Библиотека Александра Белоусенко - http://www.belousenko.com, 9 января 2004.
Прислал Александр Продан (alexpro$enteh.com).
0x01 graphic
Алексей Фуфлыгин о Сигизмунде Кржижановском
Алексей Фуфлыгин родился в 1971 году. Прозаик, эссеист. Автор книги "Алмазный дождь
над башней Бейвенутцы" (Пермь, 1999). Публиковался в журналах "Урал", "Молодой Петербург",
"Русская провинция". Член Союза писателей России.Живет в Перми.
"НЕ ВОВРЕМЯ" СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО
ВПЕРЕДИ
Первая половина двадцатого столетья, Советская Россия, в центре - война, в эпицентре -
одетый в долговязую нелепейшую шинель часовой, бормочущий себе под нос Вергилия в оригинале. Он
голоден ровно настолько, насколько голоден любой русский солдат в это время. Он - часовой Советской
России и часовой мысли. Никакие виды ознобов, никакие шинельные прорехи не отнимут его от
привычного мысленного процесса. В этом весь Кржижановский, - человек и писатель, одновременно
живущий в двух мирах: в Советской России, пожинающей плоды социалистической революции, и в мире
фантазмов, феноменальных философем, дерзких прыжков в неизведанные глубины вещей и
человеческого сознания, в категории рассудка и за них. Уверен, в его голове уже тогда Вергилий
соседствовал с идеями и сюжетами, выдуманными им самим, - те самые, которые много позже переросли
в "Автобиографию трупа", в "Странствующее "странно" и в "Сказки для вундеркиндов".
Этот случай на посту (часового за чтением Вергилия "застукал" в 1918 году комиссар Красной Армии
С.Д.Мстиславский) сыграет значительную роль в судьбе писателя: пораженный образованностью
Кржижановского, Мстиславский пригласит его на работу контрольным редактором в Большую
Советскую энциклопедию, которой в то время руководил легендарный Отто Юльевич Шмидт.
Кржижановскому будет для начала предложено написать статью об Авенариусе, что он сделает
блестяще, - так дорога в БСЭ была проложена, он становится контрольным редактором отдела ЛИЯ
(литература, искусство, языки). Кржижановского ждет впереди многое: многолетняя лекционная
деятельность (в частности в Государственном музыкально-драматическом институте и во Всероссийском
театральном обществе), где он проявит себя как специалист самого широчайшего охвата и масштаба, и
последующий успех у студенческой молодежи; театральная постановка по его пьесе "Человек, который
был Четвергом" (по прозе Честертона) будет осуществлена на сцене Камерного театра, а по его сценарию
"Праздник святого Йоргена" по роману Бергстедта Протазановым будет сниматься фильм, куда на
главную роль будет приглашен Игорь Ильинский; работа в мультипликации, где по его сценарию будет
снят мультфильм "Новый Гулливер" (первый! отечественный! художественный!); литературному миру
им будут представлены замечательные критические работы о творчестве Эдгара По, Шекспира, Шоу,
Пушкина, Чехова; и, наконец: новеллистика, очеркистика, проза. Все, что он сделал, - необычайно
самобытно и ценно, он был талантлив во всем, размаху и глубине его мыслей практически не было
пределов.
Однако серьезно пополнившая мировую копилку литературных шедевров проза, беллетристика и
критика писателя не стала мостом, по которому он мог бы перейти реку забвения и непонимания и стать
известным широкому читателю. Не помогли и публикации его критических статей в "Литературной
учебе", "Литературном критике" и "Театре", ни появление в журнале "Россия" повести "Штемпель
"Москва" (расположившаяся, кстати сказать, на страницах по соседству с "Белой гвардией" Михаила
Афанасьевича Булгакова), а в "Зорях" - рассказа "Якоби и якобы", ни авторские исполнения новелл на
литературных чтениях на "Никитинских субботниках", где его слушали многие именитые гости
(Москвин, Качалов, в частности). Ему многие старались помочь, считая, что "сбивается он с пути и
проваливается не от недостатка сил или подслеповатости, а от более почтенных свойств натуры". Его
многие любили и почитали за большого писателя; он был знаком со многими значительными личностями
того времени: Александром Грином,Юрием Карловичем Олешей, Таировым, Мейерхольдом.
Однажды Таиров спросил Кржижановского: "Кто ваш главный враг? Скажите. У меня все-таки есть
Стр.1