ЛЕЙКИН, Николай Александрович [7(19).XII.1841, Петербург -- 6(19).I.1906, там же] -- прозаик,
издатель. Родился в старинной, но обедневшей купеческой семье. Образование получил в Петербургском
немецком реформаторском училище, где приобрел хорошее знание иностранных языков. По окончании
училища служил приказчиком в кладовой купца-гостинодворца, позднее -- в конторе страхового
общества. Литературным дебютом Л. стало стихотворение "Кольцо", опубликованное в журнале
"Русский мир" в 1860 г. В 1861 г. в журнале "Петербургский вестник" Л. печатает свое первое
прозаическое произведение -- рассказ "Гробовщик". Позднее сотрудничал как фельетонист и беллетрист
в журналах "Искра", "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки", "Стрекоза" и
др. С начала 70 гг. Л.-- постоянный сотрудник "Петербургской газеты". С 1882 по 1905 г.-- редактор и
издатель "Осколков", самого популярного юмористического журнала 80 гг. Л.-- автор 36 романов и
повестей, 11 пьес и нескольких тысяч очерков, рассказов, сценок и фельетонов. Блистательное знание
купеческого быта определило тематику подавляющего большинства произведений писателя; а с самого
начала проявившееся стремление к "невыдуманному", фактографически точному изображению
действительности, идущее от традиций "натуральной школы", стало наиболее существенной чертой
поэтики Л., отличающей все жанры его творчества. Уже первые опубликованные в толстых журналах
произведения Л.: "Апраксинцы" (Библиотека для чтения.-- 1863.-- No 10, 11) и "Биржевые
артельщики" (Современник.-- 1864.-- No 7, 10) -- рисуют широкую картину жизни петербургской
купеческой среды и напоминают "физиологические" очерки. Несмотря на дружеские отношения с Г. И.
Успенским, Н. Г. Помяловским, Ф. М. Решетниковым, А. И. Левитовым и достаточно сильное влияние,
оказанное на него критически мыслящими сотрудниками "Искры", главным образом братьями В. С. и Н.
С. Курочкиными, Л. вполне заслужил упрек Н. А. Некрасова, отметившего в его очерках
несвоевременный недостаток "злобы" (Н. А. Лейкин в его воспоминаниях и переписке.-- С. 186).
Бытописательству Л., как правило, чужда характерная для шестидесятников установка на бичевание
социальных язв и на возбуждение активного читательского сочувствия к судьбам "униженных и
оскорбленных". Если социально острые темы и находят свое отражение в ряде произведений Л., напр.
изображение в повестях 70 гг. бесправного положения женщины: бывшей крестьянки ("Кусок хлеба",
1871; "Две неволи", 1879) или дочери купца-самодура ("Христова невеста", 1872), то эта острота почти
всегда оказывается смягченной: Л. или опаздывает, по замечанию Н. К. Михайловского, в выборе
актуальных тем на двадцать лет (Михайловский Н. К. Новые книги...-- С. 194), или настойчиво стремится
сгладить, казалось бы, неразрешимый конфликт относительно благополучной концовкой.
Изображая по преимуществу жизнь купцов и находящихся у них на службе приказчиков,
артельщиков, Л. смотрит на нее как бы "изнутри", глазами своих героев. Поэтому все чуждое их
мироощущению, далекое от сферы их непосредственных (служебных и житейских) интересов: идейные
споры поколений, внимание к исторически значительным событиям эпохи или к психологическим
глубинам человеческих характеров -- почти полностью отсутствует и в произведениях Л. Его герои
проникнуты верой в незыблемость раз и навсегда усвоенных ими норм поведения, обычаев и привычек.
Главное событие в этом устойчивом мире -- превращение бывшего крестьянина в артельщика, лавочного
мальчика -- в приказчика, приказчика -- в состоятельного купца, а главное потрясение -- женитьба с
сопровождающими ее хлопотами: поисками выгодного жениха, уговорами "подходящей" невесты,
заботой о приданом и т. п. Подробно разработанный матримониальный сюжет -- основной в
большинстве романов и повестей Л. из купеческого быта: "В ожидании наследства", 1889; "Актёрылюбители",
1891; "Сватовство профессора", 1892; "Сусальные звезды", 1898; "Счастливец", 1901, и др.
Кроме того, Л. писал романы из жизни банковских служащих ("Стукин и Хрустальников", 1886),
среднего духовенства ("Среди причта", 1897), провинциальных и столичных актеров ("Странствующая
труппа", 1894; "Меж трех огней", 1902), заводских рабочих ("В царстве глины и огня", 1890),
крестьянских женщин, пришедших на заработки в город ("На заработках", 1891; "Первые шаги", 1901).
Однако особую славу Л. принесли его многочисленные рассказы-сценки, с начала 70 гг. ежедневно
публиковавшиеся в "Петербургской газете", а позже также в "Стрекозе" и "Осколках". Герои сценок -купцы
и члены их семей и разнообразные представители мещанской, торгово-ремесленной среды и
городских низов. Установка на изображение главным образом комических сторон быта петербургских
жителей определила и характер названия большинства сборников, в которые Л. объединялись отдельные
сценки: "Наши забавники", 1879; "Шуты гороховые", 1879; "Саврасы без узды", 1880; "Гуси лапчатые",
1881; "Голубчики", 1889. Рассказы-сценки объединялись в сборники и по тематическому признаку.
"Мученики охоты", 1880; "Ребятишки", 1892; "В деревне и в городе", 1899. Под пером Л. сценка
приобрела устойчивые композиционные черты: точное обозначение времени (как правило, по
церковному календарю) и места действия, предельная краткость в описании внешности персонажей,
живой комический диалог, не имеющий смыслового завершения, а произвольно обрываемый в финале.
Участники диалога обычно обсуждают общеинтересную тему (перепись населения и ее последствия,
Стр.1