УДК 821.161.1(091)(075.8)
ББК 83.3(2Рос=Рус)1я73
У 84
Учебно-методическое пособие адресовано студентам, преподавателям,
работающим на филологическом факультете по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) –
профиль Русский язык и Литература, учителям школ, гимназий.
Учебно-методическое пособие предназначается для студентов 1 курса
очной формы обучения, изучающих дисциплину «История русской
литературы» (Древнерусская литература), как руководство к подготовке к
лекционным и практическим занятиям, а также к анализу древнерусских
текстов.
Рецензенты:
С.М. Скибин, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой
литературы, журналистики и методики преподавания литературы ОГПУ.
Ю.Г. Пыхтина, доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской
филологии ОГУ.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………..................................4
Методические рекомендации для студентов……………………………………6
Содержание курса………………………………………………………………......8
Планы лекционных занятий и учебно-методические материалы к
ним…..........................................................................................................................27
Планы практических занятий и учебно-методические материалы к
ним…..........................................................................................................................15
Список
обязательных
для
конспектирования
работ…………………………...................................................................................46
Список художественных текстов………………………………………………..47
Литература…………………………………………………………………………49
Задания для самостоятельной работы………………........................................54
Примерные вопросы к экзамену(зачету)…………............................................58
Словарь-справочник……………………………………………………………...62
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Курс «История русской литературы» (Древнерусская литература)
следует за курсом «Фольклор» и открывает изучение дисциплины «История
русской литературы». Учебным планом на изучение данной дисциплины
предусмотрено 8 часов лекционных и 12 часов практических занятий, 16
отводится на самостоятельную работу. Завершается изучение курса экзаменом.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным
Образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования (бакалавриат) по
направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), профиль Русский язык и Литература.
Развитие древнерусской литературы на протяжении семи столетий (XI —
XVII вв.) определяет направленность лекционного курса на рассмотрение
эволюции ее основных жанров, выявление ее специфики как литературы
средневековой, постижение особенностей психологии и мировосприятия
средневекового человека. Специфический характер
произведений
древнерусской литературы, по замыслу и формам отличающихся от уже
знакомых текстов нового времени, требует от студентов пристального
внимания, вдумчивого чтения, освоения новых теоретических понятий.
Древнерусская литература тесно связана с русской историей, ее православными
традициями, что требует уже от преподавателя привлечения широкого
исторического и культурологического контекста, а также вовлечения
студенческой аудитории в процесс формирования психологии русского
человека, глубоко любящего свою родину, что особенно важно в настоящее
время.
Курс «История русской литературы» (Древнерусская литература)
включает в себя ряд практических занятий, цель которых ввести студентов в
мир русского средневековья, научить понимать специфику литературного
процесса того времени, способствовать выработке основных навыков анализа
художественных произведений. Важно сосредоточить внимание студентов на
4
Стр.4
тех историко-литературных проблемах и закономерностях, которые окажут
существенное влияние на развитие литературы XVIII — XIX веков.
Изучение курса предполагает:
овладение рядом теоретических понятий, связанных со
спецификой и историей создания средневековых текстов,
проникновение в мировоззрение и эстетические представления
эпохи, изучение системы жанров литературы Древней Руси;
знание содержания определенного круга наиболее
значительных произведений, своеобразия эпохи их создания,
жанровой специфики, места в историко-литературном процессе
Средневековья;
создание представлений о закономерностях и особенностях
развития древнерусской литературы в целом и в отдельные периоды,
о связях письменных произведений с фольклором и литературами
других стран.
В результате изучения курса «История русской литературы»
(Древнерусская литература) студенты должны приобрести навыки чтения
древнерусских текстов с помощью словаря, умение анализировать сюжет и
композицию, систему образов, жанровую специфику, особенности словесностилистических
средств произведений, определять их место в системе и
истории развития древнерусских жанров.
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Русский
язык и Литература важна выработка следующих компетенций:
УК-1 – способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез
информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ПК-7– способность разрабатывать и реализовывать культурнопросветительские
программы в соответствии с потребностями различных
социальных групп;
5
Стр.5