Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 525445)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Рисунок (180,00 руб.)

0   0
АвторыНезнаева Юлия Юрьевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц100
ID695047
АннотацияВ учебно-методическом пособии предложена учебная программа по рисунку, методические и практические материалы, обеспечивающие выполнение обучающимися программы 1 курса по рисунку и успешное овладение компетенциями, необходимыми для дальнейшего преподавания школьникам основ конструктивного и объемно-пластического построения рисунка с натуры в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Пособие предназначено для обучающихся 1 курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки "Педагогическое образование" направленность "Изобразительное искусство", преподавателям, методистам и работникам образовательных организаций.
Рисунок [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие [для студентов вузов 1 курса очной и заоч. форм обучения] : направление подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", направленность "Изобразительное искусство", уровень бакалавриата / Ю. Ю. Незнаева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 100 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/695047

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рисунок.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Рисунок.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность «Изобразительное искусство» Уровень бакалавриата Сургут, 2018
Стр.1
УДК 76.03(07) ББК 85.154я81 Р 54 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-художественного образования протокол № 3 от 21 ноября 2017 года Рецензент: С.С. Кыбукевич, преподаватель кафедры социально-художественного образования БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Р 54 Рисунок : учебно-метод. пособие : направление подгот. 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Изобразительное искусство», уровень бакалавриата / Департамент образования и молодеж. политики ХМО-Югры, Бюджетн. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. Ю.Ю. Незнаева. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 99, [1] с. В учебно-методическом пособии предложена учебная программа по рисунку, методические и практические материалы, обеспечивающие выполнение обучающимися программы 1 курса по рисунку и успешное овладение компетенциями, необходимыми для дальнейшего преподавания школьникам основ конструктивного и объемно-пластического построения рисунка с натуры в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Пособие предназначено для обучающихся 1 курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование» направленность «Изобразительное искусство», преподавателям, методистам и работникам образовательных организаций. УДК 76.03(07) ББК 85.154я81 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018 – 2 –
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебная дисциплина «Рисунок» входит в раздел «Б1. Дисциплины (модули)» и является обязательной дисциплиной основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / направленность Изобразительное искусство. Освоение дисциплины «Рисунок» является необходимой основой для дальнейшего освоения смежных дисциплин, таких как живопись, книжная иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, введение в профессиональную деятельность. Требования к входным знаниям, умениям, навыкам и готовности обучающихся, необходимых для освоения учебной дисциплины «Рисунок»: Обучающийся должен знать:  основы построения композиции;  основные законы перспективы;  основные методы светотеневой моделировки формы. Обучающийся должен уметь:  выполнять штриховку;  строить композицию;  практически применять знания перспективы. Обучающийся должен владеть:  навыками элементарного построения прямых линий;  способами построения форм;  способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования информационной среды образовательного учреждения. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Рисунок» в образовательной организации. Спектр формируемых компетенций по дисциплине «Рисунок» представлен следующими профессиональными компетенциями: ПК-15 способность создавать художественный образ графическими, конструктивно-пространственными, объемно-пластическими и формально-композиционными методами построения; ПК-16 способность реализовывать собственные изобразительные навыки в работе над композицией в графике в профессиональной деятельности. Цель изучения дисциплины: развитие у обучающихся опыта конструктивно-схематического построения, передачи фактуры, форм, объема при выполнении рисунка геометрических тел. Задачи обучающихся: 1. Сформировать опыт конструктивно-схематического построения геометрических тел и бытовых предметов. 2. Сформировать опыт светотональной моделировки построения геометрических тел и бытовых предметов. 3. Научиться на основе геометрических фигур строить бытовые предметы. 4. Приобрести умения методического построения черепа человека. 5. Приобрести умения методического построения гипсовых частей лица с античного образца. Настоящая программа и методические рекомендации составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. В процессе освоения дисциплины «Рисунок» обучающиеся приобретают знания и навыки выстраивания перспективы, пропорций, композиции, учатся передавать светотеневую моделировку изображаемых предметов, их характерные черты и особенности. В результате освоения учебной дисциплины «Рисунок» у обучающегося должны быть сформированы знаниевый, ориентировочный, операционный, опытный компоненты профессиональных компетенций представленные в таблице 1. – 3 –
Стр.3
Таблица 1 Когнитивный Результаты изучения учебной дисциплины «Рисунок» Ориентировочный Операциональный Знать способы и приемы конструктивного построения пространственной геометрии предметных форм (ПК-15) Знать способы и приемы светотональной, цветотональной, пластической моделировки предметных форм (ПК-15) Уметь использовать средства графического, живописного, скульптурного языка (ПК-15) Уметь проектировать процесс построения графического, живописного, скульптурного образов на основе логики пространственной структуры предметных объектов (ПК-15) Владеть способами и приемами создания графического построения конструктивно-пластического образа разного рода предметных объектов (ПК-15) Владеть техникой создания графического образа наброска, зарисовки, эскиза, живописного этюда, станковой композиции (ПК-16) Опыт Иметь опыт реализации художественного замысла в различных техниках станковой графики, живописи, скульптуры (ПК-16) Иметь опыт создания станкового графического, живописного, скульптурного произведений в различных жанрах искусства (ПК-16) Учебно-методическое пособие направлено на изучение и освоение основных законов построения предметных форм. По своей структуре учебно-методическое пособие состоит из четырех частей. В первой части пособия раскрывается содержание учебной дисциплины «Рисунок» для первого года обучения. Вторая часть учебно-методического пособия включает в себя фонд оценочных средств по дисциплине. В третью часть был включен Раздел 1, который предполагает освоение обучающимися навыков изображения совершенных предметных форм (гипсовых геометрических тел) и бытовых предметов. Четвертая часть пособия (Раздел 2) направлена на освоение анатомических особенностей частей лица, черепа в рисунке. Учебно-методическое пособие имеет учебно-методическое и программное обеспечение и приложения. Структура и трудоемкость учебной дисциплины «Рисунок» Учебная дисциплина «Рисунок» реализуется непрерывно с 1 по 4 курсы, в каждом семестре (периоде обучения). В пособии представлено проектирование и содержание учебной дисциплины «Рисунок» согласно учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» / направленность «Изобразительное искусство». Общая трудоемкость дисциплины «Рисунок» за учебный год составляет 6 зачетных единиц. Виды и формы самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Рисунок» В ходе самостоятельной работы обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:  изучение требований, предъявляемых к учебной дисциплине «Рисунок»;  подбор учебной литературы по рисунку для приобретения знаний основных законов рисования (перспективы, пропорций, техники рисунка, штриховки, светотеневой моделировки, выявление фактуры предметов);  создание собственных зарисовок на выработку навыка рисования, становление руки, передачи формы, фактуры предметов, освоения законов перспективы, пропорциональных особенностей на практике. Методические рекомендации и указания по выполнению заданий представлены в 3 части данного учебно-методического пособия. Формы текущего контроля успеваемости 1. Контрольный просмотр. В ходе контрольного просмотра педагогами определяется качество выполнения учебных работ (рисунки, гипсовые модели и т.д.) по установленным параметрам и критериям. 2. Публичное оглашение оценок с разбором сильных и слабых сторон работ. – 4 –
Стр.4
Формы промежуточной аттестации Деятельность обучающихся по итогам каждого периода обучения (модуля) оценивается в форме экзамена. В завершении первого учебного года обучающийся должен демонстрировать следующие результаты освоения учебной дисциплины «Рисунок», представленные в таблице 2. Таблица 2 Раздел 1 Методическая последовательность изображения геометрических тел 1. Знает:  способы и приемы пластической моделировки объемной пластики предметных форм. Раздел 2 Методическая последовательность изображения частей лица, головы, черепа с натуры с учетом объемно-пластической моделировки 1. Знает:  способы и приемы построения и пластической моделировки объемной пластики черепа и частей лица;  способы и приемы конструктивного построения пространственной геометрии предметных форм. 2. Умеет:  проектировать процесс построения графической постановки на основе пространственной структуры предметных объектов;  создавать станковое графическое произведение;  выстраивать линейно-конструктивный, объемно-пластический рисунок натюрморта. 3.Владеет:  приемами создания конструктивно-пространственного, объемно-пластического и формально композиционного построения в графике;  приемами линейно-конструктивного построения в графической композиции. 2. Умеет:  грамотно выстраивать процесс создания графической работы при построении черепа и частей лица;  создавать графический образ наброска, зарисовки, эскиза, станковой композиции;  пользоваться средствами графического языка. 3. Владеет:  опытом реализации художественного замысла в различных техниках станковой графики;  опытом создания анатомически грамотной конструкции черепа и частей лица в рисунке. – 5 –
Стр.5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК» В данном пособии представлены методические рекомендации по проектированию и разработке двух модулей. Структура и содержание раздела 1 учебной дисциплины «Рисунок» представлено в таблице 3 и таблице 4. Раздел 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ И БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель: Развитие у обучающихся навыков конструктивного, объемно-пластического построения, передачи фактуры, форм, объема при выполнении натюрморта. Задачи обучающихся: 1. Сформировать обучающихся навыки конструктивного и объемно-пластического построения геометрических тел. 2. Приобрести навыки выполнения рисунка с натуры с учетом форм, объема и фактуры. Таблица 3 Содержание раздела 1 УЭ. 1.1. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РИСУНКЕ (вводный) УЭ. 1.1.1. Графические инструменты и правила пользования ими. УЭ. 1.1.2. Средства выразительности в рисунке. УЭ. 1.1.3. Понятие о пропорциях. УЭ. 1.1.4. Понятие о композиции в учебном рисунке. УЭ. 1.1.5. Понятие о перспективе учебном рисунке. УЭ. 2.1. КОНСТРУКТИВНО-СХЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК КАРКАСА ГИПСОВЫХ ТЕЛ УЭ. 3.1. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ГИПСОВЫХ ТЕЛ УЭ. 3.1.1. Светотеневая моделировка гипсовых элементов. УЭ. 3.1.2. Рисунок натюрморта из двух-трех гипсовых геометрических тел. УЭ. 4.1. МЕТОДИКА РИСОВАНИЯ РАЗНОФАКТУРНОГО НАТЮРМОРТА УЭ. 4.1.1. Выявление объемно-пластической формы драпировки. УЭ. 4.1.2. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом. УЭ. 4.1.3. Конструктивные наброски бытовых предметов. УЭ. 4.1.4. Наброски натюрморта составленного из бытовых предметов с отражающей поверхностью. УЭ. 4.1.5. Рисунок натюрморта, составленного из предметов разных по форме, величине, фактуре, сложности мягкими материалами. Результаты Знания законов и основ графического рисунка Рисунок каркаса гипсовых тел Рисунок натюрморта из гипсовых тел Рисунок разнофактурного натюрморта Уровень усвоения Применение – 6 –
Стр.6
Отчетные работы по учебной дисциплине «Рисунок» Раздел 1. Методическая последовательность изображения геометрических тел. 1. Конструктивно-схематический рисунок каркаса гипсовых тел. 2. Рисунок натюрморта из двух-трех гипсовых геометрических тел. 3. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, двумя предметами и драпировкой. 4. Рисунок разнофактурного натюрморта мягкими материалами. 5. Рисунок натюрморта, составленного из предметов разных по форме, величине, фактуре и сложности. 6. Конструктивные наброски бытовых предметов, выявления объемной формы и пространственного положения предметов в рисунке. 7. Конструктивные наброски натюрморта, составленного из предметов разных по форме, величине и сложности. Структура и содержание раздела 2 учебной дисциплины «Рисунок» представлено в таблице 4 и таблице 5. Раздел 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧАСТЕЙ ЛИЦА, ГОЛОВЫ, ЧЕРЕПА С НАТУРЫ С УЧЕТОМ ОБЬЕМНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИРОВКИ Цель: формирование навыков изображения человеческой головы, основных ее элементов. Задачи обучающихся: 1. Овладеть навыками конструктивного построения черепа и частей лица с натуры. 2. Приобрести навыки объемно-пластической моделировки натуры. Таблица 4 Проектирование содержания и планируемых результатов раздела 2 Содержание Результаты УЭ. 2.1. Рисование гипсовых частей лица, головы. Рисование черепа в нескольких ракурсах. УЭ. 2.2. Рисунок деталей головы. Рисование носа. УЭ. 2.3. Рисунок деталей головы. Рисование глаз. УЭ. 2.4. Рисунок деталей головы. Рисование губ. УЭ. 2.5. Рисунок деталей головы. Рисование уха. Конструктивный рисунок черепа, выполненный с учетом объемно-пластической моделировки Выполнить конструктивное, объемно-пластическое построение частей лица Отчетные работы по учебной дисциплине «Рисунок» Раздел 2. Методическая последовательность изображения частей лица, головы, черепа с натуры с учетом объемно-пластической моделировки. 1. Рисунок черепа в нескольких ракурсах. 2. Рисунок носа. 3. Рисунок глаза. 4. Рисунок губ. 5. Рисунок уха. Уровень усвоения Применение – 7 –
Стр.7
Темы практических работ Показатели для оценивания результатов 1 курс 1 семестр 1. Конструктивно-схематический рисунок каркаса гипсовых тел. 2. Конструктивно-линейное построение рисунка двух-трех гипсовых тел и бытовых предметов. 3. Конструктивные наброски бытовых предметов. 4. Выявление объемной формы и пространственного положения предметов в рисунке. 5. Рисунок натюрморта из двух-трех гипсовых геометрических тел. 6. Рисунок натюрморта из двух-трех гипсовых геометрических тел и бытовых предметов. 7. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, двумя предметами и драпировкой. 8. Конструктивные наброски натюрморта составленного из предметов разных по форме, величине, сложности. 9. Рисунок натюрморта составленного из предметов разных по форме, величине, фактуре и сложности. Демонстрируют знание и понимание основ передачи перспективы, светональной проработки гипсовых тел Могут применять знания и понимание для передачи средствами рисунка формы и тона реальных предметов и пространства Владеют навыками передачи тональных отношений художественно-выразительными средствами, материалами и инструментами в рисунке Ожидаемые результаты: Знание и понимание изученного материала, владение навыками построения, моделирование формы средствами рисунка, накопление опыта и способность применять полученные знания на основании выполнения практических работ в течение семестра 1 курс 2 семестр 1. Рисование гипсовых частей лица, головы. Рисование черепа в нескольких ракурсах. 2. Рисунок деталей головы. Рисование носа. 3. Рисунок деталей головы. Рисование глаз. 4. Рисунок деталей головы. Рисование губ. 5. Рисунок деталей головы. Рисование уха. Демонстрируют знание и понимание основ передачи перспективы, светональной проработки гипсовых слепков человеческих частей лица Могут применять знания и понимание для передачи средствами рисунка формы и тона гипсовых частей человеческого лица Владеют навыками передачи тональных отношений художественно-выразительными средствами, материалами и инструментами в рисунке Ожидаемые результаты: Знание и понимание изученного материала, владение навыками построения, моделирование формы средствами рисунка, накопление опыта и способность применять полученные знания на основании выполнения практических работ в течение семестра. – 8 –
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически