Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 3, 2020 год
Серия
«Профессиональная деятельность персонала организаций социального
обслуживания: научно-методические основы и эффективная практика»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Монографии
Выпуск I
Составитель А. М. Панов
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364–43:331.442(072)+364(364.048.6)
ББК 65.272+60.941+88.8–69я81
Научно-методические основы профессиональной деятельности специалистов
организаций социального обслуживания: Монографии — Выпуск I /
Составитель А. М. Панов // Профессиональная библиотека работника
социальной службы. — 2020. — № 3. — 256 c.
Постоянное и результативное профессиональное развитие специалистов
организаций социального обслуживания — фундаментальное
условие и предпосылка качественного предоставления социальных
услуг, поиска, инициирования и внедрения инновационных технологий
в практику социальных служб, опоры на эффективный многолетний
опыт. Система работы с кадрами в учреждениях социального
обслуживания будет тем результативнее, чем в большей мере станет
основываться на современных исследованиях проблем совершенствования
профессионального мастерства и развития творческих начал
в производственной работе персонала.
В цикле тематических номеров «Научно-методические основы
профессиональной деятельности специалистов организаций социального
обслуживания» публикуются монографии, подготовленные
по результатам диссертационных исследований авторов.
В первый выпуск этого цикла включены монография Е. В. Малахиной,
посвященная внутрифирменным (корпоративным) технологиям
развития профессиональной компетентности специалистов
социозащитных учреждений и монография Е. А. Черниковой по проблеме
наставничества как средства сопровождения профессионального-личностного
становления специалиста социальной службы.
© ООО Издательство «Социальное обслуживание», 2020
© Малыхина Е. В., 2020
© Черникова Е. А., 2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 3, 2020
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 3 (127), 2020 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент — А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
(Председатель Совета директоров Е. И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н. Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л. В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е. И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е.Р., доктор социологических наук, профессор.
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Объединенная редакция изданий
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 3, 2020
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МАЛЫХИНА Е.В. ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
МОНОГРАФИЯ.
Введение ............................................................................................... 7
Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной
компетентности специалистов социальной сферы
Теоретическое обоснование сущности понятия профессиональной
компетентности специалистов социозащитных учреждений ......... 13
Изменение требований к профессиональной компетентности
специалистов социальной сферы ..................................................... 21
Педагогическая составляющая в основе развития
профессиональной компетентности специалистов
социозащитной сферы, реализующих образовательную функцию ... 26
Выводы по главе 1 ............................................................................. 29
Глава 2. Внутрифирменные технологии в основе развития
профессиональной компетентности специалистов социозащитных
учреждений
Внутрифирменные технологии в системе повышения
профессиональной компетентности специалистов
социозащитных учреждений ............................................................ 30
Описание внутрифирменных технологий в системе повышении
профессиональной компетентности специалистов
социозащитных учреждений ............................................................ 44
Интерпретация результатов педагогического эксперимента,
направленного на проверку эффективности развития
профессиональной компетентности специалистов социозащитных
учреждений через внедрение внутрифирменных технологий ......... 78
Выводы по главе 2 ............................................................................. 96
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 3, 2020
4
Стр.5
Заключение ......................................................................................... 97
Список используемых источников ...................................................... 99
Приложения
Приложение 1. Положение «Об инновационной модели
методической службы в рамках внутрифирменного обучения
специалистов социозащитного учреждения СРЦН «Радуга»
Приморского района Архангельской области ............................... 107
Приложение 2. Положение «О руководителе инновационной
моделью методической службы в рамках внутрифирменного
обученияь специалистов социозащитного учреждения СРЦН
«Радуга» Приморского района Архангельской области» ............... 110
Приложение 3. Диагностическая карта по изучению трудностей
в работе специалистов социозащитного учреждения .................... 112
ЧЕРНИКОВА Е.А. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:
МОНОГРАФИЯ.
Введение ........................................................................................... 114
Глава 1. Теоретико-методологические основы сопровождения
профессионально-личностного становления специалиста
социальной службы.
Особенности профессионально-личностного становления
специалиста социальной службы ................................................... 121
Модель наставничества как средства сопровождения
профессионально-личностного становления специалиста
социальной службы ......................................................................... 139
Выводы по первой главе ................................................................. 162
Глава 2. Экспериментальное исследование наставничества
как средства сопровождения профессионально-личностного
становления специалиста социальной службы.
Система диагностики уровня профессионально-личностного
становления специалиста социальной службы .............................. 164
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 3, 2020
5
Стр.6
Апробация модели наставничества как средства сопровождения
профессионально-личностного становления социальной
службы ............................................................................................. 183
Выводы по второй главе .................................................................. 208
Заключение ....................................................................................... 210
Список использованной литературы ................................................. 216
Приложения
Приложение 1. Методика диагностики профессиональной
позиции специалиста социальной службы .................................... 224
Приложение 2. Бланк оценки объема освоенности специалистом
социальной службы стандартов оказания социальных услуг
(для экспертов) ................................................................................ 227
Приложение 3. Монографические характеристики ...................... 228
Приложение 4. Характеристика компонентов уровней
деятельности .................................................................................... 231
Приложение 5. Положение о центре наставничества .................... 232
Приложение 6. Типовое положение о наставничестве .................. 234
Приложение 7. Учебно-тематический план программы
повышения квалификации по теме «Наставничество
в учреждениях социальной сферы» ................................................ 238
Приложение 8. Краткое руководство по использованию
электронного образовательного ресурса «Методика работы
наставника социальной службы» ................................................... 239
Приложение 9. Программа тренинга «Эффективные технологии
адаптации новичка в социальной службе» (для тренера) .............. 241
О ПОДПИСКЕ НА ЖУРНАЛЫ
ИЗДАТЕЛЬСТВА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» ............. 255
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 3, 2020
6
Стр.7