Александр Иванович Куприн
Механическое правосудие
Текст сверен с изданием: А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 4. М.: Худ.
литература, 1971. С. 393 - 397.
Ложи, партер и хоры большой, в два света, залы губернского дворянского собрания были битком
набиты, и, несмотря на это, публика сохраняла такую тишину, что, когда оратор остановился, чтобы
сделать глоток воды, всем было слышно, как в окне бьется одинокая, поздняя муха.
Среди белых, розовых и голубых платьев дам, среди их роскошных обнаженных плечей и нежных
головок сияло шитье мундиров, чернели фраки и золотились Густые эполеты.
Оратор, в форме министерства народного просвещения, - высокий, худой человек, желтое лицо
которого, казалось, состояло только из черной бороды и черных сверкающих очков, - стоял на эстраде,
опираясь рукою на стол.
Но внимательные глаза публики были обращены не на него, а на какой-то странный, массивный,
гораздо выше человеческого роста предмет в парусиновом чехле, широкий снизу и узкий вверху,
возвышавшийся серой пирамидой тут же, на эстраде, возле самой рампы.
Утолив жажду, оратор откашлялся и продолжал:
-- Резюмирую кратко все сказанное. Итак, что мы видим, господа? Мы видим, что поощрительная
система отметок, наград и отличий ведет к развитию зависти и недоброжелательства в одних и
нежелательного - Резюмирую кратко все сказанное. Итак, что мы видим, господа? Мы видим, что
поощрительная система отметок, наград и отличий ведет к.развитию зависти и недоброжелательства в
одних и нежелательного озлобления в других. Педагогические внушения теряют свою силу благодаря
частой повторяемости. Ставить на колени, в угол носом, у часов, под лампу и тому подобное - это часто
служит не примером для прочих учеников, а чем-то вроде общей потехи, смехотворного балагана.
Заключение в карцере положительно вредно, не говоря уже, о том, что оно бесплодно отнимает время от
учебных занятий. Принудительная работа лишает самую работу ее высокого святого смысла. Наказание
голодом вредно отзывается на мозговой восприимчивости. Лишение отпуска в закрытых учебных
заведениях только озлобляет учеников и вызывает неудовольствие родителей. Что же остается?
Исключить неспособного или шаловливого юношу из школы, памятуя святое писание, советующее лучше
отсечь, болящий член, нежели всему телу быть зараженным? Да, увы! - подобная мера бывает подчас так
же неизбежна, как неизбежна, к сожалению, смертная казнь в любом из благоустроенных государств. Но
прежде, чем прибегнуть к этому последнему, безвозвратному средству, поищем...
-- А драть? - густым басом сказал из первого ряда местный комендант, седой, тучный, глухой
старец, и тотчас же под его креслом сердито и хрипло тявкнул мопс.
Генерал повсюду являлся с палкой, слуховым рожком и старым, задыхающимся мопсом.
Оратор поклонился, приятно осклабившись.
-- Я не имел в виду выразиться так коротко и определенно, но в основе его превосходительство
угадали мою мысль. Да, милостивые государи и милостивые государыни, мы еще не говорили об одной
доброй, старой, - Я не имел в виду выразиться так коротко и определенно, но в основе его
превосходительство угадали мою мысль. Да, милостивые государи и милостивые государыни, мы еще не
говорили об одной доброй, старой, исконно русской мере - о наказании на теле. Однако она лежит в самом
духе истории великого русского народа, мощного своей национальностью, патриотизмом и глубокой
верой в провидение! Еще апостол сказал: ему же урок - урок, ему же лоза - лоза. Незабвенный
исторический памятник средневековой письменности - "Домострой" - с отеческой твердостью советует то
же самое. Вспомним нашего гениального царя-преобразователя - Петра Великого с его знаменитой
дубинкой. Вспомните изречение бессмертного Пушкина, воскликнувшего:
...Наши предки чем древнее,
Тем больше съели батогов...
Вспомним, наконец, нашего удивительного Гоголя, сказавшего устами простого, немудрящего
крепостного слуги: мужика надо драть, потому что мужик балуется... Да, господа, я смело утверждаю, что
наказание розгами по телу проходит красной нитью через все громадное течение русской истории и
коренится в самых глубоких недрах русской самобытности.
Стр.1