Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Руководство по организации работы медицинских работников в общеобразовательных организациях

0   0
Первый авторШепарев Александр Александрович
АвторыТитова Юлия Валерьевна, Нагирная Людмила Николаевна, Скварник Валерия Викторовна, Бектасова Марина Владимировна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц225
ID707839
АннотацияВ учебном пособии содержатся рекомендации и требования к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях; изложены вопросы проведения врачебно-педагогического контроля учебной нагрузки учащихся; физического воспитания, рационального питания в общеобразовательных организациях; рассмотрена методология оценки режима дня и функционального состояния организма детей и подростков, их умственной работоспособности. Учебное пособие предназначено для врачей, медицинских работников и педагогов, ответственных за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных организациях, врачей и специалистов учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих надзор (контроль) условий пребывания учащихся, а также семейных врачей и других заинтересованных лиц. Учебное пособие предназначено для врачей, обучающихся в системе дополнительного образования, по специальности «Общая гигиена».
ISBN978-5-98301-182-3
УДК613. 955:371 (075.9)
Шепарев, А.А. Руководство по организации работы медицинских работников в общеобразовательных организациях / Ю.В. Титова, Л.Н. Нагирная, В.В. Скварник, М.В. Бектасова; А.А. Шепарев .— Владивосток : Медицина ДВ, 2019 .— 225 с. — ISBN 978-5-98301-182-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/707839 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Руководство_по_организации_работы_медицинских_работников_в_общеобразовательных_организациях.pdf
Учебная литература ТГМУ РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Учебное пособие ISBN 978-5-98301-182-3 Издательство «Медицина ДВ» 9 7 8 5 9 8 3 0 1 1 8 2 3 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Учебное пособие Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 32.08.07 «Общая гигиена» Владивосток Медицина ДВ 2019
Стр.2
УДК 613. 955:371 (075.9) ББК 51.204. 9;74.247.121 я 73 Р 851 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Н.В. Саввина - д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Министерство образования и науки РФ И.А. Сохошко - д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ Авторы: Ю.В. Титова, Л.Н. Нагирная, В.В. Скварник, А.А. Шепарев, М.В. Бектасова Р 851 Руководство по организации работы медицинских работников в общеобразовательных организациях : учебное пособие для врачей и ординаторов, издание 2-е дополненное и переработанное / Ю.В. Титова, Л.Н. Нагирная, В.В. Скварник и др. - Владивосток : Медицина ДВ, 2019. - 224 с. ISBN 978-5-98301-182-3 В учебном пособии содержатся рекомендации и требования к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях; изложены вопросы проведения врачебно-педагогического контроля учебной нагрузки учащихся; физического воспитания, рационального питания в общеобразовательных организациях; рассмотрена методология оценки режима дня и функционального состояния организма детей и подростков, их умственной работоспособности. Учебное пособие предназначено для врачей, медицинских работников и педагогов, ответственных за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных организациях, врачей и специалистов учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих надзор (контроль) условий пребывания учащихся, а также семейных врачей и других заинтересованных лиц. Учебное пособие предназначено для врачей, обучающихся в системе дополнительного образования, по специальности «Общая гигиена». УДК 613. 955:371 (075.9) ББК 51.204. 9;74.247.121 я 73 ISBN 978-5-98301-182-3 © Коллектив авторов, ТГМУ, 2019 © «Медицина ДВ», 2019
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................................................... 6 Глава 1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных организациях.............................................................10 1.1.Требования к территории............................................................................... 10 1.2. 1.3. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций..........................................................15 1.4.Требования к воздушно-тепловому режиму............................................20 1.5. Требования к естественному и искусственному освещению22 1.6. Требования к водоснабжению и канализации........................................24 1.7. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций...............................25 1.8. Требования к санитарному содержанию территории и помещений.................................................................................................... 27 Глава 2. Физиологические основы нормирования учебной деятельности обучающихся. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса................................................................................................31 2.1. Физиологические основы обоснования нормирования учебной деятельности обучающихся......................................................................... 31 2.2. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса............................................................................................................ 41 Глава 3. Методы гигиенической оценки режима дня и организации учебного процесса детей....................................................................................... 54 3.1. Исследование продолжительности и характера деятельности обучающихся................................................................................................... 54 3.2. Гигиеническая оценка расписания учебных занятий ...........................61 3.3. Дополнительные методики оценки учебной деятельности детей и подростков.....................................................................................................65 Требования к зданию.................................................................11
Стр.4
3.4. Изучение психоэмоциональных факторов учебно-воспитательного процесса............................................................72 Глава 4. Методы оценки умственной работоспособности и функционального состояния школьников...........................................................................................75 4.1. Изучение умственной работоспособности классного коллектива .................................................................................... 75 4.2. Методы, используемые для оценки функционального состояния центральной нервной системы................................................................... 81 4.3. Методики, которые применяются для изучения отдельных свойств высшей нервной деятельности школьников...........................84 4.4. Методики изучения субъективного состояния организма..............100 Глава 5. Физическое воспитание в общеобразовательных организациях.......... 104 5.1. Гигиенические требования к организации физического воспитания детей и подростков ...............................................................104 5.2. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием детей и подростков....................................................................................... 111 Глава 6. Оценка двигательной активности детей и подростков.............................118 Глава 7. Оценка функционального состояния организма и физической работоспособности...............................................................................................120 Глава 8. Охрана труда в спорте и на занятиях физической культурой.............. 136 Глава 9. Гигиенические требования к организации питания в общеобразовательных организациях........................................................... 138 Глава 10. Питание здоровых детей школьного и подросткового возраста...........147 Глава 11. Питание детей и подростков в организованных коллективах...............151 11.1. Общие требования к режиму питания..................................................151 11.2. Требования к составлению меню............................................................154 11.3. Профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности..........................................................................................160 11.4. Организация питьевого режима............................................................. 161 11.5. Контроль качества питания и технологии приготовления пищи...................................................................................162 11.6. Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.....................................................................................................167 Глава 12. Оздоровление детей и подростков в общеобразовательных организациях ........................................................................................................ 168 12.1. Оздоровление детей и подростков в общеобразовательных организациях после перенесенных острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ)................................................................... 168 12.2. Организация рационального питания для профилактики нарушений обмена веществ..................................................................... 172 12.3. Оздоровление обучающихся с избыточной массой тела..................174 12.4. Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление обучающихся и воспитанников с миопией..........178
Стр.5
12.5. Рекомендации родителям по оздоровлению учащихся в домашних условиях.................................................................................183 12.6. Эффективность оздоровления детей в общеобразовательных организациях ...............................................................................................189 Задания для самоконтроля.................................................................................................. 191 Тестовые задания................................................................................................... 191 Эталоны ответов на тестовые задания............................................................202 Ситуационные задачи.......................................................................................... 203 Эталоны ответов на ситуационные задачи................................................... 206 Список литературы................................................................................................................209 Приложение............................................................................................................................. 212
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Приказом Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания» № 822-н от 5 ноября 2013 г. введены новые подходы по обеспечению медицинского сопровождения детей и подростков во время их обучения в общеобразовательных организациях. Несовершеннолетним создаются условия по медицинскому обслуживанию на основе стандартов в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: - первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; - специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; - скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; - паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях. Охрана здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется образовательными организациями. Первичную медико-санитарную помощь детям и подросткам во время обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации выполняют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При этом образовательная организация обязана безвозмездно предоставить медицинской организации помещение, которое 6 Введение
Стр.7
соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям для осуществления медицинской деятельности. Несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, которые обучаются в образовательных организациях (реализующих основные образовательные программы), первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактике, заболеваний, оказывается в отделении медицинской помощи несовершеннолетним данной образовательной организации. При проведении медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме, образовательная организация содействует в информировании детей и подростков или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий или их отказов на медицинское вмешательство или в отношении только определенных видов медицинского вмешательства. При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, медицинский работник ставит в известность его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи. Кроме того, в приложениях к данному приказу дано положение об отделении организации медицинской помощи обучающимся, определены рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников и стандарт оснащения медицинского блока в образовательной организации. Приказ утвердил положения об организации деятельности врача-педиатра (фельдшера), врача по гигиене детей и подростков и медицинской сестры отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года охрана здоровья учащихся предполагает «определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режимов учебных занятий и продолжительность каникул». Статья 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" №52-ФЗ от 30 марта 1999 года гласит, что «программы, методики, режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам». Введение 7
Стр.8
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*. На основании Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" №309-ФЗ от 01 декабря 2007года в нашей стране с 2011/2012 учебного года осуществлен переход на обязательные общеобразовательные стандарты второго поколения. Эти стандарты представляют собой целостный набор требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования, как было раньше, а также включают в себя требования к структуре основных образовательных программ и условиям их реализации. Нормативное сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов содержит требования к учебно-материальной базе общеобразовательной организации и представляет собой пакет документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности обучающихся для достижения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из обязательных компонентов этого пакета является система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ для создания безопасной и комфортной здоровьесберегающей образовательной среды, что изложено в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в том числе и для организаций, имеющих в своем составе группы по дошкольному образованию. Для осуществления провозглашенного Конституцией РФ права на охрану здоровья, чрезвычайно важным становится формирование у детей и подростков активной гражданской позиции, мотивации сохранять свое здоровье и развивать свои возможности. Реализация этого положения направлена на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, привычки вести здоровый образ жизни (приложение 1). Наука и практика давно доказали оздоровительную роль физической культуры и физического воспитания. Однако физическое 8 Введение
Стр.9
воспитание оказывает разностороннее благоприятное влияние только в том случае, если оно осуществляется на научной основе. В противном случае оно не только не дает оздоровительного эффекта, но и создает предпосылки для возникновения патологических сдвигов в организме. В настоящее время в примерной образовательной программе обучения ординаторов, аспирантов и врачей, занимающихся в системе дополнительного образования по специальностям «Педиатрия», «Общая гигиена», «Гигиена детей и подростков» учебно-методические материалы не включают существующие разнообразные методические подходы, алгоритмы решений, применение которых позволит обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие в общеобразовательных организациях. Предлагаемое учебное пособие содержит обобщенные и систематизированные материалы, которые могут оказать помощь медицинским работникам образовательных организаций.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.