*& ВАШ ВЪ СРЕД tfj хм D Г ФП IT тшъ fie ДУХОВЕНСТВА ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХШ ЗА ІІОСД Д Н Е Е ДЕОЯТИІ Т І Е . <...> ПП7П19П^7
ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ВЪ СРЕДЪ ДУХОВЕН
СТВА ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХІИ ЗАПОСЛЪДНЕЕДЕСЯТИЛЪТІЕ. <...> Благотворительность въ отношеніи б дныхъ и страждущихъ является одною изъ главныхъ, осяовныхъ доброд телей христіанства. <...> Уже въ в къ Апостольскій, особенно же въ ближайшіе къ нему в ка, благотворительность принимаетъ въ Церкви весьма
4
широкіе разм ры. <...> Посл дніе два свя
тителя, особенно Василій Великій, изв стны широкою организаціею благотворительныхъ учрежденій: больницъ, богад лень, страннопріемницъ и пр. въ столь громадныхъ разм рахъ, что они образовывали какъ бы ц лые города. <...> Многіе святители какъ при своихъ архіерейскихъ домахъ; такъ и при иноческихъ обителяхъ и даже на приходскихъ „погостахъ", учреждали странно-
5 пріимницы, „шпитали", богад льни и проч. <...> Къ сожал нію, со второй половины XVIII в ка, всл дствіе изв стнаго въ исторіи нашей Церкви акта отобранія монастырскихъ им ній (секуляризація) при Екатерин Великой и закрытія массы монастырей, а также съ начала прошлаго XIX в ка, когда въ 1808 году были отобраны въ пользу казны „Экономическія" суммы у приходскихъ церквей (около 6 милліоновъ), съ ц лью образованія духовно-учебнаго фонда, наступаетъ р зкій <...>
Церковная_благотворительность_в_среде_духовенства_Харьковской_епархии_за_последнее_десятилетие.pdf
Священникъ Даніилъ Поповъ.
*& tfj
хм
ВАШ Г
D ФП
fie тшъ
IT
ВЪ СРЕД ДУХОВЕНСТВА ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХШ
ЗА ІІОСД ДНЕЕ ДЕОЯТИІ ТІЕ.
^* >
• • —
ХАРЬКО В Ъ.
Типографія Губернскаго Правленія, Соборная ылощ., зд. Присутств. м стъ.
1 9 0 7.
/
«
j.
:
'•*
Стр.1
«N!/Отд
льны оттиски изъ ж. „В ра и Разумъ" за 1907 годъ.
^І 4
-
4;J і
?ПП7П19П^7
II
Стр.2
ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ВЪ СРЕДЪ ДУХОВЕНСТВА
ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХІИ ЗАПОСЛЪДНЕЕДЕСЯТИЛЪТІЕ.
Благотворительность въ отношеніи б дныхъ и страждущихъ
является одною изъ главныхъ, осяовныхъ доброд телей христіанства.
Она запов дана намъ Господомъ Іисусомъ Христомъ,
она вытекаетъ изъ существа христіанства, какъ д ятельное
нроявленіе основного христіанскаго принципа—любви
(Іоан. XIII, 34—35; Іоан. Ill, 16—18). Христосъ сказалъ,
что на страшномъ Его суд будутъ благословленны и унасл -
дуютъ царство Отца иебеснаго, уготованное отъ созданія
шра, прежде всего т , которые алчущихъ питаютъ, жаждущихъ
поятъ, странныхъ принимаютъ, нагихъ од ваютъ, больпыхъ
и заключенныхъ пос щаютъ (Мат . XXV, 34—40).
Эта живая, д ятельная любовь христіанская побуждала хрисгіанъ
Апостольскаго в ка продавать свои им нія и ц ну
^хъ полагать къ ногамъ Апостоловъ (Д ян. IV, 34—35),
дабы никто изъ христіанъ не им лъ въ чемъ либо нужды и не
—ыился съ другими, имущими членами церкви, по крайней
р , въ отношеніи матеріальнаго достатка (Д ян. IV, 32).
юстолы постоянно уб ждаютъ христіанъ не забывать брато"Іюбія
и страннолюбія, помнить узниковъ и страждающихъ
"(Рим. XIII, 1—3) и ие затворять сердецъ своихъ отъ братьевъ,
впадающихъ въ нужду (I Іоан. Ill, 17). Сами они собираютъ
пожертвованія для нуждающихся церквей (Д ян. XI, 29—
•30), похваляютъ усердіе христіанъ къ благотворительности и
даютъ объ этомъ свои распоряженія (Д ян. XX, 35; Рим.
XII, 8; I Кор. XVI, 1—2), предпринимаютъ м ры къ упорядоченію
благотворэнія (Д ян. VI, 1—6)...
Уже въ в къ Апостольскій, особенно же въ ближайшіе къ
нему в ка, благотворительность принимаетъ въ Церкви весьма
Стр.3