Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Археографический сборник документов, относящийся к истории Северо-Западной Руси : Изд. при Упр. Вил. учеб. окр. Т. 1 Т. 6 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц425
ID71756
Археографический сборник документов, относящийся к истории Северо-Западной Руси : Изд. при Упр. Вил. учеб. окр. Т. 1 Т. 6 .— : [Б.и.], 1869 .— 425 с. — URL: https://rucont.ru/efd/71756 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Православные седа Пліотницъ, выведеппые пзъ терп иія ирптязаніямп и пасиліями уніатсЕтго списЕОца и вопігощею цесправедлнвостію къ ппыъ разбправшаго это д ло каптуроваго суда (2) забили на сыерть служебпика ПИНСКОЁ унііатСЕОИ капитулы и страшно пзбилн находившихся при немъ двухъ шапцырпыхъ бояръ. <...> Рутскаго посл его смерти, другой—на Новыи Дворъ. им ніе Пинской епископіи. <...> А на то есмо умыслили, за доброго своего за здоровья п доброе свое па- мети дали есмо листъ свой и печать свою. <...> Передъ нами судьями головными, на трпбуналъ уВеликомъ Енязств Литовскозіъ зъ воеводствъ, земль и пов товъ на рокъ теііерепшін тысеча шесть сотъ пятдесятъ третій обраньши, постановившисе очевпсто у суду панъ Юрей Ивашкевшіъ покладалъ и ку актыкованыо до кннгъ подалъ привилеы светобливой йаметй князя Констаитого Иваиовнча Острозкого, на Церковъ соборную Виленскую Светую Пречистую італежачій, просечи, абы былъ до книгъ головныхъ трибунальныхъ зъ речью въ немъ ширей мененою актыкованъ и уписанъ, которій уішсуючи у книги слово до слова такъ се въ соб маеть: Во имя Боже станься. <...> А для л пшое справедлшзости и потверженья сего моего листу просилъ есми ихъ ішлостей верхуписаныхъ на свидство, ижъ бы ихъ милосты печатж свои приложили ЕЪ сему моему листу, и ихъ милости и печати свои приложили ЕЪ сему моему листу. <...> Котори жъ тотъ привилей за аЕтьіЕованемъ верхумененой особы естъ до ЕНИГЪ ГОЛОВНЬЕХЪ трибуналныхъ уписаиъ, съ Еоторыхъ и сесь выписъ подъ печатыо земсі ою воеводства Виленского его милости Есендзу Антонему Селяв , Метрополит ЕіевсЕому и всему духовенству отцомъ Церкви Светоп Пречистои собориой естъ выданъ. <...> Што <...>
Археографический_сборник_документов,_относящийся_к_истории_Северо-Западной_Руси__Изд._при_Упр._Вил._учеб._окр._Т._1_Т._6.pdf
: т A і ч^Ш *^?: - ; щм. «yfe*#&4 ,« i^wf t • К^ •Ікл^иі"
Стр.1
a /-1 цокшншъ ОТНОСЯЩИІСЯ HI. ИСТОРІИ CtBEPO-ЗАПиНОЙ РУСИ ИЗДАВАЕМЫ И ПРЙ ИРАВІШИ БІЕНСКАГО ШШШ ОШГА. ТОМЪ ШЕСТОЙ. ..•.^•'-«^•—>.-. --,--;....•. Печатня О. Блюмовича, iseQ.
Стр.2
mmmn ОТНОСШІІКЯ П ИСТОРІІ CtBEP0-3AfiUHOi РУСИ ИЗДАВАЕМЫ И ПРЙ ЖАВІЕШИ ВНЕЕКАГО УІБНАГО ОШГА. ТОМЪ ШЕОТОИ. г - В Kt =71 і э И и^.. Печатня 0. Блюмовича, на Рудницкой ул. въ д, Огинскаго № 202. 18вЭ -
Стр.3
2007237940
Стр.4
Въ пздаваомомъ нын Т1 *) том Лрхеографическаго Сборыиіса докумептовъ, отиосящпхся къ псторіи С верозападной Русп, пом щепыа кты, почтп ііск.почителыіо запмствованпыс пзъ рукописей, находящихся въ биб.]ііотек ЛИТОВСКОЁ духовнои семпнаріп. Первоначально предполагалось печатать этн докумепты только въ Литовсішхъ Епархіальныхъ Б домостяхъ, редакція которыхъ благосклонно открыла тогда для пзданія ихъ свои страницы. БЫВШІЁ ІТопечитель Виленскаго учебнаго округа, Иванъ Иетровичъ Е о р н п л о в ъ, ознакомпвшись съ содержавіемъ этихъ документовъ, нашелъ ихъ заслуживающими издапія особымъ томомъ, для чего изъ средствъ округа и ыазыачіілъ сумму, пеобходимую для перебора паігечатапиыхъ уже въ Епархіалыіыхъ В домостяхъ актовъ въ особый томъ. Преемиикъ Жвана Петровича, Помпей Ііиколаевичъ Батюшковъ, сочувственио отнесся жъ этому пздапііо и далъ дополнителышя срсдства для его окончапія. Изданіе этого тома шло параллельно съ печатаніемъ аіітовъ въ Епархіальныхъ В домостяхъ и потому продолжалось бол с двухъ л тъ (съ ІІОІІЯ 1867 по Ноябрь 1869 г.). Настоящій томъ закліочаетъ 147 актовъ, отпосящихся къ исторіы православной и упіатской ц рЕвей въ Западной Россіи. Въ нихт. паходятся св д нія: А) о церквахъ—ихъ построеніи, украш ніи и упадк , Сюда относятся: 1) Королевскія граматы иа построеніе церквей подъ Ш* 9 '2 ) и 30. (1) V томъ будетъ доіюлнихельный къ изданнциь четыремъ томаыъ. (2) Королевская грамата иа иостросіііе церквіі ыа Виленскоыъ предм сть . на Юрьевой Рос (Л» 9), дапная въ 1532 г. заставляетъ яризнать существованіе двухъ церквен въ Вильн во имя св. Георгія (ср, ШШ 4, 5 и 42 въ этомъ том съ № 127 въ Актахъ 3. Россіп т. II), тогда какъ досел упоыппалась только одна Юрьсвская цсрковь в'Ь Вцльн —у Крашевскаго и друшхт,, писавшихъ объ этомъ предмет . . - V -^. * a
Стр.5
Археографический_сборник_документов,_относящийся_к_истории_Северо-Западной_Руси__Изд._при_Упр._Вил._учеб._окр._Т._1_Т._6_(1).pdf
— 200 — klucze do siebie swego zazywac mogL Piiblicatij| odtozylismy, kluczow i rz^dow .. . wiadumosci od WM. nie dalismy, a nie wiedzielismy jeszcze o szkodliwych practykach ich, ktore takie byty: oderwac odemnie oyca lozaphata, ktorego privatim do siebie wzywaj^c przednieyszy bratczykowie a na nogi padaj^c prosili, ieby mnie odsttipit, czego gdy nie wymogli, prosili, zeby tym czasem gdziekolwiek odjachat. Pytat on, a z Rutskim co poezniecie, pcwiedzieli: mamy snadny sposob jako go rugowac, a ten byt taki: na stawostowie* miat wynisc archimandryla ubrany i mnie z sobq, zaci^ignfic, gdzie miaio bye bratczykow cerkiew petna, tamze archimandryta miaJ mnie pchn^c miedzy pospolstwo, rzekszy: idz precz heretyku, a pospolstwo miato mie porwad i jeden drugiemu podawac, az tak wyprowadzic ze drzwi i tam zemiiq. aczynic, coby si^ im by to (widziaJo); toz miato bye, jesliby SIQ kto za пшгі porwat. Za tym wiadomosc do naszych cerkwi przysc miata i bractwu w possessycj podane bye miaty; spraktykowana byta na to od protopopy, ktory caput byt hujus faciionis, wielka cz^sc burraistrow. Mysmy si§ dowiedzieli az z urzedn grodzkiego dwiema dniami przed niedziel^, w ktor§ si§ to zte dziac miato. P. podwojewodzy zaraz zna6 dat p. wojewodzie, ktory jeszcze byt poblizu, Архимандритъ должепъ былъ взять ключи къ себ отправлять могъ. Объявленіе мы отсрочили, ключей и уиравленія до . .. (полученія) изв стія оть вашей милости мы не отдали,—мы не знали еще о вредныхъ ихъ предпріятіяхъ, а эти предпріятія былж сл дующаго рода: они старалмсь разъединить насъ съ о. Іосафатомъ (Купцевичемъ); его частнымъ образомъ приглашали къ себ перв йшіе братчики, кланяясь ему въ ноги, просили его, чтобы онъ оставилъ меня. Когда же онп не вынудили у него согласія на ото,—просили его, чтобы онъ хоть на время куда нибудь удалился.— Онъ спрашивалъ: а что сд - лаете съ Рутскимъ?— Они отв чали: мы им емъ удобное средство устранить его, (*)) CJOBO .,славословіе" въ тексі замарано, на .,хшалите". и оно было сл дующее: на Великое Славовловіе (*) им лъ выйти архимандрптъ въ полномъ облаченіи и взять съ собою ^іепя; церковь им ла быть паполнешіою братчиками. Архимандритъ должеиъ былъ пихнуть меня въ толпу, сказавъ: „иди воиъ, еретикъ," а толпа должна была схватить меня и, передавая другъ другу, оииим ли выпроводить меня за дверь и тамъ распорядиться со мною по своему усмотр - нію тоже должпо было посл довать и съ т мъ, кто р шился бы вступиься за меня.—За т мъ им ло придти изв стіе о случившемся въ наши церкви, и оп должны были поступить во влад ніе братства. Протопопъ, зачинщикъ всего этогог д ла, склонилъ къ этому большую часть буршістровъ. и вм сто того паппсано слово /audes, собсівсипо
Стр.1
— 201 — prosz^c, zeby sam przybyt; odpisat ^atuj^c tego barzo, a ii sain przybyc niemogt, wskazat w tey sprawie procedowac in omni vigore. Do x. biskupa do Szeszot na съЦ noc wystalismy, prosz^c dla Boga, zeby przybyt; wymowit si?, ze lekarstwa brae miat, ale pisat do x. suffragana sufficienter, kazat si§ jurisdictii swojej ruszyc jako na gwatt, gdyby Zygmnnta zamkowego glos ustyszalo. To uczyniwszy szlismy na ratusz w sobot§, gdzie gtowna schadzka byta burmistrzow. i braci, byi tei z nami Przeiozylismy: p. Morochowski imieniem WM., ja swoim i x. Piotr, dalismy i imiona tych cem Jozaphatem na pismie. Wzieli si§ tak goraco za to, ze tego dnia az . ., dziesi^tey na potzegarzu pocz^wszy na tey sprawie siedzieli, potym саіц, noc wacht§ na ratuszn mieli, do archimandryta postali, zeby do nich przyszedj, a gdy sie wymawial, powiedziec ran dali, zeby czerncow zadnych nie strzygj; a miat to tegoz dnia w niedzie]^ jednego schizmatyka, przed tym naszego wychowanca, postrzygac. Urz^d grocki ostrzej mu jeszcze powiedziat: jesliby przy Sw. Trojcy albo u inszych cerkwi cokolwiek buntow dzia6 SIQ miato— was wprzod jak psow w sztuki por^bamy. I tak ono wesele tych bezecnych krzywoprzysi^zcow obrocita si§ im i bratczykom w smutek. Sk^d WM. Мы узналп объ утомъ изъ гродскаго управлшія только за два дня до воскресенья, въ которое такре злод яніе дожно было совершитья, Г. подвоеводій сейчасъ же далъ о томъ знаіі'ь г. воевод , находившемуся еще неподалеку, прося его, чтобы онъ самъ прибылъ. Воевода отв чалъ, очень сожал я обо всемъ; а поелику самъ опъ не могъ прибыть, то прпказалъ своему помощнжку д йствовать въ этом7> случа со всею строгостію. На всю ночь мы іюслали гонца въ Шешолъ къ ксеидзу бпскупу, прося его ради Бога прибыть. Онъ отказался, потоліу чтопам ренъ былъ пришшать л карство, но писалъ къ к. суффрагану и приказалъ, чтобы все его в домство двинулось какъ на гвалтъ, какъ скоро послышится звопъ Сигизмупда кр постнаго. Сд лавъ это, ыы отправшшсь въ ратушу— въ субботу, гд была главная сходка бурмистровъ. Мы заявили обо всемъ— г. Мороховскіп отъ именп вашей милости, я отъ своего и всей братіи; былъ также съ нами и ксендъ Петръ (Аркудій?), мы показали также имена этихъ а Іосафатъ на буыаг .—Они такъ горячо иринялись за д ло, что въ этотъ депь до десяти часовъ вечера просид ли за нимъ, зат мъ всю ночь держали въ ратуш караулъ. Посылали къ архимандриту п звали его къ себ ; когда же оыъ отказывался явиться,—сказали еыу, чтобы онъ нс постригалъ никого въ монахи: въ этотъ день—въ воскресенье онъ им лъ постригать одного схизматика, пашего воспитаинива, а гродское управленіе еще внушительп е зам - тило ему, что если подл Св. Тройцы пли другихъ церквей произойдутъ какіе либа 26
Стр.2
— 202 — rozumied snadnie moiesz, w jak ci§ikiej toni bylismy, ale i teraz jeszczesmy nie przeptyneli. Archimandryta w sobote miat Boz^ stuzbe, gdzie WM. wo pierwych nie pominat. Tegoi dnia w wieczor p. Morochowski imieniem WM. zakazal mu wszelkie exercitium stanu duchownego, zakaza} braci, ieby go nie byli poslaszni, poniewaz on WM. postuszenstwo wypowiedziat. Toz mowit ciernicom, a wtasnie trafito si§ to po proszczeniu po powieczernicy, tamie ihumenia i kuchmistrzowna cz§stowata archimandryte .. . jak biesa widal, iako mowiji, wielce si§ strwoiyl. Burmislrzowie to pozwolili, przyczyn§ powiedzielismy, wprzod damy, nizbysmy ie w protestacy^ (?) postuszeiistwo pasterzowi naszemu wypowiedziat; declarowalismy si§ przy tym, ie go w monasterze jako adwersarza m\e6 nie cheemy. P. Morochowskiego bytnosc nam wielce potrzebna byta, a to dla tego, ie byt umyslnie WM. na te sprawe deputowany, w czem mu popi fidem elevabant, prosz^c kredensu i drugim udaj^c, ze do urzednikow tylko przyjechat. Pana Boga chwalimy, ze sie tak state. Monastera za Boz^ pomoc^ ochronimy. A WM. o popow przemyszlac racz, a zniemi sprawa snadniejsza. Oddawam zatem swym imieniem i braciei swey w task^ WM. mego mitosciwego pana; bracia wszystka w tych turбунты,— васъ первыхъ, какъ собакъ будемъ рубить въ куски. Такимъ образомъ это веселіе этихъ безчестныхъ клятвопреступниковъ обратилось имъ и братчикамъ въ печаль. Отсюда ваша милость легко можете понять, въ какой глубокой бездн мы находились, и теперъ мы еще ее не переплыли. Архимандритъ въ субботу совершалъ Божественную службу, и на ней не поминалъ вашей милости—на „вопервыхъ." Вечеромъ того же дня г. Мороховскій отъ имепи вашей милости запретилъ ему отправлять вс духовныя обязанности, запретилъ братіи повшюваться ему, поелику онъ самъ отказался повиноваться вашей милости. О томъ же говорилъ онъ и монахинямъ по прощеніи (въ Сыропустную нед лю) посл повечерія, тамъ же игуменія и трапезпіща угощали архимандрита когда б са увид лъ, то, какъг говорятъ, очень встревожился. Бурмистры прежде дадимъ, ч мъ это допустимъ; мы указали ту причину, что ... . оиъ отказался яовиноваться нашему пастырю, при этомъ мы объявили, что не хочемъ держать его въ монастыр , какъ ііротивника, Присутствіе г. Мороховскаго намъ было весьма нужно; потому что онъ нарочно присланъ былъ вашею милостію на это д ло въ качеств депутата.— Но простые свящешшки не признали его депутатомъ н требовали удостов ренія, зав ряя другихъ, что онъ прибылъ по д - ламъ къ св тскимъ чиновникамъ.—Слава Богу, что такъ кончилось. Монастырь при Божіей помощи защитимъ. А ваша милость подумайте о священникахъ: съ ними легче справиться. Поручаю себя и всю
Стр.3
— 203 — baciach statecznie przy mnie stata i gotowi extrema pati, mato nie codzienn spowiadali si§, gotuj^c si§ jako na smierc, to czynili. Z Wilna 14Decembra, anno 1608. WM. m. m. p. najnizszy sJuga i bohomolca Jozeph Wielamin Rutski. Собственноручное пгісьмо Вельямша утскаго, нашсанное на бумажиомъ полулист , весьма ветхо. мою братію вашеіі мп.юсти. Братія вся БО время сихъ волненій постояпно была на моеіі сторон п готова была терп ть до посл днеіі степени, почтп каждый день испов дывалпсь, приготовлялись какъ бы къ смерти. Вильпа 14 Декабря 1608 г. Покорн йшій слуга п Богомолецъ Іоспфъ Вельяминъ Рутскій. 89. 1608 г. Декабря 23. Заявленіе РутскагоВиленскому магнстрату отомъ, что православное духовенство г. Вильны наіі ревается возвратить себ православныя церквж. *Szlachetni panowie burraistrzowie, rajce, iawnicy i wszyslka rada miasla Wilenskiego. Opowiadam si§ w. mosciom na lud pospolity, mieszczan Wilenskich, do bractwa nowego cerkwie Sw. Ducha, jako oni nazywaja, wpisnych, a mianowicie na Siemiona Krassowskiego, Piotra Kopcia, Isaka Wolkowicza, iz oni niepomn^c na bojazii Boz^, i na srogosc prawa, pod ktorym siedz^, a wzijjwszy przcd si§ zty umyst, a maj^c juz tractaty z Barttomiejem Szaszkowskim, protopop^ bywszem, i z innymi popami sobornemi, odst^pcami jednosci sw. i zwierzchnosci j . m. metropolita Kijowskiego, na zaci^gnienie cerkwiej w miescie tutejszyra ... . zmowe uczynili z Samuelem Sienczitem, bywszem archimandritem, jakoby monaster i cerkiew Trojce Sw., zawsze do tych miast z kosciotem Rzymskim bed^e^, sobie gwattownie przywtaszczyc i w possessij^ wzi^c •-''Шляхетные господа бурмистры, радцы, лавшіЕИ и вся рада г. Вильны. Заявляю вашпмъ милостямъ о вс хъ людяхъ — Виленскихъ м щанахъ, вппсавшихся въ братство при иовой церкви Св. Духа, какъ они называютъ себя,—въ особенпостиже о Семен Ерассовскомь, Петр Копт п Исаак Волкович , что они, забывъ страхъ Божій и строгость закоповъ, которымъ должны подчшіяться, предприпявь злое наіі реніе и условившись съ Вар олом емъ Жашковскимъ , бывпіимъ протопопомь, и съ другими соборпыми свя_ щелпикамп—отступппками отъ св. упіи и противниками властп его милости отца митрополита Кіевскаго ... . отпосптелыіо 26*
Стр.4
— 204 — mogli, rugowawszy mnie wprzod st^d sposobami, jakie juz oni uradzili byli i tych, ktorzyby przy mnie by6 chcieli, a nastrzygszy nowych czerncow schizmatikow, z czym si§ same osoby pomienione jednemu z ojcow monastyra naszego Jozaphatowi imieniem odkryli, namawiaj^e go, aby przy nich stat i powiadajqc rozlanie krwie bliskie. Ja tedy b§dqc tu na ten czas na miejscu j . m. metropolity Kijowskiego, pana i pastyrza mego, obawiaj^c si§, ieby milczeniem moim jednosd sw., wtadza j . m. duchowna i cerkwie, pod postuszenstwem j . m. b§dq.ce, uszczerbku jakiego nie odniesli, W. mosciom, jako obroiicom kosciotow Bozych i strazom pokoju pospolitego, to donosze, imieniem j . m. ojea metropolity protestuj§ sie. оттиснутой на бумаг , положенной на красный воскъ. занятія церквей въ зд шнеыъ город ... . заключили уговоръ съ Самуиломъ Сенчиломъ, бывшимъ архимапдритомъ, о томъ, чтобы моиастырь и церковь Св. Тройцы, всегда до настоящаго времени бывшую въ св. уніи, насильственно взять въ свое влад ніе и присвоить себ , и прежде всего— выгнать меня оттуда средствами, заран е обдуманными, а вм ст сомною и вс хъ,пожелавшихъ остаться на ыоей сторон ,—постричь новыхъ черпецовъ схизматиковъ,— что сами означенныя лица открылиодному изъ братіи монастыря Іосафату, уговаривая его, чтобы онъ держался ихъ сторолы и лредрекая им ющее вскор проиPisan w Wilnie roku P. 1608, m. Decembra 23 dnia. Вьтись гізг Виленскихъ магистратскихъ книгъ, скр пленная печатью, зойти кровопролитіе. Будучи зд сь въ то время пам стникомъ его милости отца митрополита Кіевскаго, господина и пастыря мосго, и боясь, чтобы молчапіемъ своимъ не принести ущерба св. уніи п власти духовной его милости и церквамъг находящимся подъ его управленіемъ, я доношу обо всеыъ этомъвашимъ милостямъ, какъ защитникамъ церквей Божіихъ истражамъ обществепнаго спокойствія и отъ имени его милостпотца ыитрополита протестую. Іосифъ Веліяминъ Рутскій, нам стникъ Кіевской митрополіи, властною рукою. 1608 г. 23 Декабря.
Стр.5