ДОКУМЕНТОВЪ
ОШСЯШІШ П ИСТОРІИ C1iBEPO-3A0UH0M РШ
ИЗДАЕАЕИЫЙ
Ш УПРАВШШ ВІШСШО ШНАГО ОШГА.
ТОМЪ ДЕВЯТЫЙ.
•
-
•
Печатня О. Бдюмовича.
IST'O.
Стр.2
• ^
ДОКУМЕНТОВЪ
втшідая и ИСТОРІИ ШЕРо-яіііиий РУСИ
ІІЗДАВАЕМЫ
W.
ПРРЖАВШШ БИЛЕНСКАГО ШНАГО ОКРУГА.
ТОМЪ ДЕВЯТЫИ.
в І І л : іэ ьз: ^^.
Печатня 0. Блюшовича, на Рудницкой ул. въ д. Огинскаго Ш 202.
І ГО.
Стр.3
Т. вШевятыйтомъ Археографическаго Сборникавм щастъ въсеб : Л тоииси, н.ін
Хроники двухъдревн йшихъ, первоначально ІІравославныхъ, а потомъ уніятскихъ,
монастырей—Супрасльскаго и Коложскаго (Литовской епархін). Мысль нздать этотъ
Сборникъ (монастырскій) принадлежитъ б. попечнтелю Виленскаго учебнаго округа
И. П. Корнилову и возникла по поводу предпрннятаго имъ въ 1867 г. художественно-литературнаго
изданія памятниковъ Православной м стной старины. По его
предлолсенію и при сод йствіи б. ректора Литовской Семннаріи, нын Ковенскаго
Преосвященнаго Іосифа, извлечены былн изъ богатаго архнва Супрасльскаго
монастыря документы п д ла, на основаніи которыхъ иечаталась обширная
статья ^ о Супр. монастыр арх. Модеста. Стараніемъ И. П. найдена была,
затерявшаяся было, рукошісь, подъ названіемъ: Chronilca lawry Supraslskiey,
пересланная б. Супрасльскимъ настоятелемъ Кургановпчёмъ арх. ГГавлу, б. ректору
Рижской семннаріи '2
иисьма. Присличеніи ея сьчерновыми извлеченіями изъ докуыентовъ монастыря,
храняіцимиоя въд л подъ Л1
). Эта руконись состоитъ изъ 92 листовъ польскаго четкаго
? 15 ^ оказалось, что онасоставлена иоэтимъизвлеченіямъ.
Многія извлеченія вошли въ нее дословно, или съ незначительными
иерем нами и при этомъ привсдены въ хронологическій порядокъ. Кром того
въ нее віпісаны: 1) многіе документы 4
); 2) н которыя св д нія и мн нія 6 мм.
1) Литовскія Еиархіальныя В домости, №КІ 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 19 за 1864 г., 3—5 за 1865, и
въ н сколышхъ №№ 1866 г.; въ посл днихъ, впрочемъ, разсказывастся о Супрасльской епархіи и о ВилеЕской
главной сеынпаріи. Стятья архимандрита Модеста вышла потомъ въ вид отд льнаго оттиска
и составляетъ библіографнческую р дкость. На основаніи же докумеятовъ, прннадлежащпхъ архиву
С. монастыря, г. Бобровскій въ своихъ „Матеріалахъ для гсографіи п статистики Россіи" составилъ историческую
зам тку (1023—1033) о С. монастыр , не вполц согласную съ документамп. Вотъ и вс
бол с подробныя пзв стіа о С. монастыр . 0 С. монасіыр попадаются сще б глыя зам чавія у
іюльскихъ бпбліографовъ Вишневскаго (въ VI н VIII т.), Іохера (I т.), У Балинскаго (III т.); въ
Encyklopcdya Powszeclma (т. 24, 330, 331 стр.). Въ Матеріалахъ г. Бобровскаго можно читать о нын шнемъ
вид церкви и ыопастыря,—о древней святнв , уц л вшеи зд сь (стр. 1030—31).
2) Вотъ отрывокъ письма б. насюятеля С. монастыря Кургановпча къ Евстафію Піевичу ТишкоВіічу
ОТЪ 18 Октября 1853 Г. Mocno zalui? iz inney wiadomosci zakommunikowae nie mogij, procz tey iaka
si? znayduie w inwcntarzu klasztornym w 1829 roku spisanym i ta obiasnia tylko upadek drukarni Supraslskiey
*); szkoda ze nie zwrocit mi opat y rektor Ryskioy seminarii x. Pawel Dobrochotow kroniki tuteyszego
klasztoru, ktora mu w minionym roku na iego rzqdaQie postaiem. **)
3) Д ло, заключающее краткія извлеченія изъ документовъ С. Благов щенскаго монастыря, начнная
съ 1500 г.
4) Далеко не вс . Документы подъ №№ 4, 5, 22, 36,72. вішсаны русскниъ письиоиъ, а подъ Шб 2,
3, 16,17,18, 34,48, 49, 51—польскігаъ.
*) Напечатана подъ Л: 124.
**) На рукописи Хропики на иервыхъ листахъ наиисано: „цзъ Суарасіьскаго 2 класса монастнря,
по отзыву о. ректора Рязской семннаріи архиыаидрита Павла отправлено по почт въ правленіе оной
Стр.5
247 —
Kolendzie y Bartbmieiowi Miniewskiemu
wikaremu Supraslskiemu, o naiachanie na
wies Oleszki (a Domino Joanne Zaleski Capitaneo
Surazene), do starostwa .Surazskiego
nalez^cey, y o zabranie Ostapka soltysa
violenter, ze wszystkim jego gospodarstvvem,
a ten chbp prawdziwy by} poddany
Supraslski, o ktorego w Grodzie Branskim
agitowala si? sprawa.
R. 1673, die sabbato anteD-nicam Invocavit
quadragesimalem, w grodzie Branskim
manifestowal si? x. Bartlomiey Miniewski
wikary Supraslski napp. Kazimierza Wilkanowskiego,
Jana Szczawinskiego y stag
ich, ktorzy post I)-nicam septuagesimam feria
5-ta, przybrawszy sobie potenta suis
comprincipalibus et complicibus in numero
quindecem sibi melius notis, wazyli si?
przeciwko prawu pospolitemu naiachac
armata manu na Topilec, folwark Supraslski,
w niebytnosci ekonoma, a tam furiae
nieprzyiacielskie stroic, ztamti\d do Baciut
takim ze sposobem przybywszy, slugi
jw. jmx. Cypryana Zochowskiego e-ppa
Witebskiego, koadjutora arcybiskupstwa
Polockiego, potr^cali y skomatycznie dyffamowali.
R.
1673, d. 24Marca, przywiley krola
Michala, копГігтицсу y approbui^cy
tak krolow Wladystawa, iako y krola Jana
Kazimierza, dane Supraslowi na cerkiew
Tykocinsk£{, na dwie wloki y place,
do niey nalezace, przywileie.
іфсстьянинъ въ самомъ д л былъ Суііраслъскимъ
подданнымъ , о которомъ
въ Брянск велось д ло.
1673 г., вт. субботу иервон нед ли
B. поста, въ Брянскомъ грод замвнлъ о.
Вар. Мпневскій, С. викарій, на іт. Ка;шміра
Вплькановскаіо, Ивана Щавннскаго
и слугъ ііхъ, которые въ шітницу
іюсл нед ли о Блудномъ сып , съ свонми
помощннкамп и участникамн, въчисл
имь лучше пзв схномъ, осм лились, вопреки
общественнымъ законамъ, вооруженно
на хать на С. фольварокъ Тоішлецъ,
въ отсутствіи эконома, и іюказывать
тамъ враждебное неіістовство. A
оттуда прыбывъ въ Батюты, они поколотили
слугъ его м. о. Еипріана Жоховскаго,
еписЕОпа Витебскаго, коадъютора
Полоцкаго архіеііископства, и позорно
безславили.
— 24 Марта, иривилей к. Михаила,
іюдтверждаюіцій и одобряющій данные
C. монастырк) королями Владиславомъ
и Яномъ Казиміромъ привилеи на Тыкотинскую
церковь, на дв уволоки н
на плацы, къ ней придадлежащіе.
1673 г. Марта 24. Отрывокъ :!:
) привилея, даннаго к. Михаиломъ G. монастырю, въ
подтвержденіе привилеевъ Владислава и Яна Казиміра, на Тыкотинскую церковь.
\ і?с zeby te przerzeczone place y inne,
do cerkwie Tykocinskiey w unij S. b?г|!
Посему,
чтобы эти вышесказанные
плацы п другіе, присовокупленные къ
) Въ актахъ Виженсвой К., (т. Істр. 144—147) паиечатапъ подтвердііте.іі)НЫІ1 прпвітлеп к. Мнхапла,
огт. 17 Апр ля, слоію въ слово такоЛ же, какъ и пом щенный въ л топпсп подъ 24 Марта,
кром окоичапія, коюрое п юзі щаемъ.
Стр.1
— 248 —
djicey inkorporowaue, in pacifica et quieta
posessione zawsze zostawaly y kaptan tameczny
teraznieyszy y na potym b§d^cy
do nieslusznych podatkow^ sktadek, exakcyi
y wazelakich in genere niepowinnych
ci§iarow , aby nie byli niecessytowani >
aggrawowani, miec wiecznemi y nieodzownemi
czasy chcemy, y tych, ktorzy
by contravenirent woli naszey, sub paenis
nostris arbitrarijs napominamy. Na co
dla lepszey wiary r^kq si? naszq podplsawszy,
piecz^c w. x. Lit. przycisn^c rozkazalismy.
Dan w Warszawie, dnia XXIV
mCa Marca. Roku Panskiego MDCLXXIII.
Panowania naszego IV roku. Michal krol.
ТЫКОТИНСКОЙ церкви, пребывающей въ
св. уніи, всегда оставались въ мирномъ
и сшжойномъ ся влад ніи, и чтобы тамошній
священннкъ, нын шніа и потомъ
им ющій быть, не принуждаемы
былн къ ненадлежащимъ податямъ .
складкамъ, вымогательствамъ, и необременяемы
были всякаго рода налогами,
на в чныя, невозвратныя времена желаемъ
того и къ тому уб ждаемъ, подъ
угрозою опред ленныхъ наказаній т мъ,
которые бы шли противъ нашен воли.
На что, для лучшей в рности, подписавъ
нашею рукою, мы ириказали приложить
нашу печать в. к. Л. Данъ въ
Варшав , 24 Марта, 1673 г., царствованія
пашего 4. Михаилъ король.
R. tegoi 1673, d. 7 Aprila, drugi
przywiley, od tegoz krola Michata otrzymany,
approbui^cy przywileie krolow Wladystawa
y Jana Kazimierza na cerkiew
Tykocinskq, іпкогрогицс ia wiecznemi
czasy do tawry Supraslskiey, otrzymany
w Warszawie, ktory de verbo ad verbum
tak si? w sobie ma, iako y pierwszy, wyzey
przepisany; przy koncu tylko niektore
addytamenta s^ odmienione.
— Maia d. 27, przywiley na ідкі, alias
biota, y na wolny wst^p do rzeczek Sokolskiego
lesnicta, dla Jowienia ryb, od
krola Michala dany Supraslowi, y list
podawczy przy tymze przywileiu, aktykowane
sq wgrodzie woiewodztwa Nowogrodzkiego,
ktorych extrakty tak si§ w
sobie maiq, Ruskim pismem:
— 7 Апр ля, другой иривилей, отъ
того же к. Михаила полученный, іюдтверждающій
привилеи к.к. Владислава
и Яна Казиміра на Тыкотинскую церковь,
присоединяющіе ее къ С. лавр
на в чныя времена, который слово въ
слово такой же, какъ и выше наішсанный.
Въ конц только н которыя прибавленія
перем нены *).
— Мая 27, привилей, данный к. Михаиломъ
С. монастырю на луга, или болота,
и на свободный доступъ кър камъ
Сокольскаго л сничества для ловлн рыбы,
и вводный актъ при томъ же привиле
, внесены въ акты воеводства Новогородскаго,
выписи коихъ сл дующаго
содержанія, на Русскомъ язык :
1) См. Акта В. К. т. I, стр, 146—7.
Стр.2
— 249 —
fl
9
— Мая 27. Выпись изъ книгъ гродскжхъ Новогородскихъ привилея, даннаго к.
Михаиломъ G. мопастырю на свободное рыболовство въ р кахъ Сокольскаго л о
ничества и на луга.
К. Михаилъ, по представленію С. монаховъ, что они, по уставу, не дятъ мяса, дозволплъ ииъ ловить
рыбу во всемъ Сокольскомъ л сничеств и далъ монастырю болота, или луга, насупротивъ
монастыря.
Л та отъ Нарожденя Сына Божого
тысеча шесть сотъ семдесятъ третего,
м сяца Мая двадцать семого дня. Ыа
урад кгродскомъ, вь замку государскомъ
Новгородскомъ,ііередомноіо Крыштофомъ
Керсновскимъ, подвоедимъ Новгородскимъ,
отъясне велмояшого его м,
пана Дмихра Самуеля Полубннского, воеводы
Новгородского , постаиовившися
очевисто слуга ясие велмолшого въ Боз
превелебнаго его ы. ксендза Коленды,
метрополиты Киевского, Галицкого
и всея Руси, ианъ Мац й Шервинскій
опов даль, покладалъ и ку актыкованю
Michat, z Bozey taski, krol Polski, wielki
xiqie Litewski, Ruski, Pruski, Zmuydzki,
Mazowiecki, Podlaski, Wotynski, Kijowski,
Podolski, Inflantski, Smolenski,
Siewierski, Czernichowski. Oznaymuiemy
tym listem przywileiem; naszym, komu
o tym wiedziec nalezy. Doniesiono nam
iest przez pp. rad y urz?dnikow naszych,
przy boku naszym na ten czas b^d^cych,
imieniem wielebnego Gabriela Kolendy
metropolity Kijowskiego, archymandryty
Supraslskiego, y wszystkich oycow klasztoru
Supraslskiego, prozba, abysmy тащс
w respekcie religiosam onych observantiam,
ex quo nie iadai^ mi?sa, wstgp do
rzeczek ekonomiey naszey Sokolskiey, tudziez
widz^c necessitatem przyJ^czenia blot
pewnych, ex opposite monastyra Supraslдо
книгь кгродскихъ Новгородскихъ уписати
далъ привилей наясн йшого короля
его м. Михала, пана нашого милостивого,
на речь въ немъ ниясей мененую,
ясневелмоясному въ Боз превелебному
еіо м. ксендзу Коленд метрополит и
въ Боз велебнымъ отцомъ базыліаномъ
кляштору Супрасльского, служачій, который,
лодаючи до актъ, просилъ, абы
тотъ привилсй до книгь кгродскихъ Новгородскихъ
принятъ и вписань былъ;
яколсъ уписуючи въ книги, слово до слова
такъ се въ соб маетъ:
Михаилъ. Божьею милостію, король
польскій и up. Обьявляеыъ симъ листомъ
привилеемъ пашимъ, кому о томъ
в дать надлежитъ. Долоясена намъ нашими
панами сов тниками и урядниками
нашими, въ то время бывшими при
насъ, отъ ішени преосвящ. Гавріила Коленды,
м. Кіевскаго, архимандрита С.
и всея братіи С. монастыря просьба о
томъ, чтобы мы, принимая въ уваженіе
ихъ монашеское правило , по которому
они не дятъ мяса, дозволили им ть доступъ
къ р чкамъ въ экономіи нашей
Сокольской, а такясе чтобы мы, видя необходимость
присоединенія изв стныхъ
болотъ, находящихся насупротивъ С.
монастыря, которыя, no дальности разстоянія,
не приносятъ Сокольской эко
Стр.3
— 250 —
skiego b^d^cych, ktore ob distantiam loci
nulli usui ekonomiey Sokolskiey, y skarbowi
naszemu przez onych odeyscie zadna
szkoda dziac si? nie moze, dla wygody
domowey siana y paszy pomienionym
zakonnikom pozwolili y do monastyra i
Supraslskiego wiecznie przyJ^czyli. Jakoz
do tey prozby, iako stuszney, laskawie si?
sktoniwszy, ch?tnie to im, iako btota,
ktore przez urodzonego Cypryana Pawla
Brzostowskiego, referendarza w. x. Lit.,
economa naszego Sokolskiego, wydzielone
y odlqczone b^d^, conferuiemy, tak
y wst§p do rzeczek Sokolskich, dla lowienja
ryb pozwalamy y do klasztoru Supraslskiego
przyl^czamy. Ma y wolen b§dzie
wielebny Gabryel Kolenda, metropolita
Kijowski, archynandryta Supraslki, y
po Dim nast?pui^cy sukcessorowie, takze
y wszyscy oycowie bazylianie, w unij s.
klasztoru Supraskiego b^d^cy, btota kosic,
trzymac, uzywac, wrzekach ryby towic
y iako swoi^ wtasnosciq, bez zadney
ni od kogo przeszkody, dysponowac—wiecznemi
czasy, A dla approbaty tego przywileiu,
od nas konferowanego, docaley rzeczypospoJitey,
na przyszly seym remittimus,
y nato^my dali ten nasz przywiley, do
ktorego piecz?c w. x. Lit. przycisn^c roskazalismy.
Dan w Warszawie dnia XXI
тіезцса Aprila, r. Panskiego MDCLXX1II,
panowania naszego IV roku. Michat krol.
A печать его к. м. болыпая, маестатовая
в. к. Л. притиснена. На томъ же
привилею приписокъ въ тые слова: „доступъ
къ р чкамъ Сокольскимъ и присоединеніе
болоть къ монастырю оо. базиліанъ-унитовъ
С. монастыря". Который
тотъ привилей его к. м., пана нашого
милостиваго, за поданемъ оного до
актъ черезъ особу верху мененую, до
• книгъ кгродскихъ Новгородскихъ естъ
Przywiley iest podeyrzany, a listu podawczego
originalu w archiwum niemasz,
tylko extrakt z grodu Nowogrodziego, ktoиоміи
никакой пользы, и нашему хозяйству
не можетъ быть никакого убытка
отъ того, если они отойдутъ, на в чныя
времена присоединили къ С. монастырю,
для домапшяго удобства въ с н п пасті
бищ . И мы, мнлостиво склонивиіись на
эту просьбу, какъ основательную, охотно
имъ уступаемъ какъ болота, которыя
будутъ выд лены и отд лены нашиыъ
Сокольскимъ экономоыъ, благороднымъ
Кипр. П. Бржостовскпмъ, референдаріемъ
в. к. Л., такъ и доступъ къ Сокольскимъ
р чкамъ для ловли рыбъ им ть имъ дозволяемъ
и присоединяемъ къ С. монастырю.
Им етъ и воленъ будетъ пр. Г.
Коленда, м. Кіевскій и архим. Супрасльскій,
и его преемники, посл него будущіе,
также и вс оо. базиліяны, состоящіе
въ уніи, С. монастыря, болота косить,
держать и употреблять, въ р чкахъ
рыбу ловить и иа в чныя времена
располагать ими, какъ своею собственностію,
безъ всякого отъ кого либо
препятствія. А утвержденіе этого привилея
откладываемъ на будущій сеймъ
всей р чи посполитой, и на то дали сей
привилей, къ которому вел ли и печаті.
нашу приложить. Дано въ Варшав 21
Апр ля—1673 г. и пр. Михаилъ король.
уписанъ, съ которыхъ и сесь выписъ
подъ моею врадовою печатію ясне велможному
въ Боз превелебному его м.
кс. Кгабрыелю Коленд , м. Кіевскому,
Галицкому и всея Руси, архимандрит
С, и вс мъ велебнымъ оо. базыліаномъ
кляштору Супрасльского естъ выданъ,
Писанъ въ Новгородку. Владйславъ Вольскій,
лисаръ.
Привилей подозрителъный , a поа;.линника
вводнаго акта н тъ въ архнв ,
только извлеченіе изъ книгъ гродскиіъ
Стр.4
— 251
ry de verbo ad verbura tak si§ w sobie
ma:
Tedy z^damy y miec po wiernosci
waszey chcemy, abyscie na te mieysca
zjachawszy y one wymierzywszy y ograniczywszy,
zeby w puszczy w drzewie, y
w ost^pach w zwierzu zadney nie bylo
szkody, wielebnym oycom bazylianom
Supraslskim w moc, w dzierzenie y realщ
posessyq, stosuiqc si§ we wszystkim do
przywileiu naszego, nieodwlocznie podali...
Za opactwa tego Kolendy metropolity,
wielkci klasztor Supraslski cierpiat
krzywd?. Zakonnicy bez habitow chodzili,
plaszczami zakonnemi albo mantiami
miasto habitow, rozpory na r§ce
porobiwszy, odziewali si?, w iedzeniu y
napoiu wielk^ mizeryq ponosili. Wodk?
prosti} dla xiczy garncami kupowanq.
Miodu swego w klasztorze nie sycono,
ale u zydow tak dla przyigcia gosci^ iako
y dla siebie, beczkami y garncami
brano za gotowe pieni^dze; do zakrystiy
wino takze garcami po roznych mieyscach
kupowano. Gale wierutna byla ruina mieysca
tego swigtego, bo tez y wlosc cala
tak byta zdezelowana (iak starzy zakonnicy
reforowali), ze tylko trzy sochy wotow
zostalo we wszystkich dobrach klasztornych.
W prawach zostawat nieustannych,
tak po trybunatach, iako tez po
ziem'stwach y grodach, a to wszystko
dzialo si§ kosztem klasztornym, przez cate
lego zycie na opactwie Supraslskim. Traktamenta
nieustanne z tr^bami y z hukami
odprawowaly sig przy ustawicznych zjazdach,
co wielk^ dla klasztoru przynosito
n^dze y ucisk, a ztqd naywi§ksze bylo
utrapienie temu mieyscu, ze z calym dworem
swoim zawsze rezydowal, bardzo
Новгородскихъ, слово въ слово сл дующее
<):
И такъ, желаемъ и хочемъ отъ в. м.,
чтобы вы, прибывъ на то м сто, изм -
ривъ п ограничивь его, такь, чтобы не
было никакого вреда —ни въ пущ дереву,
ни въ ловахъ зв рямъ, безотлагательно
подали во власть, держаніе u д йствительное
влад ніе преп. оо. С. базыліанамь...
Въ
архимандрнтство того ы. Коленды
С. монастырь терп ль великую нужду.
Монахи ходили безъ рясъ, од вались
въ мантіи, илп монашескіе илащи, вм сто
рясъ, под лавъ въ нихъ дыры для рукъ;
въ пищ и питіи переносили велнкій недостатокъ.
Для свяіденниковъ водку покупали
гарнцамй. Своего меду не сытили
въ монастыр , а брали у евреевъ бочками
и гарнцами за деньги, какъ для принятія
гостей, такъ и для себя. Для діаконика
вино покуиалось гарнцами въ
разныхъ м стахъ. Почти несоми нно было
разореиіе этой св. обители; іюхому
что и вся волость такъ было опусх ла
(какъ сказывали можплые монахи), что
быковъ осталось во вс хъ монастырскихъ
нм ніяхъ только на три сохи.
Онъ находился въ постоянныхъ процессахъ,
такъ въ трпбунальныхъ, какъ
и въ земскихъ и гродскихъ судахъ; a
все д лалось на средсхва монастырскія
во все время его жнзни на Супр.
архимандритств . Совершалпсь безпресханныя
угощенія, съ хрубаміі и криками,
при посхоянныхъ съ здахъ, чхо
ириносило монасхырю нищеху и х сноту;
а найболыпе мученія монасхырь
им лъ охъ юго, чхоонъ всегда пребы1)
К. Михаглъ, объявляя своему эксшому Бржостовском}- о иривиле , данномъ С. ыонастырю,
прпі азываетъ с,і; лать ему вводъ во влад ніе. Печатаемъ пзъ королевскаго ириказа уіеловіе, подъ
которымъ моыахамъ іюзволено занять лугіа и ловиіь рыбу.
«і q *
Стр.5