УДК 376.1-056.266
ББК 74.58
Р17
Авторы:
Д. В. Боголюбова-Кузнецова часть II, глава 4, раздел «Поведенческие стратегии».
О. С. Бояршинова часть I, глава 1, раздел «Описание целевой группы»; часть II, глава 2 «Повседневная двигательная
активность»; часть III «Организация рутин в подходе «Развивающий уход» (кроме глав 2 и 3).
О. С. Бояршинова, Е. В. Просветова часть IV «Нормализация жизни и социальная интеграция».
И. Ю. Захарова, Е. В. Просветова часть II, глава 3 «Развитие самовосприятия и формирование образа себя».
Л. М. Зельдин, Е. Л. Тычко Приложение 7. Эскизы оборудования для позиционирования.
А. М. Пайкова часть II, глава 5 «Развитие ориентировки и мобильности в процессе развивающего ухода».
А. М. Пайкова, Л. О. Беличенко, М. Ю. Кузьменко часть II, глава 1 «Содействие развитию коммуникации в процессе
развивающего ухода» и глава 4 «Содействие когнитивному развитию в процессе развивающего ухода».
А. М. Пайкова, А. В. Сосина Приложение 8. Обогащение сенсорного опыта ребенка в процессе развивающего ухода
и во время специальных занятий.
Е. В. Просветова часть I, глава 1 разделы «Особенности формирования привязанности у детей с тяжелыми нарушениями
развития» и «Депривация у детей с тяжелыми нарушениями развития и ее последствия»; часть I, глава 2 «Базовые
психологические условия развития детей с тяжелыми нарушениями»; часть II, глава 1, раздел «Коммуникативная
система PECS».
С. В. Рыжкова, Ю. Н. Дмитриева часть I, глава 3 «Составление программы».
Г. К. Сафиуллина часть III, глава 2 «Кормление и самостоятельная еда» и глава 3 «Чистка зубов».
Р17
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития /
ISBN 978-5-4212-0779-5
В пособии, написанном специалистами московского Центра лечебной педагогики, представлены
под ред. О. С. Бояршиновой. — 3-е изд., эл. — 1 файл pdf : 434 с. — Москва : Теревинф, 2025. —
Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст :
электронный.
эффективные технологии, практики и методы работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные
нарушения развития, начиная с раннего возраста.
Пособие содержит описание подходов к организации повседневной двигательной активности детей,
в том числе позиционирования с использованием технических средств реабилитации и подручных
средств; коммуникации с ребенком; гигиенических процедур; кормления; одевания и раздевания ребенка;
занятости, в том числе в игре. Новое издание дополнено разделами по установлению эмоционального
контакта и развитию взаимодействия между детьми, ориентировки и мобильности, самовосприятия
и когнитивной сферы; составлению программы занятий; также добавлен раздел про нормализацию
и социальную интеграцию. Пособие включает в себя словарь понятий и терминов, большое
количество иллюстраций и полезных приложений.
Настоящее издание подробно раскрывает положения принятого в 2022 году ГОСТ Р 70190-2022 «Услуги
по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами».
Книга является пособием для обучения специалистов по развивающему уходу, консультантов ранней
помощи, сотрудников организаций, оказывающих помощь детям с ТМНР, в том числе детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей. Рекомендации опытных специалистов – авторов сборника
и нового ГОСТа — будут полезны родителям и другим членам семей, воспитывающим ребенка с ТМНР.
УДК 376.1-056.266
ББК 74.58
Электронное издание на основе печатного издания: Развивающий уход за детьми с тяжелыми
и множественными нарушениями развития / под ред. О. С. Бояршиновой. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Теревинф, 2024. — 432 с. — ISBN 978-5-4212-0765-8. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0779-5
© Издательство «Теревинф», 2024
Стр.3
Оглавление
Часть I. Основы развивающего ухода ............................................................8
Глава 1. Общие положения .........................................................................................................................9
Особенности формирования привязанности у детей с тяжелыми
нарушениями развития ...................................................................................................... 14
Депривация у детей с тяжелыми нарушениями развития и ее последствия ................. 18
Принципы развивающего ухода ........................................................................................ 20
Глава 2. Базовые психологические условия развития детей с тяжелыми
нарушениями ................................................................................................................................................ 21
Средовой подход ................................................................................................................. 22
Создание комфортной среды для ребенка с нарушениями развития ............................ 26
Установление и поддержание эмоционального контакта ............................................... 31
Условия развивающего ухода ............................................................................................. 34
Глава 3. Составление программы .......................................................................................................... 36
Часть II. Развитие в процессе ухода .............................................................44
Глава 1. Содействие развитию коммуникации в процессе развивающего ухода ............ 45
Поведение как коммуникация ........................................................................................... 46
Основные понятия, связанные с коммуникацией ........................................................... 47
Модель «4 аспекта коммуникации». .................................................................................. 50
Оценка возможностей коммуникации .............................................................................. 69
Оценка коммуникации с помощью модели «4 аспекта коммуникации» ........................................................................... 70
Матрица коммуникации ....................................................................................................................................................................... 71
Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации ........................................................ 73
С чего начать, решая задачи развития коммуникации с ребенком с ТМНР? ................. 80
Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР ............................................ 83
Как помочь ребенку понять сообщение взрослого? .................................................................................................................. 83
Как понять ответ ребенка? .................................................................................................................................................................. 86
Некоторые формы и стратегии введения АДК ................................................................. 87
Методика Малгожаты Квятковской ...................................................................................................................................................87
Предметная коммуникация ................................................................................................................................................................. 89
Языковая программа Макатон ........................................................................................................................................................... 93
Коммуникативная система PECS ....................................................................................................................................................... 93
Тотальная коммуникация ..................................................................................................................................................................... 94
«Разговорный подход» к развитию и обучению ......................................................................................................................... 94
Визуальная система «Давай поболтаем» ....................................................................................................................................... 96
Стр.4
4
Глава 2. Повседневная двигательная активность .........................................................................100
Из чего складывается двигательная активность ............................................................ 100
Профилактика вторичных нарушений у детей, не имеющих возможности
самостоятельно изменить положение тела ..................................................................... 102
Программа физического сопровождения ....................................................................... 105
Рекомендации по позиционированию детей с двигательными нарушениями
в течение дня ..................................................................................................................... 107
Положение лежа на спине.................................................................................................................................................................108
Положение лежа на боку ...................................................................................................................................................................112
Положение лежа на животе ..............................................................................................................................................................113
Поза сидя .................................................................................................................................................................................................116
Положение стоя .....................................................................................................................................................................................125
Принципы безопасного перемещения ............................................................................ 127
Обучение ребенка использованию доступных ему движений в обычных
бытовых ситуациях ........................................................................................................... 131
Организация среды для стимуляции двигательной активности ребенка .................... 133
Глава 3. Развитие самовосприятия и формирование образа себя .......................................141
Глава 4. Содействие когнитивному развитию в процессе развивающего ухода ............149
Ожидаемые результаты .................................................................................................... 150
Как строится работа .......................................................................................................... 152
Отдельные подходы и методики, способствующие когнитивному развитию ............. 172
Визуальная поддержка .......................................................................................................................................................................172
Тактильные стратегии взаимодействия и коммуникации ......................................................................................................177
Активные обучающие пространства ..............................................................................................................................................182
Методика полисенсорной стимуляции по временам года Я. Келина .................................................................................189
Базальная стимуляция ........................................................................................................................................................................190
Стратегии сенсорной интеграции ...................................................................................................................................................191
Поведенческие стратегии ..................................................................................................................................................................196
Функциональный («разговорный») подход к обучению Перкинс Школы для слепых ................................................197
Глава 5. Развитие ориентировки и мобильности в процессе развивающего ухода ......199
Где можно развивать навыки ориентировки и мобильности? ...................................... 200
Как способствовать развитию ориентировки в пространстве в процессе
бытовых рутин .................................................................................................................. 202
Ориентировка в пространстве с помощью доступных систем восприятия ................. 204
Часть III. Организация рутин в подходе «Развивающий уход» ............ 207
Глава 1. Активность ребенка в повседневных рутинах ..............................................................208
Установление партнерских отношений .......................................................................... 208
Обучение навыкам самообслуживания ........................................................................... 210
Организация неприятных рутин ..................................................................................... 213
Стр.5
6
Обучение бытовым навыкам ........................................................................................... 296
Примерный список бытовых навыков ............................................................................ 298
Часть IV. Нормализация жизни и социальная интеграция ..................... 301
Глава 1. Нормализация жизни.................................................................................. 303
Глава 2. Социальная интеграция ..........................................................................................................307
Доступная среда ................................................................................................................ 308
Сопровождение ................................................................................................................. 310
Обучение социальным навыкам ...................................................................................... 311
Приложения ................................................................................................... 327
Приложение 1. Словарь понятий и терминов ................................................................................328
Приложение 2. Перечень профильных нормативных правовых актов ..............................338
Приложение 3. Ульмская таблица. Показатели баланса и перегрузки у младенцев
и маленьких детей ....................................................................................................................................341
Приложение 4. Оценка эмоционально- поведенческих особенностей
ребенка с ТМНР. Листы регистрации проблемного поведения .............................................342
Приложение 5. Игры для развития базовых навыков коммуникации ................................351
Игры для развития инициативы и очередности во взаимодействии из подхода
«Игровая педагогика» ....................................................................................................... 351
Игры для развития базовых навыков коммуникации из книги польского педагога
Я. Келина ............................................................................................................................ 353
Игры и идеи, направленные на развитие способности подражать другим
из учебника по Денверской модели раннего вмешательства ........................................ 356
Приложение 6. Возможные вторичные осложнения из-за недостаточности
двигательной активности .......................................................................................................................360
Приложение 7. Эскизы оборудования для позиционирования .............................................361
Приложение 8. Обогащение сенсорного опыта ребенка в процессе
развивающего ухода и во время специальных занятий ...........................................................379
Приложение 9. Необходимые предметы и порядок их хранения ........................................389
Приложение 10. Организация дня на примере одного ребенка ...........................................392
Приложение 11. ГОСТ «Услуги по осуществлению развивающего ухода
за детьми- инвалидами» .........................................................................................................................397
Литература ..................................................................................................... 423
Стр.7