Учебная литература ТГМУ
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Учебное пособие
ISBN 978-5-98301-182-3
Издательство «Медицина ДВ»
9 7 8 5 9 8 3 0 1 1 8 2 3
690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4
Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Тихоокеанский государственный медицинский университет
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Учебное пособие
Рекомендовано Координационным советом по области образования
«Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия
для использования в образовательных учреждениях, реализующих
основные профессиональные образовательные программы высшего
образования подготовки кадров высшей квалификации
в ординатуре по специальности 32.08.07 «Общая гигиена»
Владивосток
Медицина ДВ
2019
Стр.2
УДК 613. 955:371 (075.9)
ББК 51.204. 9;74.247.121 я 73
Р 851
Издано по рекомендации редакционно-издательского совета
Тихоокеанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Н.В. Саввина - д.м.н., профессор,
зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения,
общей гигиены и биоэтики Медицинского института,
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова» Министерство образования и науки РФ
И.А. Сохошко - д.м.н., профессор кафедры гигиены
с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная
медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ
Авторы:
Ю.В. Титова, Л.Н. Нагирная, В.В. Скварник,
А.А. Шепарев, М.В. Бектасова
Р 851
Руководство по организации работы медицинских работников
в общеобразовательных организациях : учебное пособие для врачей
и ординаторов, издание 2-е дополненное и переработанное / Ю.В. Титова,
Л.Н. Нагирная, В.В. Скварник и др. - Владивосток : Медицина
ДВ, 2019. - 224 с.
ISBN 978-5-98301-182-3
В учебном пособии содержатся рекомендации и требования к организации
учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
изложены вопросы проведения врачебно-педагогического контроля учебной
нагрузки учащихся; физического воспитания, рационального питания в общеобразовательных
организациях; рассмотрена методология оценки режима дня
и функционального состояния организма детей и подростков, их умственной
работоспособности. Учебное пособие предназначено для врачей, медицинских
работников и педагогов, ответственных за обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия в общеобразовательных организациях, врачей
и специалистов учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих надзор (контроль)
условий пребывания учащихся, а также семейных врачей и других заинтересованных
лиц. Учебное пособие предназначено для врачей, обучающихся
в системе дополнительного образования, по специальности «Общая гигиена».
УДК 613. 955:371 (075.9)
ББК 51.204. 9;74.247.121 я 73
ISBN 978-5-98301-182-3
© Коллектив авторов, ТГМУ, 2019
© «Медицина ДВ», 2019
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................................................... 6
Глава 1. Гигиенические требования к условиям обучения
в общеобразовательных организациях.............................................................10
1.1.Требования к территории............................................................................... 10
1.2.
1.3. Требования к помещениям и оборудованию
общеобразовательных организаций..........................................................15
1.4.Требования к воздушно-тепловому режиму............................................20
1.5.
Требования к естественному и искусственному освещению22
1.6. Требования к водоснабжению и канализации........................................24
1.7. Требования к организации медицинского обслуживания
обучающихся и прохождению медицинских осмотров
работниками общеобразовательных организаций...............................25
1.8. Требования к санитарному содержанию территории
и помещений.................................................................................................... 27
Глава 2. Физиологические основы нормирования учебной деятельности
обучающихся. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного
процесса................................................................................................31
2.1. Физиологические основы обоснования нормирования учебной
деятельности обучающихся......................................................................... 31
2.2. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного
процесса............................................................................................................ 41
Глава 3. Методы гигиенической оценки режима дня и организации
учебного процесса детей....................................................................................... 54
3.1. Исследование продолжительности и характера деятельности
обучающихся................................................................................................... 54
3.2. Гигиеническая оценка расписания учебных занятий ...........................61
3.3. Дополнительные методики оценки учебной деятельности детей
и подростков.....................................................................................................65
Требования к зданию.................................................................11
Стр.4
3.4. Изучение психоэмоциональных факторов
учебно-воспитательного процесса............................................................72
Глава 4. Методы оценки умственной работоспособности и функционального
состояния школьников...........................................................................................75
4.1. Изучение умственной работоспособности
классного коллектива .................................................................................... 75
4.2. Методы, используемые для оценки функционального состояния
центральной нервной системы................................................................... 81
4.3. Методики, которые применяются для изучения отдельных
свойств высшей нервной деятельности школьников...........................84
4.4. Методики изучения субъективного состояния организма..............100
Глава 5. Физическое воспитание в общеобразовательных организациях.......... 104
5.1. Гигиенические требования к организации физического
воспитания детей и подростков ...............................................................104
5.2. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием
детей и подростков....................................................................................... 111
Глава 6. Оценка двигательной активности детей и подростков.............................118
Глава 7. Оценка функционального состояния организма и физической
работоспособности...............................................................................................120
Глава 8. Охрана труда в спорте и на занятиях физической культурой.............. 136
Глава 9. Гигиенические требования к организации питания
в общеобразовательных организациях........................................................... 138
Глава 10. Питание здоровых детей школьного и подросткового возраста...........147
Глава 11. Питание детей и подростков в организованных коллективах...............151
11.1. Общие требования к режиму питания..................................................151
11.2. Требования к составлению меню............................................................154
11.3. Профилактика витаминной и микроэлементной
недостаточности..........................................................................................160
11.4. Организация питьевого режима............................................................. 161
11.5. Контроль качества питания и технологии
приготовления пищи...................................................................................162
11.6. Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками
пищеблока.....................................................................................................167
Глава 12. Оздоровление детей и подростков в общеобразовательных
организациях ........................................................................................................ 168
12.1. Оздоровление детей и подростков в общеобразовательных
организациях после перенесенных острых респираторных
вирусных инфекций (ОРВИ)................................................................... 168
12.2. Организация рационального питания для профилактики
нарушений обмена веществ..................................................................... 172
12.3. Оздоровление обучающихся с избыточной массой тела..................174
12.4. Профилактика возникновения нарушений зрения
и оздоровление обучающихся и воспитанников с миопией..........178
Стр.5
12.5. Рекомендации родителям по оздоровлению учащихся
в домашних условиях.................................................................................183
12.6. Эффективность оздоровления детей в общеобразовательных
организациях ...............................................................................................189
Задания для самоконтроля.................................................................................................. 191
Тестовые задания................................................................................................... 191
Эталоны ответов на тестовые задания............................................................202
Ситуационные задачи.......................................................................................... 203
Эталоны ответов на ситуационные задачи................................................... 206
Список литературы................................................................................................................209
Приложение............................................................................................................................. 212
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Приказом Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении
порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том
числе в период обучения и воспитания» № 822-н от 5 ноября 2013 г.
введены новые подходы по обеспечению медицинского сопровождения
детей и подростков во время их обучения в общеобразовательных
организациях.
Несовершеннолетним создаются условия по медицинскому обслуживанию
на основе стандартов в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
в виде:
- первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной,
врачебной и специализированной;
- специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
-
скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
-
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Охрана
здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания
(за исключением оказания первичной медико-санитарной
помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации)
осуществляется образовательными организациями. Первичную медико-санитарную
помощь детям и подросткам во время обучения
и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации
выполняют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
При этом образовательная организация обязана безвозмездно
предоставить медицинской организации помещение, которое
6
Введение
Стр.7
соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям для осуществления
медицинской деятельности.
Несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, которые обучаются
в образовательных организациях (реализующих основные образовательные
программы), первичная медико-санитарная помощь в экстренной
и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях,
состояниях, обострении хронических заболеваний, а также
профилактике, заболеваний, оказывается в отделении медицинской
помощи несовершеннолетним данной образовательной организации.
При проведении медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних
и оказании им первичной медико-санитарной помощи
в плановой форме, образовательная организация содействует в информировании
детей и подростков или их родителей (законных представителей)
в оформлении информированных добровольных согласий
или их отказов на медицинское вмешательство или в отношении
только определенных видов медицинского вмешательства.
При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему по
экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия
родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи
20 Федерального закона, медицинский работник ставит в известность
его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской
помощи.
Кроме того, в приложениях к данному приказу дано положение об
отделении организации медицинской помощи обучающимся, определены
рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников
и стандарт оснащения медицинского блока в образовательной организации.
Приказ утвердил положения об организации деятельности
врача-педиатра (фельдшера), врача по гигиене детей и подростков
и медицинской сестры отделения организации медицинской помощи
несовершеннолетним в образовательных организациях.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года охрана здоровья
учащихся предполагает «определение оптимальной учебной, внеучебной
нагрузки, режимов учебных занятий и продолжительность каникул».
Статья 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" №52-ФЗ от 30 марта 1999 года гласит,
что «программы, методики, режимы воспитания и обучения в части
гигиенических требований, допускаются к использованию только при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
их санитарным правилам».
Введение
7
Стр.8
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Условием для
принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования
и иного имущества, режима образовательного процесса, которые
соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления
образовательной деятельности*.
На основании Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения
понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
№309-ФЗ от 01 декабря 2007года в нашей стране с 2011/2012
учебного года осуществлен переход на обязательные общеобразовательные
стандарты второго поколения. Эти стандарты представляют
собой целостный набор требований ко всей системе образования
страны, а не только к предметному содержанию образования, как было
раньше, а также включают в себя требования к структуре основных
образовательных программ и условиям их реализации. Нормативное
сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов
содержит требования к учебно-материальной базе общеобразовательной
организации и представляет собой пакет документов,
регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения
и жизнедеятельности обучающихся для достижения качества
и эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из обязательных
компонентов этого пакета является система гигиенических
требований к условиям реализации общеобразовательных программ
для создания безопасной и комфортной здоровьесберегающей образовательной
среды, что изложено в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях», в том числе и для организаций,
имеющих в своем составе группы по дошкольному образованию.
Для осуществления провозглашенного Конституцией РФ права
на охрану здоровья, чрезвычайно важным становится формирование
у детей и подростков активной гражданской позиции, мотивации
сохранять свое здоровье и развивать свои возможности. Реализация
этого положения направлена на формирование у подрастающего поколения
ответственного отношения к своему здоровью, привычки вести
здоровый образ жизни (приложение 1).
Наука и практика давно доказали оздоровительную роль физической
культуры и физического воспитания. Однако физическое
8
Введение
Стр.9
воспитание оказывает разностороннее благоприятное влияние только
в том случае, если оно осуществляется на научной основе. В противном
случае оно не только не дает оздоровительного эффекта, но
и создает предпосылки для возникновения патологических сдвигов
в организме.
В настоящее время в примерной образовательной программе
обучения ординаторов, аспирантов и врачей, занимающихся в системе
дополнительного образования по специальностям «Педиатрия»,
«Общая гигиена», «Гигиена детей и подростков» учебно-методические
материалы не включают существующие разнообразные
методические подходы, алгоритмы решений, применение которых
позволит обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие
в общеобразовательных организациях. Предлагаемое учебное пособие
содержит обобщенные и систематизированные материалы,
которые могут оказать помощь медицинским работникам образовательных
организаций.
Стр.10