Александр Иванович Куприн
В клетке зверя
Текст сверен с изданием: А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 5. М.: Худ.
литература, 1972. С. 213 -- 216.
У меня был в Гатчине один настоящий друг -- содержатель панорамы и зверинца, со входом в
тридцать коп. для взрослых и пятнадцать коп. для детей и солдат.
Зверинец, правда, состоял из одного только боа-констриктора, скользкого, ленивого, холодного,
объевшегося животного, страдавшего вечным запором. Его выползень до сих пор хранится у меня на
стене в виде чешуйчатого прозрачного чехла, полутора сажень длины. Многое мне этот змеиный
укротитель рассказывал во время перерывов между представлениями, а также в пивной поздним вечером,
по окончании панорамы, и у меня дома, и среди игры на бильярде.
Он мне говорил о том, как у Гагенбека в Гамбурге дрессируют тюленей, львов, слонов и
дикобразов. О том, что любая мышь слушается тонкого звука, произведенного втягиванием воздуха
между сжатыми губами: этот звук издают крысиные вожаки, как сигнал к вниманию. О том, что любого
слона можно навеки задобрить, давая ему понемножку, в продолжение недели, жевательного английского
табаку, который продается в прессованном виде. Этого лакомого угощения слон никогда не забудет, и
узнает вас хоть через пять лет, и затрубит вам навстречу.
И вот однажды мы разговорились с ним о закулисных цирковых драмах. -- ...Да, да, да,-- сказал он
задумчиво.-- Мне тоже приходилось читать рассказы из цирковой жизни. Все это неправда. Самый
любимый мотив у писателей -- это непременно месть покинутой женщины: подпиливается проволока,
тушится не вовремя электричество, лошади дают отраву и так далее...
Конечно, неправда. У нас, у цирковых людей, совсем нет профессиональной зависти. Понимаете?
Ежеминутный страх разбиться, искалечиться, быть укушенным или даже растерзанным -- понимаете? -этот
страх парализует всякую ревность. Если я тебе не помогу -- ты мне тоже не поможешь... А наши
женщины, вопреки вашей беллетристике, очень целомудренны и прекрасные матери и жены. Да ведь и то
сказать... Ежедневная тренировка... Вечером работа в манеже, постоянное напряжение мускулов, потение,
цирковые сквозняки, профессиональные ревматизмы... какой же тут темперамент? Еще у клоунов, именно
у шпрех-клоунов -- потому что они похожи немного на актеров -- есть что-то вроде ревности, зависти и
мести. У борцов -- конечно. Но мы их презираем. Разве это искусство? Понимаете?
Но бывают случаи... Бывают, бывают... Благодарю вас. За ваше здоровье! Бывает так, что человек
седеет в каких-нибудь три-четыре минуты. Всего хорошего!
У меня был один случай. Я работал с медведем. А у меня был около него человек
Яшка. Очень способный малый, и если бы не пьяница, то из него вышел бы прекрасный
дрессировщик. Он знал, что я его рассчитаю к концу сезона. Меня в конюшне предупреждали, что он
готовит мне какую-то Яшка. Очень способный малый, и если бы не пьяница, то из него вышел бы
прекрасный дрессировщик. Он знал, что я его рассчитаю к концу сезона. Меня в конюшне
предупреждали, что он готовит мне какую-то пакость, но я не обращал внимания. Своих зверей я всегда
сам кормил.
Можете себе представить, что этот подлец сделал? Перед самым моим бенефисом, в самый вечер,
он кинул Михал Потапычу в клетку только что зарезанного, еще трепыхавшегося голубя со связанными
ногами. Можете себе представить, что этот подлец сделал? Перед самым моим бенефисом, в самый вечер,
он кинул Михал Потапычу в клетку только что зарезанного, еще трепыхавшегося голубя со связанными
ногами.
Как и всегда, вывожу я моего Мишку. И можете себе представить? Глаза совсем багровые,
капризничает, не хочет делать ни одного номера. Кровь попробовал. А публика?
Вы знаете, что такое эта публика? Во время самого рискованного номера она начинает
аплодировать, а когда показываешь им какой-нибудь пустяк, они шикают и затаивают дыхание. Я ничего
не мог поделать с Михал Потапычем, и мне начали свистать. Вполне естественно, что я разнервничался.
Он стоит на задних ногах, ревет и -- знаете, как это у медведей? -- все старается дать мне пощечину, то
левой, то правой лапой. А это значит -- череп набок. Зрители думают, что все это так и надо. Но вот в
партере закричал какой-то ребенок. Дети -- вы понимаете -- они те же зверята. Они чувствуют душой -- не
разумом. И вот начался переполох...
Конечно, медведь никому бы не принес никакого вреда: ну, примял бы кого-нибудь, оцарапал...
Стр.1