Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника.
Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко ), устраивал там спектакли и литературные
чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда"; в "Недоросле" он играл Митрофана, а Н. В.
Гоголь - Простакова. Был учителем русского языка в виленской гимназии; служил в министерстве
финансов, затем в военном министерстве. Драматическая фантазия Кукольника "Торквато Тассо" (М.,
1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда
не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е
издание 1860) появилась пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего
отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Московский Телеграф", справедливо
отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех выпал на долю другой драмы Кукольника:
"Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены
до 1860-х годов и доныне идущей в провинции. В период 1840 - 1845 годов Кукольник напечатал 5
романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. он издавал
"Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в
1845 - 1847 годах - "Иллюстрацию". В этот же период вышли его "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и
"Картины русской живописи" (ib., 1842 - 1843). Время до 1848 г. можно считать расцветом славы
Кукольника. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную
триаду в литературе, живописи и музыке - себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок.
И тогда, однако, лучшая часть литературы относилась к Кукольнику холодно: Пушкин считал его
драматический талант ниже таланта барона Розена, Белинский признавал некоторое значение только за
его рассказами. Когда М. Е. Салтыков, после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у
военного министра, графа Чернышева, последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил
Кукольнику сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того
переведенного на службу в Вятку. В 1850-х годах популярность Кукольника стала падать; не поддержало
ее и предпринятое им издание собрания его сочинений (СПб., 1851 - 1853). Успех его исторической
драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время Крымской кампании, был случайным,
зависящим от общего патриотического увлечения. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в
Таганроге. Журналы печатали произведения Кукольника неохотно, и он умер почти всеми забытый.
Нельзя отрицать в Кукольнике таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи
риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Чувства меры в нем не было вовсе.
Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане"; Кукольнику оно понравилось, и он стал
употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои Кукольника на каждом шагу восклицают:
"Га!" (междометие, придуманное Кукольником для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и
прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется по ходу действия. Произведения Кукольника
печатались преимущественно в "Библиотеке для Чтения". Отдельно изданы: "Повести и рассказы" (СПб.,
1842), "Маркитантка", др. (ib., 1854), "Морской праздник в Севастополе", драматическое представление
(ib., 1854), "Азовское сиденье", историческое сказание в лицах (ib., 1855), "Генерал-поручик Паткуль" (2е
издание, ib., 1860); "Боярин Федор Васильевич Басенок", историческая драма (ib., 1860) и много других
романов, пьес и рассказов. Несколько рассказов Кукольника из времен Петра Великого перепечатано в
"Дешевой Библиотеке" Суворина.
Стр.1