Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

. Владимир Маяковский

0   0
Первый авторЛелевич Г
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID7296
Кому рекомендованоКритика
Лелевич, Г. . Владимир Маяковский : Статья / Г. Лелевич .— : [Б.и.], 1923 .— 10 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7296 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Синтаксис Маяковского" в No 1 "Печати и революции" за 1923 год.} и что отправляться следует от синтаксиса, эвфонии и т. д. <...> Чтобы не оказаться в положении Буриданова осла, приходится немедля выбирать, на какой из этих путей вступить: выводить ли социальную природу творчества Маяковского и идеологию последнего из синтаксиса, как это делает Арватов, или из содержательно-идеологической стороны поэзии крупнейшего русского футуриста выводить его формальные приемы, как это делали всегда литературные критикимарксисты, начиная с Плеханова и Меринга. <...> Маяковский -- прежде всего поэт города, точнее городской улицы. <...> Если взглянуть на его произведения, начиная с первых шагов 1909 года и кончая поэмой "Про это", невольно обращает [на себя] внимание одно обстоятельство: все, что лежит вне городской черты, совершенно ускользает из поля зрения Маяковского. <...> Современный большой город, его жители, его "пейзажи", его техника, -- вот что нашло себе отражение в стихотворениях и поэмах Маяковского. <...> Это положение можно уточнить: в городе поэта влекут низины, трущобы, гнойники, кошмары социальных язв. <...> ОДИН КАК ПЕРСТ Но тут же бросается в глаза характернейшая черта Маяковского: напрасно искали бы вы указания на принадлежность поэта к определенному общественному слою. <...> И если дальше мы перечтем все дореволюционные произведения Маяковского, нас поразит полное отсутствие у него какого бы то ни было твердого социального базиса. <...> Это прекрасно иллюстрируется характерным признанием молодого Маяковского (1912 г.): Я одинок как последний глаз у идущего к слепым человека. <...> ГОСПОЖА ИСТЕРИКА Наряду с разрывом социальных связей характерна для Маяковского какая-то особая чувствительность нервной системы. <...> Мне могут возразить, что это все -- ранние произведения Маяковского, что в своих позднейших стихах главковерх футуристов освободился от неврастенических вывихов. <...> Разве протест Маяковского против войны -- это протест закаленного, устойчивого <...>
._Владимир_Маяковский.pdf
Г. ЛЕЛЕВИЧ Владимир Маяковский (Беглые заметки) В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА, 2006. (Русский Путь). OCR Бычков М.Н. С чего начать? Что взять отправным пунктом исследования? С одной стороны, задорный и безапелляционный Арватов заявляет мне, что "вопрос о поэзии -- это вопрос о формах языка" {См. ст. "Синтаксис Маяковского" в No 1 "Печати и революции" за 1923 год.} и что отправляться следует от синтаксиса, эвфонии и т. д. С другой стороны, старик Плеханов сурово напоминает, что форма является производным, вторичным по отношению к идеологии и содержанию. Чтобы не оказаться в положении Буриданова осла, приходится немедля выбирать, на какой из этих путей вступить: выводить ли социальную природу творчества Маяковского и идеологию последнего из синтаксиса, как это делает Арватов, или из содержательно-идеологической стороны поэзии крупнейшего русского футуриста выводить его формальные приемы, как это делали всегда литературные критикимарксисты, начиная с Плеханова и Меринга. Рискуя сделаться мишенью кавалерийских рейдов Арватова и Брика, осмелюсь все-таки пойти по второму пути. I. ВСКОРМЛЕННЫЙ ГОРОДСКИМИ НИЗИНАМИ Характеризуя идеологию Маяковского, приходится прежде всего остановиться на некоторых положениях, которые могут считаться уже установленными. Маяковский -- прежде всего поэт города, точнее городской улицы. Если взглянуть на его произведения, начиная с первых шагов 1909 года и кончая поэмой "Про это", невольно обращает [на себя] внимание одно обстоятельство: все, что лежит вне городской черты, совершенно ускользает из поля зрения Маяковского. Современный большой город, его жители, его "пейзажи", его техника, -- вот что нашло себе отражение в стихотворениях и поэмах Маяковского. Это положение можно уточнить: в городе поэта влекут низины, трущобы, гнойники, кошмары социальных язв. Я позволю себе привести почти целиком характерное стихотворение 1910 года: Я вышел на площадь, Выжженный квартал Надел на голову, как рыжий парик. Людям страшно -- у меня изо рта Шевелит ногами непрожеванный крик Но меня не осудят, но меня не облают, Как пророку, цветами устелят мне след. Все эти провалившиеся носами знают: Я -- ваш поэт. Как трактир, мне страшен ваш страшный суд! Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как святыню, на руках понесут И покажут Богу в свое оправдание. И Бог заплачет над моею книжкой! Не слова -- судороги, слипшиеся комом; И побежит по небу с моими стихами под мышкой И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. В этом стихотворении уже можно заметить острое чувство социальных зол современного города,
Стр.1