:
т
A і
ч^Ш
*^?: -
;
щм.
«yfe*#&4
,«
i^wf t
• К^
•Ікл^иі"
Стр.1
a
/-1
цокшншъ
ОТНОСЯЩИІСЯ HI. ИСТОРІИ CtBEPO-ЗАПиНОЙ РУСИ
ИЗДАВАЕМЫ И
ПРЙ ИРАВІШИ БІЕНСКАГО ШШШ ОШГА.
ТОМЪ ШЕСТОЙ.
..•.^•'-«^•—>.-. --,--;....•.
Печатня О. Блюмовича,
iseQ.
Стр.2
mmmn
ОТНОСШІІКЯ П ИСТОРІІ CtBEP0-3AfiUHOi РУСИ
ИЗДАВАЕМЫ И
ПРЙ ЖАВІЕШИ ВНЕЕКАГО УІБНАГО ОШГА.
ТОМЪ ШЕОТОИ.
г
-
В Kt =71 і э И и^..
Печатня 0. Блюмовича, на Рудницкой ул. въ д, Огинскаго № 202.
18вЭ -
Стр.3
Въ пздаваомомъ нын Т1 *) том Лрхеографическаго Сборыиіса докумептовъ,
отиосящпхся къ псторіи С верозападной Русп, пом щепыа кты,
почтп ііск.почителыіо запмствованпыс пзъ рукописей, находящихся въ
биб.]ііотек ЛИТОВСКОЁ духовнои семпнаріп. Первоначально предполагалось
печатать этн докумепты только въ Литовсішхъ Епархіальныхъ
Б домостяхъ, редакція которыхъ благосклонно открыла тогда для пзданія
ихъ свои страницы. БЫВШІЁ ІТопечитель Виленскаго учебнаго округа,
Иванъ Иетровичъ Е о р н п л о в ъ, ознакомпвшись съ содержавіемъ
этихъ документовъ, нашелъ ихъ заслуживающими издапія особымъ томомъ,
для чего изъ средствъ округа и ыазыачіілъ сумму, пеобходимую
для перебора паігечатапиыхъ уже въ Епархіалыіыхъ В домостяхъ актовъ
въ особый томъ. Преемиикъ Жвана Петровича, Помпей Ііиколаевичъ
Батюшковъ, сочувственио отнесся жъ этому пздапііо и далъ дополнителышя
срсдства для его окончапія. Изданіе этого тома шло параллельно
съ печатаніемъ аіітовъ въ Епархіальныхъ В домостяхъ и потому
продолжалось бол с двухъ л тъ (съ ІІОІІЯ 1867 по Ноябрь 1869 г.).
Настоящій томъ закліочаетъ 147 актовъ, отпосящихся къ исторіы православной
и упіатской ц рЕвей въ Западной Россіи. Въ нихт. паходятся
св д нія:
А) о церквахъ—ихъ построеніи, украш ніи и упадк ,
Сюда относятся:
1) Королевскія граматы иа построеніе церквей подъ Ш* 9 '2
) и 30.
(1) V томъ будетъ доіюлнихельный къ изданнциь четыремъ томаыъ.
(2) Королевская грамата иа иостросіііе церквіі ыа Виленскоыъ предм сть . на Юрьевой Рос
(Л» 9), дапная въ 1532 г. заставляетъ яризнать существованіе двухъ церквен въ Вильн во имя св.
Георгія (ср, ШШ 4, 5 и 42 въ этомъ том съ № 127 въ Актахъ 3. Россіп т. II), тогда какъ досел
упоыппалась только одна Юрьсвская цсрковь в'Ь Вцльн —у Крашевскаго и друшхт,, писавшихъ объ
этомъ предмет .
. -
V
-^.
*
a
Стр.5
— 200 —
klucze do siebie
swego zazywac mogL Piiblicatij| odtozylismy, kluczow
i rz^dow .. . wiadumosci od WM. nie dalismy, a nie wiedzielismy jeszcze
o szkodliwych practykach ich, ktore takie byty: oderwac odemnie oyca lozaphata,
ktorego privatim do siebie wzywaj^c przednieyszy bratczykowie a na
nogi padaj^c prosili, ieby mnie odsttipit, czego gdy nie wymogli, prosili, zeby
tym czasem gdziekolwiek odjachat. Pytat on, a z Rutskim co poezniecie, pcwiedzieli:
mamy snadny sposob jako go rugowac, a ten byt taki: na stawostowie*
miat wynisc archimandryla ubrany i mnie z sobq, zaci^ignfic, gdzie
miaio bye bratczykow cerkiew petna, tamze archimandryta miaJ mnie pchn^c
miedzy pospolstwo, rzekszy: idz precz heretyku, a pospolstwo miato mie porwad
i jeden drugiemu podawac, az tak wyprowadzic ze drzwi i tam zemiiq.
aczynic, coby si^ im by to (widziaJo); toz miato bye, jesliby SIQ kto za пшгі
porwat. Za tym wiadomosc do naszych cerkwi przysc miata i bractwu w possessycj
podane bye miaty; spraktykowana byta na to od protopopy, ktory caput
byt hujus faciionis, wielka cz^sc burraistrow. Mysmy si§ dowiedzieli az z urzedn
grodzkiego dwiema dniami przed niedziel^, w ktor§ si§ to zte dziac miato.
P. podwojewodzy zaraz zna6 dat p. wojewodzie, ktory jeszcze byt poblizu,
Архимандритъ должепъ былъ взять ключи
къ себ
отправлять могъ.
Объявленіе мы отсрочили, ключей и уиравленія
до . .. (полученія) изв стія оть вашей
милости мы не отдали,—мы не знали еще
о вредныхъ ихъ предпріятіяхъ, а эти предпріятія
былж сл дующаго рода: они старалмсь
разъединить насъ съ о. Іосафатомъ
(Купцевичемъ); его частнымъ образомъ
приглашали къ себ перв йшіе братчики,
кланяясь ему въ ноги, просили его, чтобы
онъ оставилъ меня. Когда же онп не вынудили
у него согласія на ото,—просили
его, чтобы онъ хоть на время куда нибудь
удалился.— Онъ спрашивалъ: а что сд -
лаете съ Рутскимъ?— Они отв чали: мы
им емъ удобное средство устранить его,
(*)) CJOBO .,славословіе" въ тексі замарано,
на .,хшалите".
и оно было сл дующее: на Великое Славовловіе
(*) им лъ выйти архимандрптъ въ
полномъ облаченіи и взять съ собою ^іепя;
церковь им ла быть паполнешіою братчиками.
Архимандритъ должеиъ былъ пихнуть
меня въ толпу, сказавъ: „иди воиъ,
еретикъ," а толпа должна была схватить
меня и, передавая другъ другу, оииим ли
выпроводить меня за дверь и тамъ распорядиться
со мною по своему усмотр -
нію
тоже должпо было посл довать
и съ т мъ, кто р шился бы вступиься за
меня.—За т мъ им ло придти изв стіе о
случившемся въ наши церкви, и оп должны
были поступить во влад ніе братства. Протопопъ,
зачинщикъ всего этогог
д ла, склонилъ
къ этому большую часть буршістровъ.
и вм сто того паппсано слово /audes, собсівсипо
Стр.1
— 201 —
prosz^c, zeby sam przybyt; odpisat ^atuj^c tego barzo, a ii sain przybyc niemogt,
wskazat w tey sprawie procedowac in omni vigore. Do x. biskupa do
Szeszot na съЦ noc wystalismy, prosz^c dla Boga, zeby przybyt; wymowit si?,
ze lekarstwa brae miat, ale pisat do x. suffragana sufficienter, kazat si§ jurisdictii
swojej ruszyc jako na gwatt, gdyby Zygmnnta zamkowego glos ustyszalo.
To uczyniwszy szlismy na ratusz w sobot§, gdzie gtowna schadzka
byta burmistrzow.
i braci, byi tei z nami
Przeiozylismy: p. Morochowski imieniem WM., ja swoim
i x. Piotr, dalismy i imiona tych
cem Jozaphatem
na pismie. Wzieli si§ tak goraco za to, ze tego dnia az . ., dziesi^tey
na potzegarzu pocz^wszy na tey sprawie siedzieli, potym саіц, noc
wacht§ na ratuszn mieli, do archimandryta postali, zeby do nich przyszedj,
a gdy sie wymawial, powiedziec ran dali, zeby czerncow zadnych nie strzygj;
a miat to tegoz dnia w niedzie]^ jednego schizmatyka, przed tym naszego wychowanca,
postrzygac. Urz^d grocki ostrzej mu jeszcze powiedziat: jesliby
przy Sw. Trojcy albo u inszych cerkwi cokolwiek buntow dzia6 SIQ miato—
was wprzod jak psow w sztuki por^bamy.
I tak ono wesele tych bezecnych
krzywoprzysi^zcow obrocita si§ im i bratczykom w smutek. Sk^d WM.
Мы узналп объ утомъ изъ гродскаго управлшія
только за два дня до воскресенья,
въ которое такре злод яніе дожно было
совершитья, Г. подвоеводій сейчасъ же
далъ о томъ знаіі'ь г. воевод , находившемуся
еще неподалеку, прося его, чтобы онъ
самъ прибылъ. Воевода отв чалъ, очень
сожал я обо всемъ; а поелику самъ опъ не
могъ прибыть, то прпказалъ своему помощнжку
д йствовать въ этом7> случа со
всею строгостію. На всю ночь мы іюслали
гонца въ Шешолъ къ ксеидзу бпскупу, прося
его ради Бога прибыть. Онъ отказался,
потоліу чтопам ренъ былъ пришшать
л карство, но писалъ къ к. суффрагану
и приказалъ, чтобы все его в домство двинулось
какъ на гвалтъ, какъ скоро послышится
звопъ Сигизмупда кр постнаго.
Сд лавъ это, ыы отправшшсь въ ратушу—
въ субботу, гд была главная сходка бурмистровъ.
Мы заявили обо всемъ— г. Мороховскіп
отъ именп вашей милости, я отъ
своего и всей братіи; былъ также съ нами
и ксендъ Петръ (Аркудій?), мы показали
также имена этихъ
а Іосафатъ
на буыаг .—Они такъ горячо иринялись
за д ло, что въ этотъ депь
до десяти
часовъ вечера просид ли за нимъ, зат мъ
всю ночь держали въ ратуш караулъ.
Посылали къ архимандриту п звали его
къ себ ; когда же оыъ отказывался явиться,—сказали
еыу, чтобы онъ нс постригалъ
никого въ монахи: въ этотъ день—въ воскресенье
онъ им лъ постригать одного
схизматика, пашего воспитаинива, а гродское
управленіе еще внушительп е зам -
тило ему, что если подл Св. Тройцы пли
другихъ церквей произойдутъ какіе либа
26
Стр.2
— 202 —
rozumied snadnie moiesz, w jak ci§ikiej toni bylismy, ale i teraz jeszczesmy
nie przeptyneli. Archimandryta w sobote miat Boz^ stuzbe, gdzie WM. wo
pierwych nie pominat. Tegoi dnia w wieczor p. Morochowski imieniem WM.
zakazal mu wszelkie exercitium stanu duchownego, zakaza} braci, ieby go
nie byli poslaszni, poniewaz on WM. postuszenstwo wypowiedziat. Toz mowit
ciernicom, a wtasnie trafito si§ to po proszczeniu po powieczernicy,
tamie ihumenia i kuchmistrzowna cz§stowata archimandryte .. . jak biesa widal,
iako mowiji, wielce si§ strwoiyl. Burmislrzowie
to pozwolili, przyczyn§ powiedzielismy,
wprzod damy, nizbysmy
ie w protestacy^ (?) postuszeiistwo
pasterzowi naszemu wypowiedziat; declarowalismy si§ przy tym, ie go w monasterze
jako adwersarza m\e6 nie cheemy. P. Morochowskiego bytnosc nam
wielce potrzebna byta, a to dla tego, ie byt umyslnie WM. na te sprawe
deputowany, w czem mu popi fidem elevabant, prosz^c kredensu i drugim
udaj^c, ze do urzednikow tylko przyjechat. Pana Boga chwalimy, ze sie tak
state. Monastera za Boz^ pomoc^ ochronimy. A WM. o popow przemyszlac
racz, a zniemi sprawa snadniejsza. Oddawam zatem swym imieniem i braciei
swey w task^ WM. mego mitosciwego pana; bracia wszystka w tych turбунты,—
васъ первыхъ, какъ собакъ будемъ
рубить въ куски. Такимъ образомъ
это веселіе этихъ безчестныхъ клятвопреступниковъ
обратилось имъ и братчикамъ
въ печаль. Отсюда ваша милость легко
можете понять, въ какой глубокой бездн
мы находились, и теперъ мы еще ее не
переплыли. Архимандритъ въ субботу совершалъ
Божественную службу, и на ней
не поминалъ вашей милости—на „вопервыхъ."
Вечеромъ того же дня г. Мороховскій
отъ имепи вашей милости запретилъ
ему отправлять вс духовныя обязанности,
запретилъ братіи повшюваться ему, поелику
онъ самъ отказался повиноваться вашей
милости. О томъ же говорилъ онъ и
монахинямъ по прощеніи (въ Сыропустную
нед лю) посл повечерія, тамъ же
игуменія и трапезпіща угощали архимандрита
когда
б са увид лъ, то, какъг
говорятъ, очень встревожился. Бурмистры
прежде
дадимъ, ч мъ это допустимъ;
мы указали ту причину, что ... .
оиъ отказался яовиноваться нашему пастырю,
при этомъ мы объявили, что не
хочемъ держать его въ монастыр , какъ
ііротивника, Присутствіе г. Мороховскаго
намъ было весьма нужно; потому что онъ
нарочно присланъ былъ вашею милостію
на это д ло въ качеств депутата.— Но
простые свящешшки не признали его депутатомъ
н требовали удостов ренія, зав
ряя другихъ, что онъ прибылъ по д -
ламъ къ св тскимъ чиновникамъ.—Слава
Богу, что такъ кончилось. Монастырь при
Божіей помощи защитимъ. А ваша милость
подумайте о священникахъ: съ ними
легче справиться. Поручаю себя и всю
Стр.3
— 203 —
baciach statecznie przy mnie stata i gotowi extrema pati, mato nie codzienn
spowiadali si§, gotuj^c si§ jako na smierc, to czynili. Z Wilna 14Decembra,
anno 1608. WM. m. m. p. najnizszy sJuga i bohomolca Jozeph Wielamin Rutski.
Собственноручное пгісьмо Вельямша утскаго, нашсанное на бумажиомъ
полулист , весьма ветхо.
мою братію вашеіі мп.юсти. Братія вся
БО время сихъ волненій постояпно была на
моеіі сторон п готова была терп ть до
посл днеіі степени, почтп каждый день испов
дывалпсь, приготовлялись какъ бы къ
смерти. Вильпа 14 Декабря 1608 г. Покорн
йшій слуга п Богомолецъ Іоспфъ Вельяминъ
Рутскій.
89.
1608 г. Декабря 23. Заявленіе РутскагоВиленскому магнстрату отомъ, что православное
духовенство г. Вильны наіі ревается возвратить себ православныя церквж.
*Szlachetni panowie burraistrzowie, rajce, iawnicy i wszyslka rada miasla
Wilenskiego. Opowiadam si§ w. mosciom na lud pospolity, mieszczan Wilenskich,
do bractwa nowego cerkwie Sw. Ducha, jako oni nazywaja, wpisnych, a mianowicie
na Siemiona Krassowskiego, Piotra Kopcia, Isaka Wolkowicza, iz oni
niepomn^c na bojazii Boz^, i na srogosc prawa, pod ktorym siedz^, a wzijjwszy
przcd si§ zty umyst, a maj^c juz tractaty z Barttomiejem Szaszkowskim, protopop^
bywszem, i z innymi popami sobornemi, odst^pcami jednosci sw. i zwierzchnosci
j . m. metropolita Kijowskiego, na zaci^gnienie
cerkwiej w miescie
tutejszyra ... . zmowe uczynili z Samuelem Sienczitem, bywszem archimandritem,
jakoby monaster i cerkiew Trojce Sw., zawsze do tych miast z kosciotem
Rzymskim bed^e^, sobie gwattownie przywtaszczyc i w possessij^ wzi^c
•-''Шляхетные господа бурмистры, радцы,
лавшіЕИ и вся рада г. Вильны. Заявляю
вашпмъ милостямъ о вс хъ людяхъ
— Виленскихъ м щанахъ, вппсавшихся
въ братство при иовой церкви Св.
Духа, какъ они называютъ себя,—въ особенпостиже
о Семен Ерассовскомь, Петр
Копт п Исаак Волкович , что они,
забывъ страхъ Божій и строгость закоповъ,
которымъ должны подчшіяться, предприпявь
злое наіі реніе и условившись съ
Вар олом емъ Жашковскимъ , бывпіимъ
протопопомь, и съ другими соборпыми свя_
щелпикамп—отступппками отъ св. упіи и
противниками властп его милости отца
митрополита Кіевскаго ... . отпосптелыіо
26*
Стр.4
— 204 —
mogli, rugowawszy mnie wprzod st^d sposobami, jakie juz oni uradzili byli
i tych, ktorzyby przy mnie by6 chcieli, a nastrzygszy nowych czerncow schizmatikow,
z czym si§ same osoby pomienione jednemu z ojcow monastyra naszego
Jozaphatowi imieniem odkryli, namawiaj^e go, aby przy nich stat i powiadajqc
rozlanie krwie bliskie.
Ja tedy b§dqc tu na ten czas na miejscu
j . m. metropolity Kijowskiego, pana i pastyrza mego, obawiaj^c si§, ieby milczeniem
moim jednosd sw., wtadza j . m. duchowna i cerkwie, pod postuszenstwem
j . m. b§dq.ce, uszczerbku jakiego nie odniesli, W. mosciom, jako obroiicom
kosciotow Bozych i strazom pokoju pospolitego, to donosze, imieniem
j . m. ojea metropolity protestuj§ sie.
оттиснутой на бумаг , положенной на красный воскъ.
занятія церквей въ зд шнеыъ город ... .
заключили уговоръ съ Самуиломъ Сенчиломъ,
бывшимъ архимапдритомъ, о томъ,
чтобы моиастырь и церковь Св. Тройцы,
всегда до настоящаго времени бывшую въ
св. уніи, насильственно взять въ свое влад
ніе и присвоить себ , и прежде всего—
выгнать меня оттуда средствами, заран е
обдуманными, а вм ст сомною и вс хъ,пожелавшихъ
остаться на ыоей сторон ,—постричь
новыхъ черпецовъ схизматиковъ,—
что сами означенныя лица открылиодному
изъ братіи монастыря Іосафату, уговаривая
его, чтобы онъ держался ихъ сторолы
и лредрекая им ющее вскор проиPisan
w Wilnie roku P. 1608, m. Decembra
23 dnia.
Вьтись гізг Виленскихъ магистратскихъ книгъ, скр пленная печатью,
зойти кровопролитіе. Будучи зд сь въ то
время пам стникомъ его милости отца митрополита
Кіевскаго, господина и пастыря
мосго, и боясь, чтобы молчапіемъ своимъ
не принести ущерба св. уніи п власти
духовной его милости и церквамъг
находящимся подъ его управленіемъ, я
доношу обо всеыъ этомъвашимъ милостямъ,
какъ защитникамъ церквей Божіихъ истражамъ
обществепнаго спокойствія и отъ
имени его милостпотца ыитрополита протестую.
Іосифъ Веліяминъ Рутскій, нам
стникъ Кіевской митрополіи, властною
рукою. 1608 г. 23 Декабря.
Стр.5