СОДЕРЖАНИЕ:
В НОМЕРЕ:
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Александр Явкин. Вакцина для российского гражданского авиастроения. По результатам
визита Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
Матвиенко В.И. в ПАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева» 3 сентября 2020 г. ............................... 04
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
В ЦАГИ обсудили программу развития НЦМУ «Сверхзвук»............ ................................... 08
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Александр Рубцов. Летающий рубль ..........................................................................................10
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Валерий Шелковников. «Нет ничего фатальнее столкновения самолетов в воздухе».
О тревожном состоянии дел с безопасностью полетов в Аэронавигационной системе
Российской Федерации ... ............................................................................................14
Евгений Матвеев. Николай Бездетнов: «Вращаться можно, падать нельзя» ..................... 26
ЗАПИСКИ АВАРИЙЩИКОВ. Ведущий серии Борис Шафаренко
Владимир Бараченков. 8. Пожар на борту возник из-за не подготовленных к перевозке
баков .............................................................................................................................................. 30
ФОРУМЫ
Владимир Попов. «Армия-2020» и «АрМИ-2020»: форум, состязания и основная
идея ............................................................................................................................. 34
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Георгий Шибанов. На бессрочной службе у авиации и космонавтики. Продолжение, начало
– в №3-2019 .................................................................................................................................... 40
Георгий Шибанов. 100-летие Государственного лётно-испытательного центра им. В.П.
Чкалова .......................................................................................................................................... 48
75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Николай Якубович. Летающие танки Великой Отечественной .............................................. 50
АВИАЦИОННЫЕ БЫЛИ
ЛЁТЧИЦКИЕ РАССКАЗЫ. Ведущий серии Анатолий Сурцуков
Виктор Заболотский. 61. «Шекспировская трагедия» в трех актах.
62. «Похоже, вы дотронулись до инфразвука» ...................................................................... 60
УРОКИ ИСТОРИИ
Алексей Лашков. Война в Сирии. 2018 год: Хроника событий.
Часть 8, начало – в №3-2019 ......................................................................................................... 66
100-летие окончания Первой мировой войны
Алексей Лашков. Отечественная воздушная оборона на русско-германском
фронте в ходе кампании 1917 года. По оперативным сводкам Штаба Верховного
Главнокомандующего. Часть 2, начало – в №4-2020 .................................................................. 72
2
№ 5 (143) ● 2020
8
14
«Каждый серьезный инцидент отличается
от авиационного происшествия
только исходом! Если он
произошел, бросайте все и, засучив
рукава, расследуйте его как катастрофу
с созданием комиссий и
подкомиссий. При расследовании
инцидентов могут быть те же аварийные
факторы, что и при авиапроисшествиях;
они являются обширным
источником информации об
аварийных факторах. Главным преимуществом
является то, что живы
участники событий!». 19.03.2002 г. в
МЦ АУВД произошел отказ 35 каналов
радиосвязи с воздушными
судами, восьми каналов передачи
радиолокационных данных ...
48
В НЦМУ «Сверхзвук» выделяется пять научных лабораторий: «Аэродинамика и
концептуальное проектирование сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) с
низким звуковым ударом» во главе с С.Чернышевым (ЦАГИ, при участии МАИ);
«Аэроакустика и вибрации» под руководством В.Копьева (ЦАГИ, с участием ИПМ
РАН и МГУ); «Прочность и интеллектуальные конструкции», руководитель – В.
Матвеенко (УРО РАН, с участием ЦАГИ); «Газовая динамика и силовая установка»,
руководитель – А.Ланшин (ЦИАМ) ; «Искусственный интеллект и безопасность полетов»,
руководитель – А.Ефремов (МАИ).
...что бы могло стимулировать банк спасать гражданскую авиацию? Поскольку
банк рискует материально, то и стимул должен быть материальным, этот риск
оправдывающим. А, во-вторых, вкладывая деньги в проблемный кредит, банк
отвлекает их от других направлений вложений, но ресурсы банка ограничены. А
если нет? Если банк будет выдавать кредиты средствами, эмиссию которых он
сам и осуществляет? Назовем эту виртуальную единицу, скажем, авиарубль. Эта,
не имеющая бумажных носителей денежная единица, будет в некоторой степени
чем-то вроде переводного рубля...
Одной из причин левого вращения
вертолетов классической схемы на
малых скоростях полета при ветре
сзади-справа, является возникновение
«вихревого кольца» на рулевом
винте. Кто хоть раз видел неуправляемое
вращение вертолета, не забудет
никогда. Представьте, вертушка
заходит на посадку. Гасит скорость.
Зависает. До касания остаются считанные
секунды. И вдруг привычная
картина резко меняется. 10-тонная
махина начинает вращаться, словно
гигантский волчок. Сначала медленно,
а затем все быстрее и быстрее.
Внутри все обрывается. Спасти может
только чудо...
26
10
30
На 9-й минуте полета и высоте
около 4000 м ощутили глухой удар
и увидели в смотровом иллюминаторе
яркий всплеск пламени
в грузовом отсеке. После сброса
давления в кабине члены экипажа
приступили к тушению пожара
в грузовом отсеке с помощью переносных
противопожарных баллонов.
Экипаж запросил возврат
на аэродром вылета и посадку с
обратным курсом. Пожар устранить
не удалось, интенсивность
его увеличивалась. Кабина стала
наполняться дымом. Командир
экипажа оценил обстановку и
приступил к экстренному снижению,
переведя самолет в глубокую
спираль...
В ГЛИЦ с 1952 г. функционирует специальный диссертационный совет, благодаря
которому 48 специалистов ГЛИЦ защитили диссертации на соискание учёной
степени доктора технических наук и более 560 специалистов стали кандидатами
технических наук. В 1972 г. в ГЛИЦ сформирован Центр подготовки лётчиков-испытателей.
В 2014 году получена бессрочная лицензия на осуществление образовательной
деятельности в сфере дополнительного профессионального образования
по переподготовке лётчиков, штурманов и инженеров для выполнения нового
вида профессиональной деятельности.
№ 5 (143) ● 2020
3
Стр.3