Синтаксис Маяковского" в No 1 "Печати и революции" за 1923 год.} и что отправляться следует от
синтаксиса, эвфонии и т. д. <...> Чтобы не оказаться в положении Буриданова осла, приходится немедля выбирать, на какой из этих
путей вступить: выводить ли социальную природу творчества Маяковского и идеологию последнего из
синтаксиса, как это делает Арватов, или из содержательно-идеологической стороны поэзии крупнейшего
русского футуриста выводить его формальные приемы, как это делали всегда литературные критикимарксисты, начиная с Плеханова и Меринга. <...> Маяковский -- прежде всего поэт города,
точнее городской улицы. <...> Если взглянуть на его произведения, начиная с первых шагов 1909 года и кончая
поэмой "Про это", невольно обращает [на себя] внимание одно обстоятельство: все, что лежит вне
городской черты, совершенно ускользает из поля зрения Маяковского. <...> Современный большой город, его
жители, его "пейзажи", его техника, -- вот что нашло себе отражение в стихотворениях и поэмах
Маяковского. <...> Это положение можно уточнить: в городе поэта влекут низины, трущобы, гнойники,
кошмары социальных язв. <...> ОДИН КАК ПЕРСТ
Но тут же бросается в глаза характернейшая черта Маяковского: напрасно искали бы вы указания
на принадлежность поэта к определенному общественному слою. <...> И если дальше мы перечтем все дореволюционные
произведения Маяковского, нас поразит полное отсутствие у него какого бы то ни было твердого
социального базиса. <...> Это
прекрасно иллюстрируется характерным признанием молодого Маяковского (1912 г.):
Я одинок как последний глаз
у идущего к слепым человека. <...> ГОСПОЖА ИСТЕРИКА
Наряду с разрывом социальных связей характерна для Маяковского какая-то особая
чувствительность нервной системы. <...> Мне могут возразить, что это все -- ранние произведения Маяковского, что в своих позднейших
стихах главковерх футуристов освободился от неврастенических вывихов. <...> Разве протест Маяковского против войны -- это
протест закаленного, устойчивого <...>
._Владимир_Маяковский.pdf
Г. ЛЕЛЕВИЧ
Владимир Маяковский
(Беглые заметки)
В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА,
2006. (Русский Путь).
OCR Бычков М.Н.
С чего начать? Что взять отправным пунктом исследования? С одной стороны, задорный и
безапелляционный Арватов заявляет мне, что "вопрос о поэзии -- это вопрос о формах языка" {См. ст.
"Синтаксис Маяковского" в No 1 "Печати и революции" за 1923 год.} и что отправляться следует от
синтаксиса, эвфонии и т. д. С другой стороны, старик Плеханов сурово напоминает, что форма является
производным, вторичным по отношению к идеологии и содержанию.
Чтобы не оказаться в положении Буриданова осла, приходится немедля выбирать, на какой из этих
путей вступить: выводить ли социальную природу творчества Маяковского и идеологию последнего из
синтаксиса, как это делает Арватов, или из содержательно-идеологической стороны поэзии крупнейшего
русского футуриста выводить его формальные приемы, как это делали всегда литературные критикимарксисты,
начиная с Плеханова и Меринга.
Рискуя сделаться мишенью кавалерийских рейдов Арватова и Брика, осмелюсь все-таки пойти по
второму пути.
I. ВСКОРМЛЕННЫЙ ГОРОДСКИМИ НИЗИНАМИ
Характеризуя идеологию Маяковского, приходится прежде всего остановиться на некоторых
положениях, которые могут считаться уже установленными. Маяковский -- прежде всего поэт города,
точнее городской улицы. Если взглянуть на его произведения, начиная с первых шагов 1909 года и кончая
поэмой "Про это", невольно обращает [на себя] внимание одно обстоятельство: все, что лежит вне
городской черты, совершенно ускользает из поля зрения Маяковского. Современный большой город, его
жители, его "пейзажи", его техника, -- вот что нашло себе отражение в стихотворениях и поэмах
Маяковского. Это положение можно уточнить: в городе поэта влекут низины, трущобы, гнойники,
кошмары социальных язв. Я позволю себе привести почти целиком характерное стихотворение 1910 года:
Я вышел на площадь,
Выжженный квартал
Надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно -- у меня изо рта
Шевелит ногами непрожеванный крик
Но меня не осудят, но меня не облают,
Как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти провалившиеся носами знают:
Я -- ваш поэт.
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
Проститутки, как святыню, на руках понесут
И покажут Богу в свое оправдание.
И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова -- судороги, слипшиеся комом;
И побежит по небу с моими стихами под мышкой
И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
В этом стихотворении уже можно заметить острое чувство социальных зол современного города,
Стр.1