УДК [613.95:376.1-056.26](082)
ББК 51.28я81+74.5я81Р17
Р17
А. М. Царёв, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения», канд. пед. наук, засл. учитель России
Т. В. Волосовец, директор Института изучения детства, семьи
и воспитания РАО, канд. пед. наук, профессор
Рецензенты:
(А. М. Пайкова, О. С. Бояршинова), Установление коммуникации (Т. А. Бондарь); Повседневная двигательная
активность (М. И. Комарова, О. С. Бояршинова); Кормление и самостоятельная еда (Г. К. Сафиуллина);
Введение (О. С. Бояршинова); Создание оптимальной среды для жизни и развития ребенка с ТМНР
Авторы:
Одевание и гигиенический уход (Е. В. Моржина, Я. В. Белова, О. С. Бояршинова), Организованная занятость
(А. Л. Габдракипова); Приложение 1 (А. М. Пайкова, О. С. Бояршинова), Приложение 2 (А. К. Фадина),
Приложение 4 (М. И. Комарова), Приложение 5 (Ю. А. Ахтямова, О. С. Бояршинова),
Приложение 6 (А. Л. Габдракипова), Приложение 7 (А. М. Пайкова).
Авторы благодарят С. М. Бабинцеву, Л. О. Гимранову, И. С. Константинову, Ю. В. Липес,
И. В. Посашкову, Е. А. Шошину и всех, кто помогал в работе над сборником.
Р17
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
: информ.-метод. сб. для специалистов / под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой.
— 3-е изд., эл. — 1 файл pdf : 116 с. — Москва : Теревинф, 2024. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-4212-0743-6
В пособии представлены инновационные эффективные технологии, практики и методы работы
по развивающему уходу за детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития,
начиная с раннего возраста. Большая практическая часть содержит описание подходов
к организации повседневной двигательной активности детей, в том числе позиционирования
с использованием технических средств реабилитации и подручных средств; коммуникации с ребенком;
гигиенических процедур; кормления; одевания и раздевания ребенка; занятости, в том
числе в игре. Пособие включает в себя словарь понятий и терминов по указанной тематике.
Книга предназначена работникам организаций, оказывающих помощь детям с тяжелыми
множественными нарушениями развития, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей. Рекомендации опытных специалистов — авторов сборника — будут полезны
родителям и другим членам семей, воспитывающим ребенка с ТМНР.
УДК [613.95:376.1-056.26](082)
ББК 51.28я81+74.5я81Р17
Электронное издание на основе печатного издания: Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными
нарушениями развития : информ.-метод. сб. для специалистов / под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой.
— Москва : Теревинф, 2018. — 114 с. — ISBN 978-5-4212-0495-4. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских
прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0743-6
© Издательство «Теревинф», 2017
Стр.3
· 3
Содержание
Предисловие ....................................................................................................................................... 5
I. Введение ............................................................... 6
Общие положения ............................................................................................................................. 6
Описание целевой группы ............................................................................................................. 6
Особенности формирования привязанности у детей с ТМНР .....................................................8
Депривация у детей с ТМНР и ее последствия ..................................................................................9
Принципы развивающего ухода ................................................................................................11
II. Практические рекомендации ...................13
Создание оптимальной среды для жизни и развития ребенка с ТМНР.......................13
Как определить, что ребенок испытывает сильный стресс? ...................................................... 13
Физическое окружение ............................................................................................................................ 16
Социальная сфера ....................................................................................................................................... 20
Установление коммуникации ......................................................................................................26
Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР ..................................................... 28
Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации .................................................................... 30
Повседневная двигательная активность .................................................................................33
Профилактика вторичных нарушений у детей, не имеющих возможности
самостоятельно изменить положение тела. ...................................................................................... 34
Программа физического сопровождения ..........................................................................................37
Рекомендации по позиционированию детей с двигательными нарушениями
в течение дня ................................................................................................................................................ 39
Принципы безопасного перемещения ............................................................................................... 51
Кормление и самостоятельная еда ...........................................................................................52
Стр.4
4 ·
Одевание и гигиенический уход ................................................................................................60
Чистка зубов .................................................................................................................................................. 62
Купание ........................................................................................................................................................... 64
Процесс одевания и раздевания .......................................................................................................... 68
Пользование туалетом .............................................................................................................................. 69
Организованная занятость ...........................................................................................................71
Ритмическое занятие «Круг» .................................................................................................................. 71
Роль взрослых на занятии «Круг» ........................................................................................................ 73
Структура и содержание занятия «Круг» ........................................................................................... 73
Примеры сенсорных и ритмических игр ........................................................................................... 75
III. Приложения ....................................................80
Приложение 1. Словарь понятий и терминов ........................................................................80
Приложение 2. Перечень профильных нормативных правовых актов .......................89
Приложение 3. Показатели баланса и перегрузки у младенцев
и маленьких детей по Эльсу и Бразельтону (Als, Brazelton) ............................................91
Приложение 4. Возможные вторичные осложнения из-за недостаточности
двигательной активности..............................................................................................................93
вПриложение 5. Динамическое наблюдение и показатели развития воспитанников
«Свят условиях развивающего ухода (на примере некоммерческой организации
о-Софийский социальный дом», Москва)........................................................................... 94
Организация жизни в СССД .................................................................................................................... 94
Направления работы в СССД и достигнутые результаты ............................................................ 96
Развивающие занятия ............................................................................................................................... 98
Приложение 6. Пример организации дня ребенка .......................................................... 102
Приложение 7. Необходимые предметы и порядок их хранения ...............................107
Литература ...................................................................................................................................... 110
Стр.5