УДК [613.95:376.1-056.26](082)
ББК 51.28я81+74.5я81Р17
Р17
канд. пед. наук, профессор
А.М. Царёв, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифТРецензенты:
.В.
Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО,
ференцированного обучения», канд. пед. наук, засл. учитель России
Авторы: Введение (О.С. Бояршинова); Создание оптимальной среды для жизни
ции и развития ребенка с ТМНР (А.М. Пайкова, О.С. Бояршинова), Установление коммуникаМоржина,
Я.В. Белова, О.С. Бояршинова), Организованная занятость (А.Л. Габдракипова);
(Т.А. Бондарь); Повседневная двигательная активность (М.И. Комарова, О.С. Бояршинова);
(Е.В. Кормление и самостоятельная еда (Г.К. Сафиуллина); Одевание и гигиенический уход
Приложение 1 (А.М. Пайкова, О.С. Бояршинова), Приложение 2 (А.К. Фадина), Приложение 4
(М.И. Комарова), Приложение 5 (Ю.А. Ахтямова, О.С. Бояршинова), Приложение 6 (А.Л. Габдракипова),
Приложение 7 (А.М. Пайкова).
Авторы благодарят С.М.Бабинцеву, Л.О. Гимранову, И.С. Константинову, Ю.В. Липес,
И.В. Посашкову, Е.А. Шошину и всех, кто помогал в работе над сборником.
Р17
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями
развития : информационно-методический сборник для специалистов [Электронный
ресурс] / под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. — 2-е изд. (эл.). —
Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 116 с.). — М. : Теревинф, 2019. — Систем.
требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".
ISBN 978-5-4212-0508-1
В пособии представлены инновационные эффективные технологии, практики
и методы работы по развивающему уходу за детьми, имеющими тяжелые и множественные
нарушения развития, начиная с раннего возраста. Большая практическая
часть содержит описание подходов к организации повседневной двигательной активности
детей, в том числе позиционирования с использованием технических средств
реабилитации и подручных средств; коммуникации с ребенком; гигиенических процедур;
кормления; одевания и раздевания ребенка; занятости, в том числе в игре.
Пособие включает в себя словарь понятий и терминов по указанной тематике.
Книга предназначена работникам организаций, оказывающих помощь детям
с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей. Рекомендации опытных специалистов
– авторов сборника – будут полезны родителям и другим членам семей, воспитывающим
ребенка с ТМНР.
УДК [613.95:376.1-056.26](082)
ББК 51.28я81+74.5я81Р17
Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Развивающий уход
за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информационнометодический
сборник для специалистов [Текст] / под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой.
— М. : Теревинф, 2018. — 114 с. — ISBN 978-5-4212-0495-4.
средствамиВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
убытков или выплаты компенсации.
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
ISBN 978-5-4212-0508-1
© Издательство «Теревинф», 2017
Стр.3
· 3
Содержание
Предисловие ....................................................................................................................................... 5
I. Введение ............................................................... 6
Общие положения ............................................................................................................................. 6
Описание целевой группы ............................................................................................................. 6
Особенности формирования привязанности у детей с ТМНР .....................................................8
Депривация у детей с ТМНР и ее последствия ..................................................................................9
Принципы развивающего ухода ................................................................................................11
II. Практические рекомендации ...................13
Создание оптимальной среды для жизни и развития ребенка с ТМНР.......................13
Как определить, что ребенок испытывает сильный стресс? ...................................................... 13
Физическое окружение ............................................................................................................................ 16
Социальная сфера ....................................................................................................................................... 20
Установление коммуникации ......................................................................................................26
Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР ..................................................... 28
Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации .................................................................... 30
Повседневная двигательная активность .................................................................................33
Профилактика вторичных нарушений у детей, не имеющих возможности
самостоятельно изменить положение тела. ...................................................................................... 34
Программа физического сопровождения ..........................................................................................37
Рекомендации по позиционированию детей с двигательными нарушениями
в течение дня ................................................................................................................................................ 39
Принципы безопасного перемещения ............................................................................................... 51
Кормление и самостоятельная еда ...........................................................................................52
Стр.4
4 ·
Одевание и гигиенический уход ................................................................................................60
Чистка зубов .................................................................................................................................................. 62
Купание ........................................................................................................................................................... 64
Процесс одевания и раздевания .......................................................................................................... 68
Пользование туалетом .............................................................................................................................. 69
Организованная занятость ...........................................................................................................71
Ритмическое занятие «Круг» .................................................................................................................. 71
Роль взрослых на занятии «Круг» ........................................................................................................ 73
Структура и содержание занятия «Круг» ........................................................................................... 73
Примеры сенсорных и ритмических игр ........................................................................................... 75
III. Приложения ....................................................80
Приложение 1. Словарь понятий и терминов ........................................................................80
Приложение 2. Перечень профильных нормативных правовых актов .......................89
Приложение 3. Показатели баланса и перегрузки у младенцев
и маленьких детей по Эльсу и Бразельтону (Als, Brazelton) ............................................91
Приложение 4. Возможные вторичные осложнения из-за недостаточности
двигательной активности..............................................................................................................93
вПриложение 5. Динамическое наблюдение и показатели развития воспитанников
«Свят условиях развивающего ухода (на примере некоммерческой организации
о-Софийский социальный дом», Москва)........................................................................... 94
Организация жизни в СССД .................................................................................................................... 94
Направления работы в СССД и достигнутые результаты ............................................................ 96
Развивающие занятия ............................................................................................................................... 98
Приложение 6. Пример организации дня ребенка .......................................................... 102
Приложение 7. Необходимые предметы и порядок их хранения ...............................107
Литература ...................................................................................................................................... 110
Стр.5