> В
современной разноголосице марксистских критиков она вносит свою определенную и четкую точку
зрения, настойчиво выдвигая требование выдержанной, нерасплывчатой классовой коммунистической
оценки и организации (политика в области искусства) литературы. <...> Борьбой со всякими разновидностями идеологических шатаний и в
первую очередь, с нашими слишком уж ярыми культуртрегерами, упустившими, очевидно, то
обстоятельство, что "пролетариат России - класс довольно расслоенный в отношении культурной
подготовки, и рядом с элементарной работой он может и должен делать работу более
квалифицированную" (Луначарский). <...> С теми культуртрегерами, которые по остроумному замечанию
того же тов. <...> Луначарского вводят в моду "культурную нивеллировку, равнение по вине, так сказать,
приседание до букваря" и за настойчивыми советами об усвоении старой культуры совсем забывают,
сводят на-нет новую, нарождающуюся, пролетарскую культуру. <...> Его основные
ошибки в области литературы (искусства) прекрасно вскрыты т. <...> Лелевичем в статье "Партийная
политика в искусстве" (стр. <...> 6 - 20), статье, являющейся, несомненно, вообще одной из лучших
критических статей о Троцком, как теоретике искусства. <...> Троцкого сводятся Лелевичем к следующим 4-м важнейшим пунктам: <...> Вскрытие ложного положения Троцкого, что пролетариат в эпоху своей диктатуры вообще не
создаст своего классового искусства. <...> Критика ложного положения о якобы исключительно культурническом значении нашего
переходного периода. <...> Главной задачей пролетарской интеллигенции в ближайшие годы является... не абстракция (!)
новой культуры... а конкретное культурничество" - Л. Троцкий <...> Вскрытие ошибочного утверждения Троцкого о характере взаимоотношения между будущей
социалистической и пролетарской культурой. <...> Троцкий: "если пролетариат и разрабатывает некоторые элементы культуры, то это элементы не
пролетарской, а будущей <...>
Лелевич._Г._На_литературном_посту._Без_места.pdf
И.Машбиц-Веров.
"На литературном посту"
Г. ЛЕЛЕВИЧ. "НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОСТУ". Статьи и заметки. Парт. изд-во "Октябрь" 1924 г.
Стр. 169. Тираж 3.000. Цена 1 р. 20 к.
Машбиц-Веров И. Лелевич. Г. На литературном посту. Без места. 1924. [Рецензия] // На посту.
1925. N 1. С.241-244
Оригинал здесь -- http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3168.html
Книга тов. Лелевича, составленная из статей 22 - 24 г., - книга интересная и нужная. В
современной разноголосице марксистских критиков она вносит свою определенную и четкую точку
зрения, настойчиво выдвигая требование выдержанной, нерасплывчатой классовой коммунистической
оценки и организации (политика в области искусства) литературы.
Рождена книга борьбой. Борьбой со всякими разновидностями идеологических шатаний и в
первую очередь, с нашими слишком уж ярыми культуртрегерами, упустившими, очевидно, то
обстоятельство, что "пролетариат России - класс довольно расслоенный в отношении культурной
подготовки, и рядом с элементарной работой он может и должен делать работу более
квалифицированную" (Луначарский). С теми культуртрегерами, которые по остроумному замечанию
того же тов. Луначарского вводят в моду "культурную нивеллировку, равнение по вине, так сказать,
приседание до букваря" и за настойчивыми советами об усвоении старой культуры совсем забывают,
сводят на-нет новую, нарождающуюся, пролетарскую культуру.
Из лиц, с которыми ведется борьба, на первом месте, конечно, тов. Троцкий. Его основные
ошибки в области литературы (искусства) прекрасно вскрыты т. Лелевичем в статье "Партийная
политика в искусстве" (стр. 6 - 20), статье, являющейся, несомненно, вообще одной из лучших
критических статей о Троцком, как теоретике искусства.
Эти основные ошибки т. Троцкого сводятся Лелевичем к следующим 4-м важнейшим пунктам:
1. Вскрытие ложного положения Троцкого, что пролетариат в эпоху своей диктатуры вообще не
создаст своего классового искусства.
2. Критика ложного положения о якобы исключительно культурническом значении нашего
переходного периода.
"Главной задачей пролетарской интеллигенции в ближайшие годы является... не абстракция (!)
новой культуры... а конкретное культурничество" - Л. Троцкий.
3. Вскрытие ошибочного утверждения Троцкого о характере взаимоотношения между будущей
социалистической и пролетарской культурой.
Троцкий: "если пролетариат и разрабатывает некоторые элементы культуры, то это элементы не
пролетарской, а будущей социалистической культуры".
Лелевич: "Культурное творчество пролетариата проходит под знаком постепенного
строительства своей классовой культуры, а не под знаком арифметической суммы: культурничество +
подготовка будущей бесклассовой социалистической культуры"... (10, 11).
И наконец - 4. Вскрытие ошибочного утверждения т. Троцкого по вопросу о взаимоотношении
пролетарской литературы и литературы революции.
"Отрицая пролетарскую литературу и в то же время признавая необходимость и неизбежность
литературы революционной эпохи, тов. Троцкий совершает ошибку... упуская из виду классовый
момент. Тем и опасен, недопустим термин "искусство революции", противопоставляемый термину
"пролетарское искусство", что он, вопреки всем заветам марксизма, устраняет классовый критерий, валит
все и всех в одну кучу"... (13).
За тов. Троцким следует т. Воронский. Воронский, как известно, - практический проводник
Стр.1